Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"
В интерпретации природы Д. и з. в истории этики, начиная с древности, сталкивались материалистические и идеалистические тенденции. Первая связывала эти понятия с человеческими потребностями и интересами, с законами природы или фактическими желаниями и устремлениями людей (натурализм), с наслаждением и страданием, счастьем и несчастьем человека (гедонизм, эвдемонизм), с реальным социальным значением действий индивидов для их совместной жизни.
Вторая же выводила понятия Д. и з. из божественного веления или разума (и отклонений от них), из некоторых потусторонних миру сущего идей, сущностей, законов, в результате чего конфликту между Д. и з. придавался метафизически-онтологический смысл борьбы двух извечных начал в мире, или же сводила содержание данных понятий к выражению субъективных пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий человека.
Лишь марксистская философия и этика поставили анализ этих понятий на подлинно научную, социально-историческую почву, связав Д. и з. с конкретными противоречиями общественной действительности и их специфическим отражением в моральном сознании определённых эпох, общественных систем, классов. Этим и обусловлены различия в понимании конкретного содержания Д. и з. в истории. «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому», — писал Ф. Энгельс (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 94). Но вместе с тем в данных понятиях сохранялось и некоторое предельно общее содержание: они всегда выражали в форме нравственных оценок и предписаний практические задачи социальных субъектов в современности или на отдалённое будущее — задачи, формулирующие, с одной стороны, требования сохранения уже достигнутых результатов в предшествующем развитии культуры, а с другой — выражающие неудовлетворённость сущим и цели дальнейшего исторического прогресса. Идея добра, писал В. И. Ленин, отражает требования человека к действительности: «... мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 195). В коммунистической нравственности конфликт Д. и з. осмысляется прежде всего в плане борьбы за уничтожение эксплуатации, социального неравенства и за всестороннее развитие личности в бесклассовом обществе.
17. Гражданское общество в цивилизации Запада и Востока.
Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество — общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством. Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен Гегелем в его работе «Философия права». Гегель предложил рассматривать общество в рамках 3х уровней: семья; гражданское общество; государство. В соответствии с Гегелем, гражданское общество есть множество свободных индивидов, взаимодействующих между собой с целью удовлетворения своего общего интереса. Одно из общепризнанных определений гражданского общества: гражданское общество есть объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне и возможно против государства в аспекте сохранения свободы, собственности и безопасности его граждан.
За́пад — особый тип цивилизации (культуры), исторически возникший в Западной Европе и претерпевший в последние столетия специфический процесс социальной модернизации. В противоположность «незападным» культурам, современное западное общество отличается, в частности, большим распространением рационального мышления, индивидуализма, автономии личности, ориентации на социальный успех.
Восточная
цивилизация. Под восточной цивилизацией
подразумевается прежде всего Индия, Китай
и Япония на протяжении гигантского временного
промежутка: с середины 2 тысячелетия до
н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время
на Западе успели одна за другой смениться
несколько цивилизаций. В устойчивости
Восточной цивилизации и состоит первая
особенность Востока. Запад движется вперед
как бы рывками. И каждый рывок (Античность,
Средневековье и т.д.) сопровождается крушением
старой системы ценностей, а также политических
и экономических структур. Развитие Востока,
напротив, предстает как сплошная линия.
Новые веяния здесь не разрушают устои
цивилизации. Напротив, они органично
вписываются в старое и растворяются в
нем. Восток очень гибок, он способен вобрать
и переработать многие чуждые себе элементы.
Так, по замечанию одного из крупнейших
востоковедов, нашествия "варваров"
(кочевых племен, живших на границах Китая
и переживавших период разложения первобытнообщинного
строя) не только не уничтожили китайское
государство, но даже не прервали его существования...
