Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"

Вложенные файлы: 4 файла

Социология МТ ответы.docx

— 124.32 Кб (Скачать файл)

  Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого  могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социологии.

  Распад  СССР и демократизация общества помогли  философии развиваться в желаемом её русле. 

  10. Славянофилы и  западники. Их  место в русской  социологии.

     Западничество— сложившееся в 1830-х1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, в отличие от Славянофилов и почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.

     В менее строгом понимании к  западникам относят всех, ориентированных  на западноевропейские культурные и  идеологические ценности

  СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – направление русской общественной мысли, противостоявшее западничеству. Его приверженцы делали упор на самобытном развитии России, ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии  и стремились доказать, что славянский мир призван обновить Европу своими экономическими, бытовыми, нравственными  и религиозными началами.

  Славянофилы также были сторонниками образованности и просвещения, но считали необходимым  искать в науке истинную народность, а не заимствовать западноевропейские образцы. Западники же с порога отвергали  возможность существования какой-то особенной национальности или, пользуясь  терминологией славянофилов, «народной  науки». Со спора о «народности  науки» дискуссия переходила в сферу  принципиальных мировоззренческих  проблем. Западники же стояли на точке  зрения единства человечества и закономерностей  его исторического развития и  полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что  и ушедшие вперед западноевропейские народы. В основе социально-политических расхождений этих двух интеллектуальных направлений лежали глубокие философские  разногласия. К славянофилам относились такие знаменитые писатели, публицисты -  А. Кошелев, И.Аксаков, К. Аксаков, А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин. Западники -  А. Чаадаев, Н. Чернышевский, В. Белинский, А. Герцен

 

     11.Принцип обратной связи

  В механизме  социального управления фундаментальная  роль принадлежит принципу обратной связи: там, где этот принцип нарушается или вообще отсутствует, там отсутствуют или искажаются результаты социального управления.

  В общей  форме данный принцип гласит: в  любом взаимодействии источник (субъект  информации и управления) и приемник (объект информации и управления) неизбежно  меняются местами. Следовательно, и  в процессе социального управления происходит обратное влияние объекта  управления на его субъект.

  Далее, принцип  обратной связи предполагает в качестве необходимого момента обмен информацией. Значит, социальное управление - это  информационный процесс с обратной связью. В принципе обратной связи  осуществляется информационное воздействие  объекта управления на его субъект. В обществе этот принцип действует  непрерывно, поскольку ответные действия управляемой системы влияют на динамику управленческих актов управляющей  системы, постоянно учитывающей  вновь поступающую информацию.

  При этом важно помнить о том, что здесь  субъект и объект управления на какое-то время как бы меняются ролями. Полководец, командуя армией, является субъектом  управления, но он действует на основе информации, получаемой от подчиненных - разведки и т.д. И в этом случае он уже выступает не только как  субъект, но и объект управления. В  свою очередь объект управления, например, офицер, получая то или иное управленческое решение полководца, в процессе его исполнения действует как субъект управления. Таким образом, субъект и объект управления выполняют двойную - субъектно-объектную функцию.

     Характер  социального управления в современных  условиях предъявляет к субъекту управления требование повышенной ответственности за принятие управленческих решений, что обуславливается как масштабностью управленческих воздействий, так и сложностью структурной организации объекта управления.

  Итак, социальное управление - это основанное на принципе обратной связи целенаправленное или стихийное воздействие на элементы общества как целостной системы для ее оптимально организованного функционирования и развития. 

13. Динамика изменений  ядра политической  системы в России  в 20 веке.

1900 — Монархия, Император, авторитарный режим

1) Император  2) Двор 3) Церковь 4) Землевладельцы 5) Промышленники 6) Купечество

7) Культурная  элита

1906 —(Появилась дума) Конституционная монархия, Император, авторитарный режим

1) Император  2) Политические партии 3) Двор 4) Церковь  5) Землевладельцы

6) Промышленники  7) Купечество 8) Культурная элита  9) Пресса

1917 –Республика, Федерация, Тоталитарный

1) ВКП (б) 

