Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"

Вложенные файлы: 4 файла

Социология МТ ответы.docx

— 124.32 Кб (Скачать файл)

 

31. Жизнь и творческий  путь П. Сорокина.

Питирим Сорокин  родился 23 января 1889 года. В 1906 году Питирим  вступает в партию социалистов-революционеров (эсеров) и активно включается в  процесс распространения революционных  идей. В декабре этого же года он был арестован полицией, осуждён  и арестован, впоследствии бежал. Осенью 1907 года Питирим переезжает в Санкт-Петербург.  В июне 1910 года Питирим подает прошение о зачислении в число студентов  юридического факультета Санкт-Петербургского университета, которое было удовлетворено  в середине июля того же года. В 1910 году появляются первые публикации Питирима, в которых он обобщает результаты своих этнографических экспедиций. Питирим окончил университет  в 1914 году.

После Февральской  революции принимает активное участие  в политической деятельности. Осудил Октябрьскую революцию, активно  выступал против большевиков.

По постановлению  коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 г. выслан за границу из Петрограда на «Философском пароходе».( «Филосо́фский парохо́д» — кампания большевистского правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов за границу в сентябре и ноябре 1922 года.) Первоначально выехал в Берлин. Затем проживал в Чехословакии, редактировал журнал «Крестьянская Россия».

В октябре 1923 г. выехал в США, читал лекции в различных  колледжах и университетах. В 1930 г. принял американское гражданство. В 1931 г. основал социологический факультет  в Гарвардском университете и  руководил им до 1942 г. В 1931-1959 гг. - профессор  Гарвардского университета. В 1965 г. - президент  Американской социологической ассоциации.

Взгляды и научные достижения

Исторический  процесс рассматривал как циклическую  смену основных типов культуры, в  основе которых интегрированная  сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его  с развитием материализма и науки  и выход видел в развитии религиозной  «идеалистической» культуры.

Ключевые  понятия и термины

- Идеациональная культура — культурная система, для которой в качестве приоритетной реальности выступает сверхъестественное. Фактически является синонимом религиозной культуры, развившейся до масштабов социально-культурной суперсистемы.

- Созидательный  альтруизм

Основные  труды П. Сорокина

Преступление  и кара, подвиг и награда. Социологический  этюд об основных формах общественного  поведения и морали.

Система социологии.

Социология революции

Социологические теории современности.

 

32.Закон  социальной поляризации  П.А. Сорокина.

П.А. Сорокин  исследовал личности Будды, Мохатмы Ганди, христианских святых, проводил полевые исследования в университетах, больницах, тюрьмах, и на их основании сформулировал так называемый закон поляризации. Суть его в том, что люди реагируют на социальные и личные катастрофы в полярно противоположных направлениях (позитивная и негативная моральная поляризация). В случае позитивной моральной поляризации имеет место альтруистическое перевоплощение, в случае негативной — поиск гедонистического, ориентированного на себя, удовольствия, ожесточение, агрессия, или тупая покорность судьбе, или самоубийство. Часть современного человечества движется к позитивной поляризации и противостоит деструктивному процессу деморализации другой части человечества, движущегося к негативной поляризации. Задачи выживания человечества, считает П.А. Сорокин, требуют альтруистического перевоспитания, как правителей, так и масс.

     Закон позитивной и негативной поляризации определяет особенности поведения индивидов и социальных групп в кризисные периоды. «В зависимости от типа личности человек реагирует и преодолевает бедствия либо ростом творческих усилий и альтруистическим перевоплощением; либо умственным расстройством, самоубийством, ожесточением, ростом эгоизма, тупой покорностью судьбе, цинизмом. В обществе в целом в период кризиса, с одной стороны, увеличивается доля «святых», альтруистов, живущих в соответствии с моральными заповедями ; с другой стороны , увеличивается доля аморальных, циничных, звероподобных личностей». В нормальные, бескризисные времена, люди располагаются как бы в середине межполюсного пространства, являя собой поверхностно религиозное и моральное большинство. Однако, во времена «великих кризисов. это большинство имеет тенденцию к поляризации. Большинство уменьшается в пользу обоих противоположных полюсов». Причем «Обычно негативная поляризация превалирует над позитивной в начальный период бедственных времен, в то время как позитивная поляризация становится превалирующей на последнем этапе критического периода и после его завершения, при условии, что общество, о котором идет речь, не погибает в катастрофе». Таким образом, смену одной культурной системы другой можно грубо представить следующим образом: доминирование определенной ментальной системы в силу имманентно присущих ей изменений провоцирует вырабатывание запаса прочности и жизненных сил, причем чем дольше доминирует эта ментальность, тем больше накапливается аномалий; наблюдается процесс негативной и позитивной

поляризации во всех абсолютно системах ценностей  данной ментальной системы, причем негативная поляризация не только имеет больший потенциал, но и постепенно все больше увеличивает его; далее наступает пик социальных нарушений и аномалий, который тем острее, чем сильнее поляризация и дезинтеграция в обществе; постепенно силы позитивной поляризации  набирают вес, силу, обнаруживаются тенденции установления следующей ментальной системы, постепенно общество преодолевает кризис посредством смены ментальности. Для полноты картины циклическую смену социокультурных типов, по мнению Сорокина, следует дополнить перемещением центра «культурного лидерства» в географическом пространстве. Его схема исторического перемещения центра лидерства такова: до 14 века этим центром являются государства Азии и Африки, в течение последних 5 – 6 веков он перемещается к западным народам, а теперь снова наблюдается

перемещение его  из Европы в «Америки, Азию и Африку».

 

33 А.Тойнби и концепция цивилизационного надлома.

  Исследование  Арнольда Джозефа Тойнби - широкая  панорама мировой истории. Он искал  всеобщую модель хода событий в истории  человечества и выявил ритмы и  принципы, которые ранее оставались неизвестными. Тойнби первым изучил в  т.ч. незначительные, неприметные культуры и на основании обширного фактографического  материала сделал революционные  выводы.

  "Для  Тойнби культура - не этап в  развитии общества, а постоянное  ядро цивилизации, всегда присутствующее  в ней".Видение культуры как основы цивилизации, не отделимой от неё.

  В своем исследовании Арнольд Джозеф Тойнби затрагивает 3 важные проблемы:

  1). Почему некоторые общества оказываются  неподвижными на ранней стадии  своего существования и не  складываются в цивилизации, тогда  как другие достигают этого  уровня?

  2). Почему все-таки есть мертворожденные  цивилизации и такие, которые  застыли в своей статике? 

  3). Как и почему цивилизации надламываются,  разлагаются и даже распадаются? (Здесь я считаю необходимым  отметить существенный факт: из 26 отмеченных Тойнби цивилизаций,  в настоящее время живы 5).

  1. Определение цивилизации по Тойнби.

  Цивилизация - главное понятие, служащее Арнольду Тойнби (1889—1975) для организации всего  конкретно-исторического материала. Но до того как рассматривать положения  теории необходимо уточнить, что же Тойнби подразумевает под понятием “цивилизация”, или, другими словами, что является “единицей измерения” исторического бытия. Тойнби приходит к следующим выводам об “атоме, на котором следует фокусировать свое внимание историку”:

  a) Цивилизации “представляют собой ... общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы”;

  b) Именно цивилизации должны рассматриваться историками;

  c) Цивилизации сопоставимы друг с другом;

  d) Ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества;

  Проводя анализ истории, Тойнби выделяет 26 цивилизаций, на данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые): 1. Западная христианская 2. Православная христианская 3. Исламская 4. Дальневосточная 5. Индуистская.

  По  мнению Тойнби цивилизация возникает как удачный "ответ" на внешние "вызовы", как реакция на неповторимую историческую ситуацию. Своеобразие "ответов" выражается в иерархии социальных ценностей, творцом и выразителем которых становится творческое меньшинство, которое увлекает за собой инертную массу.

