Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Предмет и метод социологии. Место социологии в системе общественных наук.
Термин ”социология” происходит от лат. -общество и греч. -слово, учение. Из чего следует, что ”социология”- наука об обществе. Предмет социологии - социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей. Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной. При изучении социальных процессов применяются такие принципы материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. Социология служит фундаментом для специальных общественных наук. Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений выступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве, то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, т.е. становятся общими для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т.п. и т.д. И история и социология имеют объектом изучения общество. История как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества.
Проблема выборки
в социологическом
Выборка - часть генеральной совокупности, подмножество элементов, которое избирается для изучения. Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа. Выборочная совокупность и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора. Довольно популярен метод серийной выборки. В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней. Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту, видам обучения. Для формирования выборки используются следующие характеристики:1) Пол 2) Возраст 3) Образование 4) Род занятий Типы выборок: 1. Случайная выборка 1) Лотерейный метод 2) Метод равных интервалов (шаг) 3) Метод случайных чисел (по таблицам случайных чисел) 2. Целевая выборка 3. Адресная выборка (районированная)
Программа социологического исследования.
Рабочий план исследования - схема действий с распределением времени и ресурсов. Рабочий план включает следующие основные этапы: · формирование рабочей группы · разработку программы исследования · разработку инструментария · расчет выборки· проведение пилотажных исследований · размножение инструментов· инструктаж участников полевого исследования· организацию полевого исследования · контроль качества заполненных документов· подготовку инструментов к обработке · обработку · анализ результатов · подготовку отчета · оформление архива исследования. Программа - это изложение основных задач исследования и предпосылок их решения. Социологическое исследование начинается с разработки его программы, состоящей из двух разделов — методологического и методического. В методологический раздел программы входят: а) формулировка проблемы (социальная проблема - это «социальное противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей); б) определение объекта и предмета социологического исследования (Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. Предмет исследования — это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению); в) определение задач исследователя и формулировка гипотез. Социолог, решающий прикладные практические задачи, прежде всего, определяет, какие конкретно цели ставятся перед ним, после чего с помощью научной литературы пытается выяснить: нет ли типового решения этих задач, чтобы не пришлось «изобретать велосипед».
Профессиональная мобильность инженера.
НТР ведет к росту профессиональной мобильности. Половина инженеров работает не по полученной специальности вуза. А это значит, что ни один студент не может знать, кем ему придется работать, какие науки, изучаемые в институте, ему пригодятся, а какие - нет. Необходимо всегда иметь базу для переквалификации. Внутри инженерного корпуса существуют следующие группы:1) конструкторы – проектируют, конструируют новую технику. Рабочий создает материальный продукт, инженер – алгоритм для создания этого продукта 2) линейные руководители – организуют производство (знания: экономика, менеджмент, организация производства, социология труда, психология, техника). Из этой категории многия ушли в частный бизнес. 3) технологи – заняты разработкой технологии производства того или иного продукта. Составляют алгоритм деятельности рабочих 4) эксплуатационники – следят за состоянием техники, организацией ее ремонта 5) инженер-исследователь – творческий труд – занимается научно-исследовательской работой на заводах. Неоюходимо умение творчески мыслить 6) инженер-экономист – ближе к гуманитарным, чем к инженерным профессиям – производит расчеты для обеспечения производства.
Религиозная ситуация в Казахстане.
В целом, как стабильную. Отсутствие
серьезных конфликтов в межконфессиональных
отношениях явилось следствием демократизации
государства и коренного
Религия как социальное явление.
Исследованию религии
как социального института
Роль гипотезы
в социологическом
Формирование гипотезы — заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования- научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез: 1) Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной. 4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов. 5) Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.Гипотезы — это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.
Роль социологического исследования. Виды.
Социологическое исследование
- это инструмент изучения социальных
явлений в их конкретном состоянии
с помощью количественных и качественных
методов. Главная причина обращения
к социологическим
Семья как социальный институт и малая группа.
Семьей называется основанное
на кровном родстве, браке или
усыновлении объединение людей,
связанных общностью быта и взаимной
ответственностью за воспитание детей;
члены семьи часто живут в
одном доме. В общей системе
родственны отношений существуют 2
осн-х типа семейной структуры: Нуклеарная
семья состоит из взрослых родителей и
детей, которые от них зависят. Расширенная
семья включает нуклеарную семью и многих
родственников. Форма брака. Брак между
1 мужчиной и несколькими женщинами называется
полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими
мужчинами получил название полиандрии.Еще
одной формой является групповой брак
- между несколькими мужчинами и несколькими
женщинами.Типы властных структур.
Больш-во семейных систем, при которых
расширенные семьи считаются нормой являются
патриархальными. Этот термин обозначает
власть мужчин над другими членами семьи.
Такой тип власти считается общепринятым
и часто узаконенным.При матриархальной
семейной системе власть по праву принадлежит
жене и матери. Такие системы встречаются
редко. В последние годы произошел переход
от патриархальной к эгалитарной семейной
системе. Это гл. образом обусловлено увеличением
числа работающих женщин во многих индустриально-развитых
странах. При такой системе влияние и власть
распределяется между мужем и женой почти
в равной мере. Функции семьи: 1) основная
функция – репродуктивная; 2) воспитательная(поддержание
культурного уровня общества); 3) хозяйственно-бытовая(