1930 –Республика, Федерация, авторитарный

1) Тиран 2) Карательные  органы

1953 –Республика, Федерация, Тоталитарный

1) Партия КПСС 2) Бывшие военачальники

1991 – Парламентская республика, Федерация, Демократия

1) Парламент  2) Президент 3) Олигархи 4) Криминал 5) СМИ 6) Партии 7) Церковь

8) Предприятия  9) Бескультурная элита

1993 – Президентская республика, Федерация, Демократия

1) Президент  2) Дума 3) Олигархи 4) Криминал 5) СМИ 6) Партии 7) Церковь

8) Предприятия

2000 – Президентская республика, Федерация, Демократия

1) Президент  2) Силовики 3) Партии 4) Федер. Собрания 5) СМИ 6) Церковь 7) Криминал 8) Олигархи 9) Предприниматели

 

  14. Культура и цивилизация.

  В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения. В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. В большинстве научных и справочных изданий цивилизация понимается как определенная стадия развития общества, связанная с определенной культурой и имеющая ряд признаков, отличающих цивилизации от доцивилизованной стадии развития общества. Чаще всего выделяют следующие признаки цивилизации.

  1.) Наличие государства как определённой  организации, управленческой структуры,  координирующей хозяйственную, военную  и некоторые другие сферы жизнедеятельности  всего общества.

  2.) Наличие письменности, без которой  затруднены многие виды управленческой  и хозяйственной деятельности.

  3.) Наличие совокупности законов,  правовых норм, пришедших на смену  родовым обычаям. Написанное право  – отличительный признак цивилизованного  общества. Обычаи – признак нецивилизационного общества.

  4.) Определенный уровень гуманизма.  Даже в ранних цивилизациях, если  там и не господствуют представления  о праве каждого человека на  жизнь и достоинство, то, как  правило, в них не приемлют  людоедства и человеческих жертвоприношений.

  Фактически  под цивилизацией понимается  культурная общность людей, обладающих  некоторым социальным генотипом,  социальным стереотипом, освоившая  большое, достаточно автономное, замкнутое мировое пространство и в силу этого получившая прочное место в мировом раскладе. По существу, в морфологическом учении о культурах можно выделить два направления: теория стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций. Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Как указывает П.А. Сорокин, между обоими направлениями есть ряд точек соприкосновения, и выводы, к которым пришли представители обоих направлений, очень близки. Те и другие признают наличие сравнительно небольшого числа культур, не совпадающих ни с нациями, ни с государствами и различных по своему характеру. Каждая такая культура является целостностью, холистическим единством, в котором части и целое взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя реальность целого не соответствует сумме реальностей отдельных частей. Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процессия. Таким образом, обе теории имеют преимущества и взаимно дополняют друг друга.

 

  15. Вера и разум.  Наука и религия. 

  Вера, или опора на сакральное – до-разумный, посвоему произвольный способ полагания ориентиров пробудившемуся сознанию: именно, послушание неким коллективным представлениям, вопрос о фактических и логических основаниях которых либо не встает, либо исключает неблагоприятный для этих представлений ответ, либо ощущается как крамольный.

  Разум, или опора на естественное – оставаясь в каждом из нас свободным в выборе точек зрения (то есть уже не в полном смысле ориентиров, которые ведь не выбирают), опирается в конечном итоге лишь на находимое им самим достоверное, неподатливую объективность фактов и логики.

  Наука — сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание) или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие. Кроме того, под наукой часто подразумевается вся сложная система знаний, полученных в результате этой деятельности и составляющих научную картин мира. Для описания профессиональной научной деятельности пользуются терминами исследование или «изыскание». Цели исследования зависят от гносеологического убеждения его субъекта. Обычной целью науки является познание устройства природы, движущих сил, управляющих различными процессами и явлениями: либо для познания как наивысшей цели, либо для применения научного знания в управлении окружающим миром.

  Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священослужителями. Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научны экспериментом.

 

  16. Нравственно-оценочные  категории различных  культур. 

  Добро и зло, нормативно-оценочные категории  морального сознания, в предельно  обобщённой форме обозначающие, с  одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное  и предосудительное в поступках  и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.

социология шпоры Большаов.docx

— 125.13 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Шпоры по социологии(Большаков).doc

— 736.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ответы продолж Большаков.doc

— 305.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"