  Существенное  положение всей цивилизационной концепции А. Тойнби - тесная связь цивилизации с религией, которая формируется в ходе нарастающего кризиса и надлома цивилизации и становится духовным ответом на этот кризис.

  Тойнби  разделял цивилизацию и государство, придавая центральное значение именно цивилизационному устройству общества, основными критериями которого являются состояние морали и религии, и отводя государству лишь вторичное значение как средству временного сохранения общества в фазе распада и гибели. Поэтому, например, фаза надлома и начала упадка цивилизации относилась им на очень ранний период, после которого продолжалось лишь состояние длительного застоя и выживания, лишенного творческого начала и потенциала развития.

  В применении к цивилизации и к  анализу ее развития концепция вызова и ответа выглядит следующим образом: При резком изменении условий  жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не всегда может дать адекватный ответ, перестроиться и изменить образ жизни. Если общество продолжает жить и действовать так, как будто «вызова» нет, то культура движется к пропасти и гибнет. Некоторые общества, однако, выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов» Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов - пророков, жрецов, философов, ученых, политиков - собственным примером увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование вторичной цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней.

  Некоторые из вызовов могут получать достойные  ответы, в то время как другие могут остаться и без ответа. Тойнби считает, что наиболее стимулирующее  воздействие оказывает вызов  средней силы (согласно закону «золотой середины»), т.к. слабый вызов не может  заставить систему перейти на качественно новый уровень, в  то время как чрезмерно сильный  вызов может просто-напросто ее разрушить.

  4. Развитие цивилизаций. 

  Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Цивилизации, как и люди, недальновидны: они не сознают до конца пружины своих собственных  действий и важнейших условий, обеспечивающих их процветание.

 

   34.Монотеизм  – политеизм. Историософия -  Хомяков А.С.

   Политеизм и монотеизм (греч. много,один и бог) - многобожие и единобожие; поклонение нескольким или одному богу. П. возникает из тотемизма, фетишизма, анимизма на стадии разложения первобытной общины. Веру в множество равноправных фетишей, духов сменяет вера в богов, получивших конкретный облик, имя, культ. В иерархии богов нашли отдаленное отражение общественное разделение труда, земные отношения господства и подчинения. Дальнейшее укрепление рабовладельческого строя, создание монархий привело сначала к единопо-читанию, культу одного бога, причем признавалось существование др. богов. Затем из пантеона богов выделяется единый всемогущий бог - копия земного царя; утверждается М. Но чистого М. не существует. Даже в таких монотеистических религиях, как ислам и иудаизм, заметны следы П., не говоря уже о христианстве с его троицей, богородицей и массой святых.

   Историософия Хомякова

   Славянофильская историософия представлена в незавершенной работе Хомякова «Семирамида», в которой сделана попытка целостного изложения всемирной истории, определения ее смысла. Образ исторической жизни у Хомякова принципиально лишен постоянного культурного, географического и этнического центра. «История» предстает как взаимодействие двух полярных духовных начал — «иранского» и «кушитского», действующих отчасти в реальных, отчасти в символических культурно-этнических ареалах. Мифология у Хомякова и есть древняя история. Самые различные этносы становятся участниками всемирной истории, развивая свои культуры под знаком либо «иранства» как символа свободы духа, либо «кушитства», которое символизирует «преобладание вещественной необходимости», т. е. не отрицание духа, но отрицание его свободы в проявлении. По Хомякову, это два основных типа человеческого мировосприятия. Деление человечества на «иранство» и «кушитство» в «Семирамиде» вообще относительно, а не абсолютно. Христианство же в историософии Хомякова не столько высший тип «иранского» сознания, сколько уже его преодоление. Он признает и культурно-историческое значение достижений народов, представляющих «кушитский» тип. Отвергая абсолютизацию каких-либо национально-религиозных форм исторической жизни, Хомяков писал: История уже не знает чистых племен. История не знает также чистых религий».

социология шпоры Большаов.docx

— 125.13 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Шпоры по социологии(Большаков).doc

— 736.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ответы продолж Большаков.doc

— 305.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"