Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа

Краткое описание

Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Позднякова.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

        Что горче  всего? -

        Я спросил  у ребят.

        Они утверждают:

        Неспелый  кизил!

        Микстура! - какой-нибудь скажет храбрец.

        Горчицу и лук - назовут, наконец.

        Но горче  горчицы, поверьте мне, слово -

        Обидное, грубое слово!

    Я предлагаю вам обыграть одну и  ту же ситуацию. Представить, что ваша дочь приводит в дом друга! Все  дома. Вы встречаете ее у порога словами: «Это твой друг?» Но обыграть по-разному:

      • радостно;
      • доброжелательно;
  • любопытно; 
    * безразлично;
  • с подозрением;

    Участвует вся команда.

    Ну а мы тем временем подплываем к полуострову  «ОТНОШЕНИЯ».

4. Полуостров «ОТНОШЕНИЯ»

    Я не буду много говорить о правилах, которые заведены на этом полуострове  Отношений. Это сейчас предстоит вам выразить в рисунках.

    Изобразите  отношение членов вашей семьи к вопросам любви и дружбы с помощью явлений природы, объясните по рисунку эти взаимоотношения. Время - три минуты.

    А теперь мы подплываем к порту «СВЕРШЕНИЕ».

5. Порт «СВЕРШЕНИЕ»

    Здесь нас ждет блицтурнир. Надо быстро, без  подготовки, по очереди называть пословицы, поговорки, крылатые фразы о любви, семье и т. д.

    Только влюбленный имеет право на звание человек (А. Блок).

    Любовь - над  бурей поднятый маяк,

    Немеркнущий во мраке и тумане.

    Любовь - звезда, которою моряк

    Определяет  место в океане

          (Шекспир).

    «Любовь сильна, как молния, но без грому  проницает, и самые сильные ее удары приятны» (Ломоносов).

    «Мужчина  и женщина - это две ноты, без  которых струны человеческой души, не дают правильного и полного аккорда» (Мадзини).

    «Величайшее счастье, доступное человеку, - любовь - должна служить источником всего возвышенного и благородного» (Паскаль).

    «Научить  любить, научить узнавать любовь, научить  быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству» (Макаренко).

    Спасибо всем участникам собрания за полезное общение. Заканчивая собрание, я хочу попросить вас ответить на вопросы на особом «Листке откровения».

Листок  откровения

  1. Нужна ли нам подобная форма родительских собраний?
  2. Что, по-вашему, оказалось лишним, что бы вы добавили?
  3. На какую тему нужно поговорить в следующий раз?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение № 6

Вечер отдыха «Вместе весело шагать»

Цели:

- формирование атмосферы доверия;

- формирование атмосферы добра и безопасности;

- развитие положительной динамики в отношениях. 

1. Установка на работу.

Представьте, что у вас в руках находится  волшебный цветок добра. Протяните  две руки вперед так, как будто  вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть, как он выглядит, большой он или маленький, на что похож? Может он имеет запах, и тогда вы можете его понюхать. А может от него звучит какая-то музыка, а вам хочется ее слушать. Мысленно поместите все добро цветка к себе в сердце, почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу. И помните, что в минуты, когда будет болеть душа, представив этот цветок, вы освободитесь от части груза.  

2. Игра "Европейский  городок".

Игра  способствует снятию напряжения в преодолении барьеров. Ведущий говорит: "У населения нашего города есть удивительный обычай: ровно в полдень все приходят на центральную площадь, и, услышав удары колокола, приветствуют друг друга разными способами. Когда они слышат 1 удар, каждый трогает правой рукой левое ухо партнера; когда услышат 2 удара, партнеры берут друг друга за плечи, когда они слышат 3 удара - они трутся друг об друга спинами. Давайте же и мы поприветствуем друг друга этими необычными способами. Удары колокола я буду изображать хлопками".  

3. Упражнение с мячом  1.

а) Сесть  на мяч. Ведущий: "Как вы себя чувствуйте? Неизвестность... . Так и дети куда-то собираются, переживают. Я сказала, что мяч выдержит 100 кг. Вы все  сели с уверенностью? Можно изучить  мяч, попробовать, рассмотреть, то есть должна быть активная жизнь, чтобы к 17 годам им жить хотелось.  

4. Упражнение с мячом  2.

Работа  в парах "мама - ребенок". Ребенку  завязывают глаза, и он начинает руками изучать мяч, мама ему помогает. Работают молча. Меняются ролями.

Обсуждение: Что ощущали дети? Было ли желание сделать что-то свое? Мама чувствовала, что ощущает ее ребенок?  

5.Упражнение "Чему я научился за год".

Участники получают по одинаковому листу бумаги, ручки или карандаши. Каждый в  течение какого-то определенного  времени пишет, чему он научился в течение последнего года. Затем все работы сдаются ведущему, который зачитывает их.

Комментарий к упражнению: Это упражнение является и диагностическим и терапевтическим, по сути. Часто родители не подозревают  о том, что их ребенок узнал что-то новое за этот год жизни. И для ребенка, и для родителей важно продемонстрировать свои достижения. В ходе выполнения видны нарушения взаимоотношений.  

6. Упражнение "Зеркало".

