Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Анкета. Композиция анкеты и правила ее составления.
Анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта. Композиционно - это сценарий беседы с респондентом. Структура анкеты 1. Вводная часть (в ней указывается, кто проводит опрос, инструкция заполнения анкеты, гарантируется анонимность). 1.1 Паспортичка (вопросы для социально-демографических характеристик респондентов: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение). II Основная часть: 1.1 часть вопросов - простые, контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, включить в проблему. Вопросы должны быть просты в формулировках, ответы - достаточно легки. 1.2 часть - основные вопросы. Их сод-ние определяется целями и задачами исследования. Вопросы наиболее сложн., требующие размышления, анализа, активизации памяти. Ш часть - заключительные вопросы. Время для запол-ия анкеты 35 + 10 минут, т.к. внимание респондентов снижается. Практика выработала насколько простых правил постановки вопросов: 1) Не задавать вопросов, особенно "острые - в лоб». 2) Не задавать обидных вопросов. 3) Не спрашивать того, чего люди не могут знать. 4) Вопрос должен быть четким, ясным, не требующим двойного толкования. 5) Вопрос должен быть сформулирован в расчете на "дурака" - его должны понять все. 6) Вопрос должен быть на языке (профессиональном жаргоне), понятном опрашиваемому. 7) Вопрос не должен принуждать к тому или иному ответу. Классификация вопросов. По форме вопросы могут быть закрытые, полузакрытые и полуоткрытые.
Анкета. Правила ее составления.
Анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта. Структура анкеты 1. Вводная часть (в ней указывается, кто проводит опрос, инструкция заполнения анкеты, гарантируется анонимность). 1.1 Паспортичка (вопросы для социально-демографических характеристик респондентов: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение). II Основная часть: 1.1 часть вопросов - простые, контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, включить в проблему. Вопросы должны быть просты в формулировках, ответы - достаточно легки. 1.2 часть - основные вопросы. Их сод-ние определяется целями и задачами исследования. Вопросы наиболее сложн., требующие размышления, анализа, активизации памяти. Ш часть - заключительные вопросы. Время для запол-ия анкеты 35 + 10 минут, т.к. внимание респондентов снижается. Практика выработала насколько простых правил постановки вопросов: 1) Не задавать вопросов, особенно "острые - в лоб». 2) Не задавать обидных вопросов. 3) Не спрашивать того, чего люди не могут знать. 4) Вопрос должен быть четким, ясным, не требующим двойного толкования. 5) Вопрос должен быть сформулирован в расчете на "дурака" - его должны понять все. 6) Вопрос должен быть на языке (профессиональном жаргоне), понятном опрашиваемому. 7) Вопрос не должен принуждать к тому или иному ответу.
Безработица как социальное явление, ее социальные последствия.
Безработица – когда часть активного населения не может найти работу, становится «излишним» населением – резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу. Безработица может быть добровольной, существовать при наличии свободных мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда. Вынужденная безработица связана с установлением заработной платы выше точки рыночного равновесия, когда возникает разрыв между спросом на труд и его предложением.
Несмотря на объективный
характер безработицы, социальные потери,
которые она порождает:1.
Виды девиации. Пути выхода.
Социализация нацелена на развитие конфортного человека, т.е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал соц. стандартам. Отклонение от них наз. девиацией. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль). Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Более того, девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может быть связано со стремлением личности к новому, прогрессивному. Поэтому социология изучает не любые отклонения от норм, а те, которые вызывают общественное беспокойство. Под девиацией понимается отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или иное наказание нарушителя. К ней традиционно относят: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и прочее. Виды: первичная, когда на определенные отклонения окружающие смотря «сквозь пальцы», а чел. кот. игнорирующий правила, не счит. себя нарушителем. Вторичная девиация, когда окружаемый соц. Группой или отриц. организ. чел. открыто признается нарушителем норм, морали и права, что всегда связано с опред. реакцией на его действие. Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов описываются понятием «социальный контроль». Оно включает в себя совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления. Выделяют две формы социального контроля: формальный, включающий в себя уголовное и гражданское право, органы внутренних дел, суды и т.д.; неформальный, предусматривающий социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценку норм. Основные типы девиантного поведения: Наркомания, Алкоголизм, Проституция, Суицид. Преступность
Виды социологического исследования.
Социологическое исследование
- это инструмент изучения социальных
явлений в их конкретном состоянии
с помощью количественных и качественных
методов. 3 основных вида социологического
исследования: 1) разведывательное; 2) описательное;
3) аналитическое. Разведывательное социологическое
- исследование (пилотажное) решает весьма
ограниченные по содержаний» задачи.
Разведывательное исследование используется
для предварительного обследования
процесса или явления, когда проблема
мало широка, ока уточняет и дает
дополнительную информацию о предмете
и объекте, корректирует гипотезу, т.н.
зондаж. Описательное исследование - сложный
вид социологического анализа, который
позволяет - составить относительно
целостное представление об изучаемом
явлении, его структурных элементах.
Аналитическое исследование - самый
углубленный вид
Виды социологического опроса.
Опросный метод (анкетирование,
интервью, экспертный опрос, социометрический
опрос, социологическое тестирование)
– метод сбора первичной
Гендерная социология.
Гендерные исследования
означает исследование групп различающихся
по половому признаку или анализом
социальной стратификации по половому
признаку на микро-, мезо-, и макроуровнях.
В рамках самой гендерной социологии
существует множество различных
теоретических эмпирических подходов,
однако их объединяют признание того,
что пол и властные отношения
между мужчинами и женщинами
считаются одним из решающих принципов
общества. На западе первой проблемой
в области гендерных
Задача и приоритеты в гос. национальной политике.
Инженерно – управленческий труд.
При определении стиля
руководства социологи
Категории социологии труда, их характеристика.
Труд –деятельность человека, в результате которой создается общественно полезный продукт. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. К основным категориям, которыми оперирует социология труда, относятся содержание труда, условия труда, организация труда, отношение к труду, характер труда, структура и виды труда, удовлетворенность трудом, трудовым коллективом, социально-психологический климат коллектива. Характер труда указывает на отношения работника к разл.видам трудовой деят-ти. По своему характеру труд может быть аграрный или индустриальный, простым или сложным, творческим или рутинным, организаторскими или исполнительскими, физическим или умственным.Содержание и характер труда тесно связаны между собой. Поскольку они выражают различные стороны одной и той же рудовой деятельности, постольку они соприкасаются и частично накладываются друг на друга.К соц.-эк. условиям относятся длительность рабочего дня и раб.года, оплата труда, соответствующие требования к общеобразовательной и специальной подготовке работника. Гигиенич.условия включают температуру на раб.месте, воздухообмен, загрязненность воздуха, степень освещения, наличие шума и др. Они подразд.на нормальные и вредные. Организационные условия – это ритмичность труда, его режим и др.организацией труда явл.его характеристика, определяемая возм-тью изменять темп работы, числом и длит-тью перерывов, подвижностью раб.места, режимом труда и стилем работы.
Категория «социальное» в социологии. Социальный процесс.
Для социологии одной из основных и предельно широкой категорией является категория “социального”. Социальное по своему содержанию — это отражение организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, тадиции, знание, способности и т.д. Поэтому знание социального проявляет себя в следующих функциях: — как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса; — способствует пониманию, в какой степени социальное явление, процесс, общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве; — выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития; — детерминирует содержание интересов, потребностей мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей; — оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей, их образ жизни; — выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия реальной практике и интересам общества и человека.