Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"
Таким образом, хотя разрешение различных противоречий во взаимоотношениях между человеком и средой его обитания, обеспечивающее выход цивилизации на уровень рационализации, оптимизации и гармонизации в системе отношений "человек-общество-биосфера" – вопрос практики, необходимо предварительное изменение концептуального аппарата, и в этом процессе философия должна сыграть главную роль, помогая экологической переориентации современной науки, влияя на социально-политические и технологические решения в экологической области и способствуя, в конечном счёте, модификации общественного сознания и принципиальных подходов к техническому решению назревающих социально-экологических проблем. Этим определяется выбор темы данного реферата при подготовке к кандпдатскому экзамену по философии.
Исследование Арнольда Джозефа Тойнби - широкая панорама мировой истории. Он искал всеобщую модель хода событий в истории человечества и выявил ритмы и принципы, которые ранее оставались неизвестными. Тойнби первым изучил в т.ч. незначительные, неприметные культуры и на основании обширного фактографического материала сделал революционные выводы.
3. Задачи реферата, общая структура реферата.
"Для Тойнби культура - не этап в развитии общества, а постоянное ядро цивилизации, всегда присутствующее в ней". [2, с. 497] Эпиграф к моему реферату отражает ту же позицию - видение культуры как основы цивилизации, не отделимой от неё.
Я также постаралась осветить основные отличия теорий Тойнби и Шпенглера, указав в каких вопросах Тойнби превзошел предшественника, т.к. несомненно будучи знакомым с исследованиями Данилевского и Шпенглера, Тойнби пошел дальше них во многом. Его теорию можно рассматривать как кульминацию теоретических разработок, проделанных Данилевским и Шпенглером. Но теория Тойнби была основана на несравненно более широком историческом материале и является подлинным шедевром исторического и макросоциологического знания.
Основная часть
В своем исследовании Арнольд Джозеф Тойнби затрагивает 3 важные проблемы:
1). Почему некоторые общества оказываются неподвижными на ранней стадии своего существования и не складываются в цивилизации, тогда как другие достигают этого уровня?
2). Почему все-таки есть мертворожденные цивилизации и такие, которые застыли в своей статике?
3). Как и почему цивилизации надламываются, разлагаются и даже распадаются? (Здесь я считаю необходимым отметить существенный факт: из 26 отмеченных Тойнби цивилизаций, в настоящее время живы 5).
1. Определение цивилизации по Тойнби.
Цивилизация - главное понятие, служащее Арнольду Тойнби (1889—1975) для организации всего конкретно-исторического материала. Но до того как рассматривать положения теории необходимо уточнить, что же Тойнби подразумевает под понятием “цивилизация”, или, другими словами, что является “единицей измерения” исторического бытия. Тойнби приходит к следующим выводам об “атоме, на котором следует фокусировать свое внимание историку”:
a) Цивилизации “представляют собой ... общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы”;
b) Именно цивилизации должны рассматриваться историками;
c) Цивилизации сопоставимы друг с другом;
d) Ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества; [6]
Проводя анализ истории, Тойнби выделяет 26 цивилизаций, на данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые): 1. Западная христианская 2. Православная христианская 3. Исламская 4. Дальневосточная 5. Индуистская. [5]
2. Краткое изложение теории Арнольда Джозефа Тойнби.
По мнению Тойнби цивилизация возникает как удачный "ответ" на внешние "вызовы", как реакция на неповторимую историческую ситуацию. Своеобразие "ответов" выражается в иерархии социальных ценностей, творцом и выразителем которых становится творческое меньшинство, которое увлекает за собой инертную массу.
Существенное положение всей цивилизационной концепции А. Тойнби - тесная связь цивилизации с религией, которая формируется в ходе нарастающего кризиса и надлома цивилизации и становится духовным ответом на этот кризис.
