Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Вложенные файлы: 1 файл

социология_шпора.docx

— 115.99 Кб (Скачать файл)

 

Социальные проблемы инженерного труда. Требования к  личности инженера.

В жизни современного общества инженерная деятельность играет все  возрастающую роль. Однако после уравнения  заработной платы инженеров с  платой рабочих, большая масса инженеров  и техников перешла в ряды рабочих. Престиж инженерной профессии резко  снизился, что привело к снижению конкурса в технических ВУЗах. Естественно  инженерный корпус пополнился более  слабым контингентом, ухудшилось качество работы. Вскоре профессия инженера потеряла статус одной из самых престижных профессий. Проблемы практического  использования научных знаний, повышения  эффективности научных исследований и разработок выдвигают сегодня  инженерную деятельность на передний край всей экономики и современной  культуры Следующей проблемой инженерного  труда является проблема использования  социологии в управленческих решениях. Если раньше классики социологии относились к этому вопросу отрицательно, то сегодня значение эмпирической социологии неоспоримо. Социальные организации  обеспечивают управленческий персонал новой социологической и социально-психологической  информацией для принятия оптимального управленческого решения. Это дает возможность более оптимального использования людских и материальных ресурсов. Для практических целей  оценки качества инженера, а отсюда и оценки требований к инженеру целесообразно  использовать концепцию портрета инженера, включающую в себя: 1. Профессиональный портрет, т. е. знания – умения —  понимание, необходимые инженеру: Знание техники, Знание технических процессов, Умения мыслить экономическими категориями, Умения организовать работу людей, Умения ориентироваться в научно-технической  информации, Умения находить нестандартные  технические и технологические  решения, Умения оформлять документы, Общий кругозор, культурный уровень, Знания вопросов стандартизации, метрологии и управления качеством 2. Деловые  качества, вырабатываемые в процессе профессиональной деятельности инженера и ценности, определяющие в конечном счёте ориентацию инженера:Творческий подход к делу, Инициативность, Оперативность в решении вопросов, Опыт и знания, Самостоятельность в принятии решений, Ответственность за порученное дело, Доброжелательность в отношении с людьми, Выдержка, Усидчивость, тщательность в работе, Дисциплинированность

 

Социальные проблемы управления.

Управление социальное (управление социальными процессами) - один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей прогрессивного развития общества и его  подсистем. Содержание социального управления заключается  в формировании критериев и показателей  социального развития объекта, выделении  возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов  их решения, в достижении планируемых  состояний и параметров социальных отношений и процессов. Управление имеет циклический характер и  включает такие стадии, как социальное прогнозирование, социальное проектирование, социальное планирование, социальное регулирование, непосредственное руководство  социальными процессами. При осуществлении  социального управления используются различные методы и средства: экономические, административные, идеологические, социально-психологические  а также специфические социальные.Она касается всего, что связано с людьми – увольнение работников, сокращение штатов, установление тех или иных норм и расценок, перемещение работников из одних подразделений в другие, изменение режима и порядка работы, поощрение и наказание работников и т.д.

 

Социальные функции, цели образования. Проблемы образования  в РК.

Соц обр – одна из наук, которая призвана не только оказывать содействие в преодолении негативных тенденций, но и искать новые импульсы влияния на культурогенез современного человека. Она изучает обр как социокультурный институт, его генезис, функционирование, структуры, способы организации, динамику социальной структуры. Назначение обр – передавать от поколения к поколению достижения культуры (производственные технологии или отношения людей, мировосприятие, традиции или производная искусства). От качества образования в решающей мере зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса, состояние культуры и духовности в обществе, благополучие человека.Среди целей образования: - подготовить молодежь к жизни и к адаптации в социуме, к его преобразованию;- развить индивидуальность, потребности, способности человека, его ориентации в жизни. Три модели общественного мнения о целях образования:Экстенсивная модель – передать как можно более полно накопленный опыт, культурные достижения помочь участнику самоопределиться, задействовать имеющийся у него потенциал.Продуктивная модель – подготовить учащегося к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься, и той структуре занятости, которая поддерживает развитие  социальной общности и его собственное развитие. Интенсивная модель – на основе развития у человека универсальных качеств сформировать у него готовность не только к усвоению у него определенных знаний, но и к их постоянному самосовершенствованию, к развитию собственных творческих потенций. В республике сформировался рынок образовательных услуг, где функционируют на равных правах государственные и негосударственные высшие учебные заведения. Рынок образовательных услуг, как и любой рынок, развивается по закону конкуренции.1. В системе высшего профессионального образования увеличивается разрыв во взаимодействии вузов с академическим сектором науки, производством и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса и практической подготовки будущих специалистов.2. Характерным в условиях сокращения государственного финансирования образования является рост доли коммерческого образования. Это порождает со своей стороны стремление вузов к большей аккумуляции финансовых средств за счет снижения планки требования к знаниям студентов и расширения их контингента. Все это приводит в конечном итоге к снижению качества образования. 3. В подготовке кадров с высшим образованием происходит "вымывание затратных специальностей", в частности, естественнонаучного и технического направлений, без чего невозможно научно-техническое развитие общества. 4. В системе профессионального образования не уделяется необходимое внимание обучению трудовым навыкам и их совершенствованию. 5. Наличие дублирования в подготовке кадров по ряду специальностей, неэффективное использование кадрового, финансово-экономического и материально-технического потенциала вузов, ориентированность на подготовку узкопрофильных специалистов, не востребованных и не конкурентоспособных на рынке труда, что в конечном итоге не обеспечивает высокого качества высшего образования страны. 6. Главной же проблемой системы образования Республики Казахстан является, на наш взгляд, отсутствие системности образовательной политики, целостной стратегии развития.

 

Социоинженерия как составная часть управленческой деятельности.

Формирующаяся на стыке прикладной социологии, социальной психологии и  социального управления деятельность получила название социоинженерной деятельности. Содержание этой деятельности соединяет качества социолога и инженера. Как социолог, он обязан профессионально разрабатывать программно-методичское обеспечение исследовательского проекта, использовать методы обработки данных, уметь интерпретировать и комментировать полученные результаты. Как инженер он обязан владеть соответствующим стилем и мышлением деятельности, которая называется инжиниринг. Социальная инженерия признает человека в качестве активного фактора социальных процессов, в которых искусственные системы (в отличие от естественных) являются результатом целенаправленного воздействия людей и могут существовать только при постоянном воздействии с человеком. Этапы социоинженерной деятельности: Разработка социотехнического проекта – карта организации рабочего места, хронокарта рабочего и внерабочего времени; Внедрение практических рекомендаций – процесс социотехнических нововведений; Эксплуатация внедренческой системы в условиях нормальной работы предприятия.

 

Социологизм Э. Дюркгейма.

Теоретическая концепция  Дюркгейма носит название социологизма или социального реализма, т.к. предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества отличался сугубо социологическим характером, когда  на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая  и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология.Он стремился четко разграничить понятие индивидуального и коллективного (социального), доказывая приоритет социального. Дюркгейм подчеркивает, что общество, возникнув в ходе индивидуального взаимодействия, в дальнейшем становится вне и над индивидуальной реальностью, выступает единым реальным субстратом всего разнообразия человеческого бытия: хозяйства и права, политики и морали, торговли, религии и т.д. Классический тип научности сформулирован в работе "Правила социологического метода" (1895). В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам:1.«рассматривать социальные факты как вещь» (т.е.: а) внешни для индивидов, б) они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие м/у фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества)2.социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды.3.Признание примата (приоритета) целого над составляющими его частями: (а) источник соц. фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общ-во есть автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида). Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийся совокупоностью соц. фактов При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями. Главные характеристики системы социологии Дюркгейма: 1) Понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма; 2) Трактовка общественного порядка как нормального его состояния; 3) Рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма общества морали и признание его ведущей роли в формировании социальных институтов.

 

Социологические взгляды общественно-политических деятелей, писателей и поэтов: А. Букейханова.  М. Жумабаева, С. Муканова и др.

 

Социологические взгляды представителей казахского просвещения.

 

Социологические теории религии.

Становление научной социологической  теории религии представляет собой  часть процесса становления марксистской науки в целом - философии, политической экономии, научного коммунизма. Марксистская социологическая теория религии, с  одной стороны, имела некоторые  предпосылки в виде накопленного идейного материала, с другой - явилась  обобщением массы фактов. В качестве мыслительных предпосылок выступали  идеи свободомыслящих и атеистов, которые фиксировали определенные свойства религии как социального  явления; фактуальную основу составили данные, почерпнутые из истории или полученные в ходе изучения наличной социальной действительности.До марксизма не было научной социологии, отсутствовала и научная социологическая теория религии. Однако за многовековую историю человечества было высказано немало идей, имеющих отношение к социальным аспектам религии.Сюжеты античной мифологии, Библии, Корана и т. д. обычно сводились к политическим, моральным отношениям, а институт государства, семьи считался тем оригиналом, в соответствии с которым выкристаллизовывалась структура “религиозного мира”. Такого рода постановка вопроса вела к мысли о том, что у религии нет своей “собственной” истории, что история религии - это одна из сторон истории человечества.  Ряд верных идей высказали домарксовские атеисты и свободомыслящие о социальной роли религии в политической и нравственной сферах: в сохранении устоев государства, в укреплении власти монархов. Религия уподоблялась опиуму, сильно действующим наркотикам (С. Марешаль)[, средству, с помощью которого “легче держать в узде народ” (Ж. Мелье). Домарксовские мыслители обнаружили отрицательное влияние религии на нравственность, доказывали, что религия “покрывает, питает и возбуждает пороки” (М. Монтень), “колеблет и разрушает” нравственность (П. Гольбах), что существует “противоречие между верой и моралью...” (Л. Фейербах) Если обнаружено вредное воздействие религии на нравственность, то неизбежно должен был возникнуть вопрос: возможно ли общество, состоящее из атеистов? Блестящим ответом был ответ П. Бейля. Он полагал, что религия не может быть основой морали, что религиозный фанатизм служит причиной политических преследований. Поведение людей определяется страстями и интересами. Высокая нравственность может быть и в обществе атеистов, если здесь будут строго наказываться преступления и внушаться отвращение к безнравственным поступкам. Провозглашение возможности общества без религии сыграло важную роль в утверждении рационалистических атеистических взглядов.К. Вольней сделал шаг вперед: по его мнению, с появлением угнетателей основой религии стали и общественные бедствия. У людей не осталось больше общих интересов. Различия по кастам и расам превратили беспорядок в систему. По этой системе каждый человек, рождавшийся в определенной семье, становился рабом или тираном, вещью или собственником. Выдающуюся роль в раскрытии ряда социальных сторон религии сыграл Л. Фейербах. Руководящей нитью фейербаховского анализа религии был, как известно, антропологический принцип. Фейербах искал тайну религии в антропологии: “...истинный смысл теологии есть антропология...” Сущность религии есть отчужденная сущность человека. А так как последнюю составляют разум, воля и сердце, то в религиозных образах - прежде всего в образе бога - воплощается бесконечная, неограниченная сила разума, воли и чувства Религия есть отношение человека к самому себе, или, точнее, к своей сущности, но только как к сущности другой.

 

Социологический опрос как основной метод получения  социологической  информации.

Опросный метод (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование) –  метод сбора первичной социологической  информации посредством письменных либо устных вопросов к определенной группе людей (респондентов).

По форме опросы бывают: контактный, почтовый, телефонный, прессовый  и т.д. Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. Преимущества опроса заключаются: а) в  максимально коротких сроках сбора  информации; б) в возможности получения  разнообразной информации; в) в возможности  охвата больших совокупностей людей; г) в широте охвата различных областей социальной практики. А несовершенство - в возможности искажения информации в силу субъективного восприятия и оценки социального факта респондентами.Основные виды опросов – анкетный опрос и интервью.Интервью – та же анкета, но вопросы задает интервьюер. При этом он, в зависимости от реакции опрашиваемого, может уточнять вопрос, чтобы достичь точного понимания последнего. Учитываются все нюансы опрашиваемого.Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

 

Социология девиантного поведения личности.

Социализация нацелена на развитие конформного человека, т.е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал соц. стандартам. Отклонение от них наз. девиацией. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых,это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Более того, девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может быть связано со стремлением личности к новому, прогрессивному. Поэтому социология изучает не любые отклонения от норм, а те, которые вызывают общественное беспокойство. Под девиацией понимается отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или иное наказание нарушителя. К ней традиционно относят: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и прочее.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"