И даже в северной части страны, где образовались
"варварские" королевства, эти королевства
очень скоро перестали быть "варварскими",
превратившись в те же китайские. Коренное
китайское население этой части страны
ассимилировало пришельцев и привило
им свою цивилизацию. Кроме того, в отличие
от Европы, на Востоке сосуществовало
множество религий, и даже ислам, непримиримый
в отношении западного христианства, довольно
спокойно уживался с традиционными восточными
верованиями. Таким образом, какие бы потрясения
не происходили, основы цивилизации оставались
незыблемыми. Второй важной особенностью
Востока являлось то, что общество здесь
не утеряло связи с природой. Любимым доводом
европейских колонизаторов в пользу завоеваний
было утверждение, что они облагодетельствовали
людей Востока тем, что те были неспособны
создать сами (машинами, новейшим оружием
и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную
попытку оправдаться. Однако большинство
европейцев были в свое время свято в этом
убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка
в принципиальной разнице психологии
представителей двух цивилизаций. Европейцы
в своем развитии пошли самым простым
путем. Свое несовершенство и слабость
перед силами природы они начали возмещать
созданием громоздких машин. Они резко
выделили себя из природы, перестали чувствовать
себя ее частью. Более того, природа в их
понимании стала чем-то вроде врага. Ее
надо было одолеть, победить, поставить
себе на службу. Убедив себя, что человек
есть венец творения и все в этом мире
создано исключительно для него, европейцы
принялись перекраивать природу на свой
лад и расхищать ее богатства, не считаясь
ни с загрязнением окружающей среды, ни
с другими потерями. В отличие от европейцев
человек Востока никогда не терял связи
со средой обитания. Свои помыслы он направил
не на создание механизмов, возмещающих
собственное несовершенство, а на то, чтобы
усовершенствовать свои душу и тело. Мир
воспринимался им, как единое целое, и
человек в этом целом не господин, а лишь
одна из составных частей. А раз так, то
цель человека - не вражда, а стремление
быть с природой в гармонии и, познав основные
ее законы, постараться не противоречить
им. Так, философы Востока считали, что
народы и государства должны развиваться
естественным (природным) образом, беря
пример с растений и животных, в жизни
которых нет ничего лишнего, случайного.
Стили различных боевых искусств Востока
сложились в результате наблюдений за
движениями диких зверей (тигра, медведя,
обезьяны и т.д.) Третьей особенностью
Востока является приверженность традиции.
Традиция встречалась и в Европе, однако
в цивилизациях Востока была возведена
в далеком прошлом, в мифическом "золотом"
веке. И все новое получало оправдание
только тогда, когда можно было подыскать,
что-нибудь подобное в древности. Все здесь
непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь,
но сохраняя обязательно черты сходства.
Религии Востока - это прежде всего пути
самосовершенствования, а через них и
совершенствования окружающего мира.
Цивилизация Востока была жизнеспособна,
пока ей приходилось сталкиваться с варварскими
народами. Она защищалась от них пассивно,
поглощая и переустраивая на свой лад.
Однако, встретившись с цивилизацией Европы,
технически более развитой, несущей совершенно
иную программу и стремящейся к разрушению
всего непохожего на нее, Восток не устоял.
18. Духовные основы цивилизаций.
19.Право и Правда. Особенности русского правосознания
Русское право и правоведение должны оберегать себя от западного формализма, от самодовлеющей юридической догматики, от правовой беспринципности, от релятивизма и сервилизма. России необходимо новое правосознание, национальное по своим корням, христиански-православное по своему духу и творчески-содержательнее по своей цели. Для того, чтобы создать такое правосознание, русское сердце должно увидеть духовную свободу, как предметную цель права и государства, и убедиться в том, что в русском человеке надо воспитать свободную личность с достойным характером и предметною волею. России необходим новый государственный строй, в котором свобода раскрыла бы ожесточенные и утомленные сердца, чтобы сердца по- новому прилепились бы к родине и по-новому обратились к национальной власти с уважением и доверием. Это открыло бы нам путь к исканию и нахождению новой справедливости и настоящего русского братства. Но все это может осуществиться только через сердечное и совестное созерцание, через правовую свободу и предметное правосознание.
Русская Правда–правовой кодекс Руси, правда Ярослава основана на устном законе Руси. содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. Свидетельствует о тех юридических верованиях, коими жило русское общество того времени. Ярослав издал лишь первые семнадцать статей. Из этого памятника видно, как росли и изменялись юридические верования общества. Один и тот же вопрос решается несколько раз и притом различно.
-Исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что любые
политические решения, законы, указы и т.д. оказываются неэффективными, если они противоречат культуре масс, выраженной в частности в правосознании. Правоверие как доминанта формирования российского правосознания, в отечественной философской и религиозной мысли чаще всего отождествляется с православием, как и в целом, духовность отождествляется с религиозностью. Характерной особенностью российского правосознания, оказавшей значительное влияние на его формирование, является правоверие, как предельная форма духовности, реализующая себя в образах, представлениях и идеях, сформировавшихся на протяжении многовековой истории России. Развитое правовое сознания коррелирует с религиозно-нравственным сознанием нации. Право есть система свободы, укорененная в бытии абсолютного добра и освященная Божественной Благодатью. Правосознание и Царство Божие осуществляют себя в одной и той же духовной среде, т.к. право человека быть духовным существом лежит в основе всех других его прав. Правосознания как специфического типа духовности, ядром которого выступает триединая связка «вера-разум-воля», воздействующая на человеческие чувства, носящие духовно-телесную «оболочку» и проявляющиеся в активной форме жизнедеятельности, которые в правосознании представлены как чувства справедливости, долга, меры, вины и т.п. Обладая Внутренне-внeшним единством, духовность проявляется в конкретно-деятельностных формах общественного сознания. Будучи выражением законов сущего, духовность сама выступает всеобщим законом личной и общественной жизни, и в превращенной форме правосознания является императивом-долженствованием, законом-долгом. в современной России присущи
следующие этнические особенности: государственно-правовой нигилизм, преобладающий во всех слоях российского общества, духовная ослабленность русского народа, отсутствие национального единства, национальной гордости и стремления отстаивать собственные права.
19. Право и Правда. Особенности русского правосознания
Право как один из видов регуляторов общественных отношений, представляет собой особую категорию, являющуюся предметом изучения различных наук — теории права и государства, философии, истории правовых учений и др. Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный. Фактически, каждый исследователь права даёт свое определение, выражая в нем основные, на его взгляд, характерные черты, присущие данному явлению. В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. В многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной правовой системы. Само же право всегда связано с государством, хотя форма этой связи также является существенным противоречием различных теорий права и теорий происхождения права и государства. Право есть совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правда — синоним термина истина (в разных его значениях). Правда — синоним термина справедливость (в разных его значениях). Правда — редко используемый синоним термина правдивость.
И́стина — характеристика, обозначающая степень совершенства мысли (представления) либо высказывания, позволяющее считать познание знанием.
Справедливость - распределение прав и обязанностей в согласии с мнением участников распределения прав и обязанностей. Причем, распределяются не обязательно равные права, происходит такое разделение прав, которое принято считать правильным в этой некой среде, при некоторых обстоятельствах.
Правдивость – склонность сообщать достоверную информацию. Наиболее важными аспектами правдивости являются честность и искренность. Слово "правдивость" может употребляться не только по отношению к людям, но и по отношению к высказываниям, и в последнем случае часто служит синонимом истинности. Противоположностью правдивости является лживость.
Особенности русского правосознания. Русский человек действует не по праву, а по совести, часто - в традиции идеалов православной церкви. Россиянам необходима жесткая, четкая, и ясная власть с понятными требованиями, не идущими в разрез с православной моралью. Такую власть они будут боятся, уважать и даже любить. Для русского человека характерно подсознательное стремление индивидов к максимальному сближению сугубо юридического и морально-нравственного мотивов, определяющих их социальное поведение; желание осмыслить установленный правовой императив с учетом собственных представлений о мироустройстве, как бы «пропустить» право через собственную совесть. С ней связана и другая его черта — тяготение к индивидуализированному, а не типовому восприятию норм позитивного права. Так же характерна личностно-коллективная самоидентификация русского человека, присущая ему с самых древних времен, нашедшая свое выражение в знаменитой идее соборности. Отчужденное отношение народного сознания к судопроизводству, не воспринимаемому им в качестве справедливого, способное доходить до откровенного отвращения к любой форме участия в его отправлении.
20. Системные кризисы культурно-цивилизационных систем.
История цивилизации представляет собой последовательность сменяющих друг друга качественно различных фаз или ступеней развития общества.
Развитие цивилизации внутри каждой такой фазы:
- экстенсивный рост по некоторым параметрам
- накопление
потенциала избыточного
На вызов эволюционного кризиса цивилизация отвечает:
- распадом
подсистем, неспособных дать
- переходом
на более высокую ступень