Тойнби разделял цивилизацию и государство, придавая центральное значение именно цивилизационному устройству общества, основными критериями которого являются состояние морали и религии, и отводя государству лишь вторичное значение как средству временного сохранения общества в фазе распада и гибели. Поэтому, например, фаза надлома и начала упадка цивилизации относилась им на очень ранний период, после которого продолжалось лишь состояние длительного застоя и выживания, лишенного творческого начала и потенциала развития.
3. Концепция вызова и ответа.
Арнольд Тойнби задается вопросом, что же является “мотором” цивилизации, что заставляет примитивное общество, жившее стационарно на протяжении многих тысяч лет, однажды проснуться и начать непрерывное поступательное движение; есть ли что-либо единое, стоящее за всеми стадиями развития цивилизаций? В поисках этого первопринципа Тойнби приходит к концепции "вызова и ответа". [5]
3.1. Суть концепции.
На первом этапе Вызов выводит систему из равновесного и пассивного состояния Инь в возбужденное и активное состояние Ян. Ответом на вызов должен быть либо рост - “переход в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры” состояние, либо смерть, проигрыш. Выйдя на новую ступень, система вновь выводится из равновесия и так далее до тех пор, пока на очередной вызов не последует адекватного ответа. [7] Вызовы могут быть как внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации) так и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки). Причем системе требуется лишь первоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развития системы превращаются во внутренние вызовы. Именно такое динамическое, прогрессирующее противоречие и является залогом развития цивилизации и индивидуумов, ее составляющих. [5]
В применении к цивилизации и к анализу ее развития концепция вызова и ответа выглядит следующим образом:
При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не всегда может дать адекватный ответ, перестроиться и изменить образ жизни. Если общество продолжает жить и действовать так, как будто «вызова» нет, то культура движется к пропасти и гибнет. Некоторые общества, однако, выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов» Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов - пророков, жрецов, философов, ученых, политиков - собственным примером увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование вторичной цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней. "Согласно Тойнби, культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня". [6]
Вызов предназначается прежде всего людям, а не обществу в целом, т.к. в системе Тойнби обществу отводится место поля действия, а не носителя созидательной силы. Тойнби не верит в “бессознательный” фактор Истории, так называемые “великие подземные течения мысли”. "Скачок совершается тогда, когда общество решается на эксперимент; это означает, что общество или поддалось убеждению, или было протрясено кем-то, но именно кем-то", - пишет Тойнби.
3.2. Гипотеза о необходимости наличия Личностей.
Однако большинство членов общества инертно и пассивно и неспособно дать достойный ответ на удары судьбы. Чтобы общество смогло ответить на вызов, в нем необходимо наличие Личностей, сверхлюдей. Именно они способны дать ответ, именно они способны повести за собой всех остальных. Тойнби указывает, что сверхлюдьми могут быть как отдельные люди (Иисус, пророк Мухаммед, Будда), так и социальные группы (к примеру, английские нонконформисты). В любом случае общество раскалывается на две взаимодействующие части: на творческое, несущее в себе потенциал меньшинство и основную инертную массу. Каким же образом способность творческого меньшинства дать ответ на вызов превращается в ответ всего общества?
По утверждению Бергсона, на которого ссылается Тойнби в своей книге "Постижение истории" "требуется двойное усилие со стороны отдельных личностей, нацеленных на новаторский путь, и - всех остальных, готовых воспринять эту новацию и приспособиться к ней. Цивилизованным можно назвать лишь то общество, в котором эти встречные усилия слились воедино... "
3.3. Мимесис.
Тойнби называет механизм взаимодействия творческого меньшинства и пассивного большинства, социальное подражание, - “мимесис”. Мимесис появляется у человека задолго до вступления общества в фазу развития. Его можно видеть и в обществах с примитивным укладом и в развитых цивилизациях. Однако действие мимесиса в этих двух случаях прямо противоположно: "если в примитивных обществах мимесис, выражаясь в обычаях и подражании старейшинам, направлен в прошлое и является гарантом стабильности общества, то при вступлении общества на путь цивилизации мимесис в основном направлен на творческое меньшинство, являясь таким образом связующим звеном между активными и пассивными его членами". [5] Следовательно, для успешного ответа на вызов необходимо наличие в обществе следующих факторов:
1. в обществе должны присутствовать люди, способные понять вызов и дать на него ответ;
2. большинство должно быть готово к принятию данного ответа, то есть, грубо говоря, “созреть” для ответа.
