Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа
Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………
Заключительная информация.
Мы сегодня говорили об образовании и жизненных целях, их роли для развития у человека профессиональных, нравственных и интеллектуальных качеств. Я ещё раз хочу для вас прочитать определение образования, которое дал современный учёный-психолог А.Г. Асмолов:
«Образование представляет собой процесс расширения возможностей развития личности, обеспечивающий компетентность личностного выбора в ходе жизненного пути».
Чтобы изучить уровень самосознания учащихся 9-10-х классов в г. Москве, Могилёве, Челябинске было проведено анкетирование. В анкете было 3 вопроса:
Оказалось, что у трети обследуемых (28,5%) нет никакого определённого желания. 43,7% учащихся ответили, что у них нет ясной цели в жизни. Обозначилась и определённая тенденция в отношении к учению и его продолжению. По мере взросления число учащихся, имеющих в качестве самого большого желания окончание обучения, уменьшается с 31,8% у девятиклассников до 9,9% у десятиклассников, а учащиеся 11-х классов вовсе не указали на это желание.
Но тем не менее прозвучали следующие желания:
Анкетирование явно показало, что учащиеся не ставят жизненных целей, не планируют качественное образование, но вот счастья, успеха, богатства они хотят получить в полной мере. Неизвестно, как оно к ним придёт при таком отношении к собственному образованию и развитию необходимых качеств для исполнения их притязаний.
Ленинградские учёные, изучая проблему обучаемости человека в разные периоды жизни, опытным путём доказали, что год году рознь.
В разные годы человек по-разному умён, впечатлителен, памятлив.
Мышление. Работает успешно в 19, 23, 25, 27, 30 лет.
Между этими «пиками ума» - периоды своеобразных «поглуплений» и застоев.
Память. В 21-22 и 23-24 года человек запоминает хуже, чем в 30, но лучше, чем в 20.
Интеллектуальным взлётом, звёздным годом, набирающим максимальное число «пиков» способностей, стали 19 лет. Тут всё сходится: и цветение мысли, и ясность памяти, и сила психомоторных реакций и динамического торможения. Это год блеска всех или почти всех данных молодого человека. Из сказанного вытекает, что до 19 лет общее образование должно быть завершено и у человека есть для этого все биологические возможности. И пора начинать самоутверждение в жизни, но без чётких жизненных целей это невозможно. И тот, кто думает иначе, глубоко заблуждается.
Фортуна не так уж слепа и дарит свои милости тем, кто обладает определённым набором черт характера. Можно сказать даже, что именно характер человеку помогает добиться успеха.
все эти качества надо в себе воспитать в процессе образования. В наше время уместно говорить об образовании в течение всей жизни, так как в эпоху рыночных отношений нельзя быть уверенным, что полученная специальность, профессия – это на всю оставшуюся жизнь. Обстоятельства меняются, и надо быть готовым к тому, что можно потерять работу в силу различных причин (сокращение штатов, банкротство фирмы и т.д.), и только тот всегда добьётся успеха в любых обстоятельствах, кто имеет качественное общее и специальное образование, кто умеет быстро приспособиться к новым обстоятельствам и способен понять: надо учиться всю свою сознательную жизнь, чтобы владеть достаточными знаниями для конкуренции с другими, владеющими такой же профессией, специальностью, и оказаться предпочтительнее для работодателя.
В
заключение мне хочется прочитать
вам стихотворение Леонида
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые,
И в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
и на вопрос даря ответ,
скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Ответьте для себя, что для вас предпочтительнее? И от вашего ответа зависит всё в вашей жизни.
Приложение № 10
Беседа “Как справиться со своими недостатками”.
Цели:
-повышение самооценки;
-сплочение детского коллектива;
-закрепление полученных знаний.
Упражнение 1. «Сказка»
Ведущий. У
каждого из нас есть свой «дракон». Это
наши недостатки, с которыми мы миримся.
Однажды каждый решается убить своего
дракона. Но вместо одной головы вырастают
три, и мы живем со своим драконом и миримся
с ним, отравляя жизнь себе и близким людям.
Ребятам предлагается нарисовать своего
дракона и назвать его в целом и каждую
голову в отдельности. После этого им надо
придумать сказку о том, как они победят
своего дракона. История может быть нарисована
в виде комикса или написана в виде сценария
кинофильма.
Желающие могут объединиться в группы
и придумать другую историю и других драконов,
но и героев и драконов должно быть столько
же, сколько участников в группе.
Для сочинения сказок ребятам предлагается
набор карт, сделанных по типу «Карт Проппа».
Подчеркивается, что колода сложена по
порядку, обычному для сказок, но они могут
работать с перетасованной колодой, могут
вынуть наугад несколько карт и создать
историю по ним и т.д.
Единственное условие — герой должен
действовать как человек, уверенный в
себе.
Набор «Карт Проппа» включает в себя 31
карту (по числу функций, выделенных Проппом)
или 20 (в варианте Дж. Родари).
В данной программе используется набор
из 15 карт:
— предписание или запрет;
— нарушение;
— принятие решения о битве с драконом;
— сбор вооружения;
— путь к дракону;
— встреча с дарителем;
— волшебные дары;
— препятствия;
— враги;
— помощники;
— вызов дракона на бой;
— условия битвы;
— битва;
— победа;
— возвращение;
— последствия победы.
На написание истории подросткам дается
30 минут. Затем желающие могут рассказать
свои истории.
Обсуждение. Ведущий говорит о том, что
для борьбы с драконом почти всем нужны
помощники, друзья. Друзья очень важны
в жизни. Способность находить друзей
зависит от того, насколько мы умеем видеть
хорошее в окружающих нас людях.
Упражнение 2. «Контракт»
Ведущий предлагает детям осмыслить все пережитое на группе и составить контракт с собой о том, что хорошего они хотят сделать в ближайшую неделю, ближайший месяц, ближайший год. Дети пишут контракты. В завершение каждый подросток торжественно вручает контракт самому себе.
Упражнение 3. «Новая визитка»
Ведущий предлагает
сделать визитную карточку.
Подведение итогов занятий. Заключительное
слово ведущего.