Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Социальные проблемы инженерного труда. Требования к личности инженера.
В жизни современного общества
инженерная деятельность играет все
возрастающую роль. Однако после уравнения
заработной платы инженеров с
платой рабочих, большая масса инженеров
и техников перешла в ряды рабочих.
Престиж инженерной профессии резко
снизился, что привело к снижению
конкурса в технических ВУЗах. Естественно
инженерный корпус пополнился более
слабым контингентом, ухудшилось качество
работы. Вскоре профессия инженера
потеряла статус одной из самых престижных
профессий. Проблемы практического
использования научных знаний, повышения
эффективности научных
Социальные проблемы управления.
Управление социальное (управление
социальными процессами) - один из основных
видов управления, функция которого
заключается в обеспечении
Социальные функции, цели образования. Проблемы образования в РК.
Соц обр – одна из наук, которая призвана не только оказывать содействие в преодолении негативных тенденций, но и искать новые импульсы влияния на культурогенез современного человека. Она изучает обр как социокультурный институт, его генезис, функционирование, структуры, способы организации, динамику социальной структуры. Назначение обр – передавать от поколения к поколению достижения культуры (производственные технологии или отношения людей, мировосприятие, традиции или производная искусства). От качества образования в решающей мере зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса, состояние культуры и духовности в обществе, благополучие человека.Среди целей образования: - подготовить молодежь к жизни и к адаптации в социуме, к его преобразованию;- развить индивидуальность, потребности, способности человека, его ориентации в жизни. Три модели общественного мнения о целях образования:Экстенсивная модель – передать как можно более полно накопленный опыт, культурные достижения помочь участнику самоопределиться, задействовать имеющийся у него потенциал.Продуктивная модель – подготовить учащегося к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься, и той структуре занятости, которая поддерживает развитие социальной общности и его собственное развитие. Интенсивная модель – на основе развития у человека универсальных качеств сформировать у него готовность не только к усвоению у него определенных знаний, но и к их постоянному самосовершенствованию, к развитию собственных творческих потенций. В республике сформировался рынок образовательных услуг, где функционируют на равных правах государственные и негосударственные высшие учебные заведения. Рынок образовательных услуг, как и любой рынок, развивается по закону конкуренции.1. В системе высшего профессионального образования увеличивается разрыв во взаимодействии вузов с академическим сектором науки, производством и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса и практической подготовки будущих специалистов.2. Характерным в условиях сокращения государственного финансирования образования является рост доли коммерческого образования. Это порождает со своей стороны стремление вузов к большей аккумуляции финансовых средств за счет снижения планки требования к знаниям студентов и расширения их контингента. Все это приводит в конечном итоге к снижению качества образования. 3. В подготовке кадров с высшим образованием происходит "вымывание затратных специальностей", в частности, естественнонаучного и технического направлений, без чего невозможно научно-техническое развитие общества. 4. В системе профессионального образования не уделяется необходимое внимание обучению трудовым навыкам и их совершенствованию. 5. Наличие дублирования в подготовке кадров по ряду специальностей, неэффективное использование кадрового, финансово-экономического и материально-технического потенциала вузов, ориентированность на подготовку узкопрофильных специалистов, не востребованных и не конкурентоспособных на рынке труда, что в конечном итоге не обеспечивает высокого качества высшего образования страны. 6. Главной же проблемой системы образования Республики Казахстан является, на наш взгляд, отсутствие системности образовательной политики, целостной стратегии развития.
Социоинженерия как составная часть управленческой деятельности.
Формирующаяся на стыке прикладной социологии, социальной психологии и социального управления деятельность получила название социоинженерной деятельности. Содержание этой деятельности соединяет качества социолога и инженера. Как социолог, он обязан профессионально разрабатывать программно-методичское обеспечение исследовательского проекта, использовать методы обработки данных, уметь интерпретировать и комментировать полученные результаты. Как инженер он обязан владеть соответствующим стилем и мышлением деятельности, которая называется инжиниринг. Социальная инженерия признает человека в качестве активного фактора социальных процессов, в которых искусственные системы (в отличие от естественных) являются результатом целенаправленного воздействия людей и могут существовать только при постоянном воздействии с человеком. Этапы социоинженерной деятельности: Разработка социотехнического проекта – карта организации рабочего места, хронокарта рабочего и внерабочего времени; Внедрение практических рекомендаций – процесс социотехнических нововведений; Эксплуатация внедренческой системы в условиях нормальной работы предприятия.
Социологизм Э. Дюркгейма.
Теоретическая концепция Дюркгейма носит название социологизма или социального реализма, т.к. предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология.Он стремился четко разграничить понятие индивидуального и коллективного (социального), доказывая приоритет социального. Дюркгейм подчеркивает, что общество, возникнув в ходе индивидуального взаимодействия, в дальнейшем становится вне и над индивидуальной реальностью, выступает единым реальным субстратом всего разнообразия человеческого бытия: хозяйства и права, политики и морали, торговли, религии и т.д. Классический тип научности сформулирован в работе "Правила социологического метода" (1895). В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам:1.«рассматривать социальные факты как вещь» (т.е.: а) внешни для индивидов, б) они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие м/у фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества)2.социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды.3.Признание примата (приоритета) целого над составляющими его частями: (а) источник соц. фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общ-во есть автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида). Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийся совокупоностью соц. фактов При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями. Главные характеристики системы социологии Дюркгейма: 1) Понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма; 2) Трактовка общественного порядка как нормального его состояния; 3) Рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма общества морали и признание его ведущей роли в формировании социальных институтов.
Социологические
взгляды общественно-
Социологические взгляды представителей казахского просвещения.
Социологические теории религии.
Становление научной социологической
теории религии представляет собой
часть процесса становления марксистской
науки в целом - философии, политической
экономии, научного коммунизма. Марксистская
социологическая теория религии, с
одной стороны, имела некоторые
предпосылки в виде накопленного
идейного материала, с другой - явилась
обобщением массы фактов. В качестве
мыслительных предпосылок выступали
идеи свободомыслящих и атеистов,
которые фиксировали
Социологический опрос как основной метод получения социологической информации.
Опросный метод (анкетирование,
интервью, экспертный опрос, социометрический
опрос, социологическое тестирование)
– метод сбора первичной
По форме опросы бывают:
контактный, почтовый, телефонный, прессовый
и т.д. Источником информации является
человек, т.е. непосредственный участник
исследуемых явлений. Полученная информация
связана с его опытом и интересами.
Преимущества опроса заключаются: а) в
максимально коротких сроках сбора
информации; б) в возможности получения
разнообразной информации; в) в возможности
охвата больших совокупностей людей;
г) в широте охвата различных областей
социальной практики. А несовершенство
- в возможности искажения
Социология девиантного поведения личности.
Социализация нацелена на развитие конформного человека, т.е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал соц. стандартам. Отклонение от них наз. девиацией. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых,это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Более того, девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может быть связано со стремлением личности к новому, прогрессивному. Поэтому социология изучает не любые отклонения от норм, а те, которые вызывают общественное беспокойство. Под девиацией понимается отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или иное наказание нарушителя. К ней традиционно относят: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и прочее.