Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"
Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социологии.
Распад
СССР и демократизация общества помогли
философии развиваться в
10. Славянофилы и западники. Их место в русской социологии.
Западничество— сложившееся в 1830-х—1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, в отличие от Славянофилов и почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.
В менее строгом понимании к западникам относят всех, ориентированных на западноевропейские культурные и идеологические ценности
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
– направление русской
Славянофилы
также были сторонниками образованности
и просвещения, но считали необходимым
искать в науке истинную народность,
а не заимствовать западноевропейские
образцы. Западники же с порога отвергали
возможность существования
11.Принцип обратной связи
В механизме социального управления фундаментальная роль принадлежит принципу обратной связи: там, где этот принцип нарушается или вообще отсутствует, там отсутствуют или искажаются результаты социального управления.
В общей форме данный принцип гласит: в любом взаимодействии источник (субъект информации и управления) и приемник (объект информации и управления) неизбежно меняются местами. Следовательно, и в процессе социального управления происходит обратное влияние объекта управления на его субъект.
Далее, принцип обратной связи предполагает в качестве необходимого момента обмен информацией. Значит, социальное управление - это информационный процесс с обратной связью. В принципе обратной связи осуществляется информационное воздействие объекта управления на его субъект. В обществе этот принцип действует непрерывно, поскольку ответные действия управляемой системы влияют на динамику управленческих актов управляющей системы, постоянно учитывающей вновь поступающую информацию.
При этом важно помнить о том, что здесь субъект и объект управления на какое-то время как бы меняются ролями. Полководец, командуя армией, является субъектом управления, но он действует на основе информации, получаемой от подчиненных - разведки и т.д. И в этом случае он уже выступает не только как субъект, но и объект управления. В свою очередь объект управления, например, офицер, получая то или иное управленческое решение полководца, в процессе его исполнения действует как субъект управления. Таким образом, субъект и объект управления выполняют двойную - субъектно-объектную функцию.
Характер социального управления в современных условиях предъявляет к субъекту управления требование повышенной ответственности за принятие управленческих решений, что обуславливается как масштабностью управленческих воздействий, так и сложностью структурной организации объекта управления.
Итак, социальное
управление - это основанное на принципе
обратной связи целенаправленное или
стихийное воздействие на элементы общества
как целостной системы для ее оптимально
организованного функционирования и развития.
13. Динамика изменений ядра политической системы в России в 20 веке.
1900 — Монархия, Император, авторитарный режим
1) Император 2) Двор 3) Церковь 4) Землевладельцы 5) Промышленники 6) Купечество
7) Культурная элита
1906 —(Появилась дума) Конституционная монархия, Император, авторитарный режим
1) Император 2) Политические партии 3) Двор 4) Церковь 5) Землевладельцы
6) Промышленники 7) Купечество 8) Культурная элита 9) Пресса
1917 –Республика, Федерация, Тоталитарный
1) ВКП (б)
1930 –Республика, Федерация, авторитарный
1) Тиран 2) Карательные органы
1953 –Республика, Федерация, Тоталитарный
1) Партия КПСС 2) Бывшие военачальники
1991 – Парламентская республика, Федерация, Демократия
1) Парламент 2) Президент 3) Олигархи 4) Криминал 5) СМИ 6) Партии 7) Церковь
8) Предприятия 9) Бескультурная элита
1993 – Президентская республика, Федерация, Демократия
1) Президент 2) Дума 3) Олигархи 4) Криминал 5) СМИ 6) Партии 7) Церковь
8) Предприятия
2000 – Президентская республика, Федерация, Демократия
1) Президент 2) Силовики 3) Партии 4) Федер. Собрания 5) СМИ 6) Церковь 7) Криминал 8) Олигархи 9) Предприниматели
14. Культура и цивилизация.
В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения. В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. В большинстве научных и справочных изданий цивилизация понимается как определенная стадия развития общества, связанная с определенной культурой и имеющая ряд признаков, отличающих цивилизации от доцивилизованной стадии развития общества. Чаще всего выделяют следующие признаки цивилизации.
1.)
Наличие государства как
2.)
Наличие письменности, без которой
затруднены многие виды
3.)
Наличие совокупности законов,
правовых норм, пришедших на смену
родовым обычаям. Написанное
4.)
Определенный уровень
Фактически
под цивилизацией понимается
культурная общность людей,
15. Вера и разум. Наука и религия.
Вера, или опора на сакральное – до-разумный, посвоему произвольный способ полагания ориентиров пробудившемуся сознанию: именно, послушание неким коллективным представлениям, вопрос о фактических и логических основаниях которых либо не встает, либо исключает неблагоприятный для этих представлений ответ, либо ощущается как крамольный.
Разум, или опора на естественное – оставаясь в каждом из нас свободным в выборе точек зрения (то есть уже не в полном смысле ориентиров, которые ведь не выбирают), опирается в конечном итоге лишь на находимое им самим достоверное, неподатливую объективность фактов и логики.
Наука — сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание) или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие. Кроме того, под наукой часто подразумевается вся сложная система знаний, полученных в результате этой деятельности и составляющих научную картин мира. Для описания профессиональной научной деятельности пользуются терминами исследование или «изыскание». Цели исследования зависят от гносеологического убеждения его субъекта. Обычной целью науки является познание устройства природы, движущих сил, управляющих различными процессами и явлениями: либо для познания как наивысшей цели, либо для применения научного знания в управлении окружающим миром.
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священослужителями. Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научны экспериментом.
16. Нравственно-оценочные категории различных культур.
Добро
и зло, нормативно-оценочные