Участники встают парами, один изображает позы слушателя, а другой их повторяет (внимательный слушатель, не внимательный слушатель, не слушающий человек, создание видимости слушателя. .).  

7. Игра с мячом.

Говорить  друг другу перекидывая мяч: "Семья - это... ", "Быть родителями - это... ", "Дети - это... ", "Если бы я был ребенком то... ".  

8. Игровая ситуация "На службе у царя-батюшки".

До 1917 года в России правил царь, власть переходила из рук в руки. Нелегко жилось народу при царе, еще более сложно было тем, кто служил царю, итак, раз, два, три... мы попадаем в 17 век, перед нами царь (ребенок), и служащий царя (мама).

Проснулся царь в плохом настроении, зовет  он прислугу (маму).

Принеси воды, да побыстрее. Ну, чего ты стоишь? Аль не слышал?

Помоги  одеть халат, указывает на служащего (маму).

-Какие  новости сегодня? Чего смущаешься? Не знаешь, что в стране делается? (Если царя не устраивает служащий, его на казнь, хотя ему дается последнее слово для собственной защиты).

Значение  данного упражнения в том, чтобы  родитель ощутил, как бывает тяжело ребенку в семье.

Что понравилось, что не понравилось? Что завтра хочется  повторить?

9. Упражнение "Счастье - это".

Предлагаются  листы с разнообразными формулами "счастья"

Счастье - это я сам.

Счастье - это когда тебя понимают.

Счастье - это жить среди людей.

Счастье - это много друзей.

Счастье - это мои родители.

Счастье - это жить в мире.

Счастье - это моя семья.

Участникам  предлагается выбрать свою формулу  и защитить ее. После защиты предлагается написать как можно больше хороших слов на каждую букву слова:

С - солнечный, спокойный.

Ч - чуткий, человечный.

А - активный, артистичный

С-

Т-

Ь

Е

10. Упражнение "Слепой и поводырь".

Мама  берет за руку ребенка и ведет  его рядом с собой, при этом должна говорить, как и куда он должен идти.

Что значит ответственность? Это контроль? Быть хорошими родителями это, значит, быть ответственными? Легко ли подчиняться  действиям родителя.

11. Упражнение "Комплименты".

Выполняется в паре, участники говорят друг другу комплименты, добрые слова.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение  №6 

Беседа  для родителей «Семейная гостиная» 

Цели:

- показать родителям значение умения слушать.

- предоставить возможность применить приемы умения слушать на практике;

- показать родителям важность я-высказываний;

- дать возможность тренироваться в использовании я-высказываний.

Материалы: доска и мел.

Ход занятия:

- упражнение, способствующее  знакомству участников и созданию  доброжелательной атмосферы.

- сообщение о  целях и задачах занятия (написать на доске). 

      Подчеркнуть важность эффективного общения с  ребенком. Сказать, что наладить хорошие  отношения с ребенком бывает нелегко, но без этого нельзя поддержать ребенка. Будучи родителями, старшими и опытными людьми, мы часто разговариваем с детьми поучительным тоном, и они научились «не слышать» нас. Одним из важнейших условий эффективного общения является умение слушать. Сегодня мы сосредоточим ваше внимание на умении слушать. 

Задание 1. Попросить родителей вспомнить случай из жизни, когда кто-то их внимательно выслушал.

Задать вопрос:

  1. Как вы себя чувствовали, когда вас внимательно слушали?
  2. Что ваш собеседник делал, чтобы вы продолжали говорить?
  3. По каким признакам вы поняли, что вас внимательно слушают?

 

      Записать  все ответы на второй вопрос на доске, помогая участникам, предлагая свои, важные взгляды, идеи. Примеры возможных ответов на вопрос: установить хороший зрительный контакт с собеседником, поза – развернуться всем телом к собеседнику, улыбаться и утвердительно кивать, задавать уточняющие вопросы и.т.д. Озаглавить получившийся список «Умение слушать». 

Задание 2. У вас есть возможность на практике опробовать все перечисленные приемы.

      Разбить участников на 3 группы.  Попросить  их распределиться так, чтобы знакомые находились в разных тройках.

      Дать  инструкцию: один рассказывает, второй слушает, третий оценивает выполнение ролей.

Темы для беседы:

  1. Как мой ребенок ест;
  2. Последний летний отпуск нашей семьи;
  3. Комната моего ребенка.

      Дается  две минуты на беседу и минута на то, чтобы эксперт высказал свои комментарии. Каждому родителю нужно предоставить возможность примерить все три роли, чтобы каждый проверил свои возможности.

Подведение итогов.

  1. Как вы себя чувствовали, когда вас внимательно слушали?
  2. Хорошо ли вас слушали?
  3. Есть ли у вас какие-то вопросы и опасения, касающиеся применения этих приемов в общении с ребенком?
 

Задание 3.

      Рассказать  участникам, что мы все интуитивно чувствуем, что эффективное общение  с детьми – это нечто большее, чем просто умение внимательно слушать. Задача родителей добиться понимания ребенком, что его поведение влияет на семью и окружающих его людей. Родители часто допускают большую ошибку, читая нравоучения и запугивая ребенка, особенно, когда сердятся на него. 

      Предложить  участникам вспомнить «строгое предупреждение», которое вы сделали своему ребенку, а затем рассказать об этом соседу.

Информация о работе Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних