Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Вложенные файлы: 1 файл

социология_шпора.docx

— 115.99 Кб (Скачать файл)

 

Классический период в развитии мировой социологии 19 – начала 20 века.

Развитие социологической  теории в Х1Х в. создало важнейшие  предпосылки для превращения  социологии в общепризнанную университетскую  науку. Реализация этого связана  с именами выдающихся социологов –Вебера и Дюркгейма. Основой  социологии Вебера явилось учение об идеальных типах. Идеальный тип  – это теоретическая конструкция, отражающая не объективную эмпирическую реальность, а результат мышления. Социальные действия людей, считал Вебер, могут рассматриваться в качестве истинно социальных  только в  том случае, если они соотносятся  с идеальными типами, обладая при  этом целеполаганием – осознанно  выдвинутой целью, соответствующей  идеальному образцу. Здесь и кроется  особая область, которой и занимается социология. Она призвана в индивидуальных и групповых действиях видеть раскрытие субъективных мотивов, которые  регулируют себя согласно идеальным  типам (образцам). Существенно иную картину социологического мира разработал выдающийся Дюркгейм. Теоретические  концепции Дюркгейма иногда называют социологизмом. Он стремился четко  разграничить понятие индивидуального  и коллективного (социального), доказывая  приоритет социального. Социальные явления – это что-то внешние  по отношению к индивидам и  их можно рассматривать как объективные  вещи. Дюркгейм подчеркивает, что общество, возникнув в ходе индивидуального  взаимодействия, в дальнейшем становится вне и над индивидуальной реальностью, выступает единым реальным субстратом всего разнообразия человеческого  бытия: хозяйства и права, политики и морали, торговли, религии и  т.д. Классический тип научности  сформулирован в работе "Правила  социологического метода" (1895). Главные  характеристики системы социологии Дюркгейма: 1) Понимание общества как  саморегулирующегося структурно-функционального  организма; 2) Трактовка общественного  порядка как нормального его  состояния; 3) Рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма  общества морали и признание его  ведущей роли в формировании социальных институтов.

 

Ключевой  приоритет и факторы духовного  и национального единства в РК (по Доктрине национального единства К-на).

 

Композиция анкеты.

Анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система  вопросов, направленных на выявление  количественных и качественных характеристик  объекта. Композиционно - это сценарий беседы с респондентом. Структура  анкеты 1. Вводная часть (в ней  указывается, кто проводит опрос, инструкция заполнения анкеты, гарантируется анонимность). 1.1 Паспортичка (вопросы для социально-демографических характеристик респондентов: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение). II Основная часть: 1.1 часть вопросов - простые, контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, включить в проблему. Вопросы должны быть просты в формулировках, ответы - достаточно легки. 1.2 часть - основные вопросы. Их сод-ние определяется целями и задачами исследования. Вопросы наиболее сложн., требующие размышления, анализа, активизации памяти. Ш часть - заключительные вопросы. Время для запол-ия анкеты 35 + 10 минут, т.к. внимание респондентов снижается.

 

Культура как  социальное явление.

В социологии под культурой  в широком смысле этого слова  понимают специфическую, генетически  не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуславливающие их социальные факторы и механизмы.  Основные элементы культуры: Язык- объективная форма аккумуляции, хранение и передачи человеческого опыта. Язык-это система знаков и символов, наделённых определённым значением. Ценность- это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.  Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив – это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность.Ценностное отношение обретает своего рода самостоятельное существование в виде социальной нормы. Социальные нормы- это исторически обусловленные общественным бытиём требование к деятельности и отношением индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями.Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обряд – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определённые коллективные чувства. Обычай- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношение людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является причиной для его членов. Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколения и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течении длительного времени.  Культуру следует рассматривать как целостную систему логически сопряжённых устойчивых идей, убеждений, норм передаваемых из поколения в поколения.

 

Личность и общество.

Понятие человек употребляется  для характеристики присущих всем людям  качеств и способностей. Это понятие  указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. Единичным  представителем человеческого рода, один из группы, конкретным носителем  черт человека является индивид. Индивид  является личностью постольку, поскольку  в  отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет  определенные функции, реализует в  своей деятельности социально значимые свойства и качества. Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого. Личность (имеющий свою индивидуальность) - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом – результат социализации. Личность (имеющий свою индивидуальность) - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом – результат  социализации. Термин "общество" многозначен. Обычно указывают на следующие значения этого слова:* общество как группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов. В этом своем значении слово "общество" синонимично словам "организация","союз","объединение".* общество как определенный этап в развитии  человечества  или страны (первобытное общество, феодальное  общество, французское общество эпохи Реставрации,советское общество периода НЭП'а и т.д.).Здесь слово "общество" часто употребляется вместе со словами "стадия","этап","период".* общество как характеристика качественного состояния того  или иного этапа в развитии человечества или страны ("общество потребления","информационное общество","традиционное общество" и т.д.).В этом  случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная характеристика.* общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом  смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром. Это последнее определение и я считается философским определением понятия общества. "общество" - от  слов  "общий","общность" (латинское societas также происходит от socius, что означает общий, совместный).

 

Метод исследования малых групп.

Предложен Д. Мореном. Социометрический метод – один из наиболее эффективных, перспективных, распространенных методов  изучения личности как элемента социальной группы. Направлен на количественное измерение и анализ структуры  межличностных отношений в малых  социальных группах путем фиксации связей предпочтения в ситуациях  выбора. Основное назначение: с помощью  социометрического метода дается описание структуры взаимоотношений в  группе, количественная оценка (измерение) характера эмоциональных отношений  между членами группы (взаимных симпатий и неприязни), устанавливается место  в указанной структуре. Область  применения: применяется при изучении институциональных или неинституциональных малых групп, коллективов. Особенно важно его использование в формировании коллективов для работы. Задачей социометрии является изучение неофиц. отношений, характеристик малой группы, психологической атмосферы.  Процедура – 5 фаз: 1) подготовительная фаза (а – определение проблемы, формулировка задачи; б – получение сведений о группе); 2) фаза социометрической разминки (а – прямой контакт с членами группы; б – определение содержания социометрического критерия); 3) опрос (инструктаж респондентов, раздача социометрических карточек, их заполнение респондентами, сбор)4) обработка информации; 5) завершающая фаза – получение выводов, рекомендации. Полученная информация будет ценным материалом при составлении плана социального развития предприятия, улучшении системы управления.

 

Методы обработки  социологических данных

Чтобы полученная первичная  социологическая информация начала активно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после  этих процедур появится реальная возможность  сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют  социологической информации выход  на практику. Обработка данных включает след. моменты: 1.Редактирование и кодирование информации. Назначение состоит в унификации и формализации информации, полученной в ходе исследования. 2. Создание переменных. Собранная на основе анкет информация, в ряде случаев отвечает на вопросы, которые необходимо решить в ходе исследования, т.к. вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Теперь надо перевести данные в форму, которая отвечала бы на форму исследования. 3. Статистический анализ – ключевой шаг в процессе анализа социологических данных. Выявляются некоторые закономерности и зависимости, позволяющие сделать обобщения и выводы. Здесь используются различные математические методы, которые позволяют полно и всесторонне анализировать собранную информацию. Обработка инф-ции осуществляется вручную или с помощью ЭВМ, ее результат - социологические данные, т.е. показатели ответов на вопросы в числовом и процентном выражении. Математическая обработка результатов производится с использованием стандартных пакетов обработки информации наиболее известными из которых являются система “САНИ”  и “АСТРА”.

 

Методы сбора  социологической информации.

При определении методов  сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов: 1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. 3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения. группа методов социологических исследований, позволяющих получить количественные хар-ки объекта: 1. Социальное наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое). Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме. Использование метода связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме. Наблюдение позволяет помогать избежать влияние респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации. 2. 2 осн. метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания док-ов в соответствии с целью иссл-ия. Формализованный анализ докум-ых источников (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информаций из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. 3. Опросный метод (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование) – социологический опрос, включающий информацию людей. Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов). Виды опросов - письменные (анкеты, тесты)- устные (интервью) - очные  - заочные.

 

Методы социологического исследования.

При выборе метода социологического исследования учитываются условия, время и место, цели и задачи исследования, а также его вид. Существуют три  основных метода сбора социологической  информации: Опрос, который делится на два подкласса: а) анкетный опрос б) интервью анализ документов наблюдения При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него.  По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Интервьюирование предлагает личное общение с опрашивающим, при котором исследователь (или его полномочный представитель ) сам задает вопросы и фиксирует ответы. Наблюдение. В социологических исследованиях под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных факторов, подвергающихся контролю и проверке. В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, факторов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпритацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больше элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения. Контент – анализ Контент – анализ предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). Иначе говоря, контент – анализ в социологии – это количественный анализ любого рода социологической информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода – в оперативном получении фактографических данных о том или ином социальном явлении на основе объективной информации.

 

Микросреда и  ее влияние на отклоняющееся поведение.

В одних и тех же экономических  и социально-психологических условиях приходится наблюдать существенные, а порой и принципиальные различия в поведении людей. Различные  компоненты микросреды являются носителями определенных нравственных форм и факторами  соответствующего поведения своих  членов. Вольно или невольно человек  придерживается линии поведения, одобряемой ближайшим его окружением, в котором  могут присутствовать или даже преобладать  установки и ориентации, противоречащие нормам рационального образа жизни. Чаще всего бывает так, что лишь какой-то элемент микросреды, а не вся она  в целом имеет антиобщественную направленность. И здесь многое зависит  от того, какая группа будет для  личности референтной, более авторитетной и притягательной. Объективная взаимосвязь макро- и микросреды не снимает вопроса об относительной самостоятельности последней, возможности воспроизводства в ней отклоняющегося, в том числе и антиобщественного, поведения. Поэтому нередко в микросреде возникают представления, привычки, традиции негативного плана. Неблагоприятный морально-психологический климат, расхождение групповых норм с общественно санкционированными, трудности адаптации, отсутствие взаимной требовательности, конфликты и напряженность в общении – это далеко не полный перечень причин отклоняющегося поведения, имеющих своей базой микросреду. Однако сама она неоднородна, ибо человек входит одновременно в несколько коллективов, групп, влияние которых может быть противоречивым. Многие отклонения зарождаются в семье или связаны с ней, вызваны недостатками семейного воспитания. Занятость обоих родителей, малодетность, устранение детей от домашнего труда и серьезных жизненных проблем часто становится тем фактором, который способствует развитию неблаговидных наклонностей и поступков. На психологии и поступках детей отрицательно сказывается противоречие между словами и делами родителей, родственников, взрослых. Неправильное воспитание, неблагоприятные условия, конфликты в семье и в школе ведут к определенным отклонениям в психике личности, которые, в свою очередь, повышают возможность отклоняющегося поведения подростков.

 

Мотивы трудовой деятельности.

Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием  различных внутренних и внешних  побудительных сил. Внутренними  побудительными силами являются потребности  и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представляют собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации  трудовой деятельности. Мотив  - побуждение к активности и деятельности личности, социальной группы, общности людей, связанное  со стремлением удовлетворить определенные потребности. Мотивация – это  вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения реального трудового поведения. Мотиваторами выступают стимулы социального и предметного окружения либо устойчивые потребности и интересы. Стимулы – осмысленные побуждения, вызванные воздействием объективных факторов. Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения. Наиболее полно и удачно иерархия потребностей разработана американским психологом А.Н.Маслоу в его теории трудовой мотивации, выделившим пять уровней потребностей. 1.Физиологические и сексуальные потребности - это потребности в воспроизводстве, пище, дыхании, физических движениях и т.д. 2.Экзистенциональные потребности – это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности.3.Социальные потребности – это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении. 4.Престижные потребности -  это потребности в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже.5.Духовные потребности – это потребности в самовыражении через творчество. Концепция мотивов трудовой деятельности Здравомыслова: 1. материальная заинтересованность. 2. Содержание труда. 3. Отношения в коллективе. 4. Смысл труда.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"