Учреждения социального обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Следует упомянуть о существенном усложнении системы правового регулирования социального обеспечения, а именно: специализации и обособлении отдельных составляющих правовых режимов социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения, что иллюстрируется принятыми на рубеже веков рамочными законами. Более того, государство должно обеспечить оптимальное, согласованное функционирование государственных и негосударственных форм социального обеспечения. Последние должны быть в сфере правового регулирования отрасли права социального обеспечения, с тем чтобы государство устанавливало юридические гарантии защиты прав граждан в отношениях с негосударственными структурами, действующими в сфере социального обеспечения.

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

7) иные меры по формированию  здоровых взаимоотношений и созданию  благоприятной социальной среды  для граждан пожилого возраста  и инвалидов.

  Полустационарное  социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания.

  На  полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем  граждане и инвалиды, сохранившие  способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Порядок и условия полустационарного  социального обслуживания определяются органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

  Порядок и условия предоставления бесплатного  надомного, полустационарного и  стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или  частичной оплаты устанавливаются  органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации./3/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Учреждения социального обслуживания населения 
 

     Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

     Важное  место в этой системе принадлежит  территориальным центрам социального  обслуживания населения.

     Территориальная социальная служба представляет собой  совокупность органов управления и  специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий  населения на территории различных  административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

     Функции управления социальным обслуживанием  населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а  также негосударственные, общественные, частные и другие организации  при наличии лицензии) создают  специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых  отводится территориальным центрам  социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального  обслуживания является учреждением  социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную  и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам  и группам населения, нуждающимся  в социальной поддержке. Центры социального  обслуживания могут иметь в своей  структуре различные подразделения  социального обслуживания, в том  числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые  с учетом необходимости и имеющихся  возможностей. Такие центры оказывают  комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально – педагогическую, медико – социальную, профилактическую и т.д.

     В состав территориальной службы могут  также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия  социального обслуживания независимо от форм собственности.

      Сегодня можно  наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий  социального обслуживания, возникают  их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и  групп населения. Система социального  обслуживания еще находится в  стадии формирования./4/

     Финансирование  институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной  основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:

     - нормативных отчислений из бюджетов  соответствующего уровня в размере  не менее 2 % расходной части  бюджета;

     - поступлений из фонда социальной  поддержки населения за счет  выделения части средств на  цели социальной поддержки семей  с детьми;

     - средств из федерального бюджета  на выполнение уставных задач;

     - финансов в результате перераспределения  средств между комитетами и  отделами служб различного уровня  на реализацию областных, городских  и районных программ;

     - дополнительных средств на областного  и местного бюджетов на обеспечение  целевых мероприятий по адаптации  доходов населения к росту  стоимости жизни и другое;

     - доходов от платных услуг и  от хозяйственной деятельности  учреждений службы;

     - благотворительных пожертвований  и взносов предприятий, общественных  организаций и частных лиц,  поступлений от благотворительных  акций.

     Средства  специализированных центров формируется  в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных  услуг населению и получении  прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения  в части средств, зачисляемых  в местный бюджет.

     Основным  принципом организации социальных служб в РФ является территориальный  принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлимых компонентов (или секторов) территориальных  социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения  на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления  подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД  или службы занятости, молодежи.

     Однако  развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

     - слабая правовая база системы  социального обслуживания;

     - ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов  управления федерального и регионального  уровней, а также органов местного  самоуправления;

     - отсутствие координации в деятельности  министерств и ведомств в сфере  социального обслуживания;

     - нехватка персонала, имеющего  профессиональную подготовку в  области социальной работы;

     - низкий социальный статус и  неадекватная заработная плата  работников социальных служб;

     - недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных  возможностей неправительственных  учреждений./5/

     3.1 Учреждения социального обслуживания семьи и детей 

     Важным  аспектом в регулировании социально  – экономических процессов в  обществе является защита и поддержка  института семьи. Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций  можно выразить в следующем:

     расширение  возможностей семьи для решения  жизненно-необходимых задач;

     установление  связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными  институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

     содействие  эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической  системы;

     развитие  самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

     Общую функциональную схему можно представить  как систему взаимодействия семьи  государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами.

     Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей указываются, как  правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее  время идет создание горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения  в такого рода услугах. В этих целях  необходимо учитывать типы семей, наличие  острых проблем, отношение населения  к такой службе; в случаях необходимости  формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в  нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что  в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть  предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.

    Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной  центр социальной помощи семье и  детям или областной центр  социального здоровья населения  должен исходя из местной ситуации выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также  представляются достаточно перспективными.

     Социальная  служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают  в качестве структур элементов, создаваемых  по мере необходимости.

     Государственная служба помощи семье и детям выполняет  следующие функции:

     - аналитическую: изучает проблемы  и нужды своего контингента  семей или членов коллектива;

     - планово-организационную: планирует  и организует социальное обслуживание  в социуме;

     - управленческую: обеспечивает контакт  с государственными органами, от  которых зависит решение проблем  клиента, добивается решения,  проводит оценку результата того  или иного мероприятия и т.д.;

     - информационную: сообщает населению  о возможностях службы, новых  государственных решениях по  социальной защите населения.

     Социальная  работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при  острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями  или трудной жизненной ситуацией  направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность  суицида, последствий такого состояния. Эту помощь могут осуществлять такие  учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психиатрической помощи и другие.

     Помощь  может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных  ситуациях клиенту оказывается  не только первичная, но и углубленная  длительная поддержка, направленная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента  и увеличение его веры в свои силы, и возможность преодоления сложившихся  обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для  детей и подростков (матерей с  детьми), реабилитационных центрах, центрах  помощи детям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семейных проблем, что  дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

     Помощь  может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно  на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических  состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другие), через  различные государственные организации  и фонды.

     Кроме того, помощь может быть прямой и  в другом смысле слова, а именно –  в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также  превентивного характера, то есть предупреждающей  прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

     В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 года было утверждено Примерное положение о территориальном  Центре социальной помощи семье и  детям, в котором дано его определение  как учреждения государственной  системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

     Центр может иметь в своей структуре  различные подразделения социального  обслуживания семьи и детей, в  том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей  и подростков и т.д.

     Цель  деятельности Центра – способствовать реализации права семьи и детей  на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических  условий жизни, показателей социального  здоровья и благополучия семьи и  детей, гуманизации связей семьи  с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

     Основными задачами Центра являются:

     - выявление причин социального  неблагополучия конкретных семей  и детей, их потребности в  социальной помощи;

     - определение и предоставление  конкретных видов и форм социально-экономических,  медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических  и иных социальных услуг семьям  и детям, нуждающимся в социальной  помощи;

Информация о работе Учреждения социального обслуживания населения