3.6. Генезис.
Арнольд Тойнби выделяет два пути возникновения цивилизаций: через изменение (мутацию) примитивного общества и через отчуждение пролетариата (пассивного большинства) от правящего меньшинства ранее существовавших цивилизаций. В обоих случаях Тойнби объясняет генезис с помощью концепции вызова и ответа, отвергая при этом "как расовые теории, постулирующие различную “государствообразующую” силу разных рас, так и благоприятные природные условия, якобы являющиеся залогом возникновения цивилизаций". [6] Тойнби выделяет пять основных стимулов, которые могут положительным образом повлиять на успешный генезис цивилизации.
1. Стимул природной среды
a) Стимул бесплодной земли
b) Стимул новой земли
2. Стимул окружения
a) Стимул удара (реакция на нападение)
b) Стимул давления (“форпост”)
c) Стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация) [7]
Как видно из приведенного выше списка, стимулы могут быть как природными, так и социальными. Именно появление стимулирующего воздействия со стороны природы или окружающих народов способно вывести примитивное общество из стационарного состояния и заставить его начать развиваться. Доказывая свое предположение, Тойнби анализирует большое количество различных цивилизаций и в каждом случае находит такой стимул.
Что касается зарождения цивилизации из недр материнской цивилизации, т.е. зарождения вторичных цивилизаций, то здесь Тойнби также использует концепцию вызова и ответа. "Правящее меньшинство, которое больше не является творческим меньшинством, не способно дать ответ на вызов, стоящий перед обществом и разрушающий его. Тогда в среде пролетариата возникает новое творческое меньшинство, действительно способное дать ответ. Постепенно мимесис народных масс перенаправляется на новое творческое меньшинство, что в дальнейшем приводит к зарождению новой цивилизации. Таким образом, образование цивилизаций данного типа происходит из-за неспособности старого меньшинства дать успешный ответ на вызов, стоящий перед ним".
Некоторые из вызовов могут получать достойные ответы, в то время как другие могут остаться и без ответа. Тойнби считает, что наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов средней силы (согласно закону «золотой середины»), т.к. слабый вызов не может заставить систему перейти на качественно новый уровень, в то время как чрезмерно сильный вызов может просто-напросто ее разрушить.
3.5. Конкретные примеры "вызовов" и "ответов", известные из истории:
вызов ответ
ь иссушение или заболачивание почвь наступление враждебных племень вынужденное изменение места жительства ь переход к новому типу хозяйствования и создание ирригационных системь формирование мощных властных структурь создание новой религии, науки, техники.
3.5.1. Греческая цивилизация
вызов ответ
1). Недостаток плодородной земли2). Море3). Сухой климат, отсутствие крупных рек 1). Переселение греков (колонизация)2). Мореплавание (торговля, судостроение), новый тип личности3). Новые занятия (садоводство и скотоводство)
3.5.2. Российская цивилизация
вызов ответ
1). Континентальный характер цивилизации (отсутствие выходов к морю)2). Низкая плотность населения, большие пространства. 3). Природные особенности рельефа, необходимость освоения территорий4). Однообразие природных факторов 1). Колонизация земель2). Экстенсивное развитие, утопия о "неисчерпаемости ресурсов"3). Коллективизм, сплоченность4). Однотипность хозяйственной деятельности, слабая специализация.
4. Развитие цивилизаций.
Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Цивилизации, как и люди, недальновидны: они не сознают до конца пружины своих собственных действий и важнейших условий, обеспечивающих их процветание.
Стадия распада, по Тойнби, является серией неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальном плане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие: правящее меньшинство, внутренний пролетариат и внешний пролетариат.
В данном реферате я рассмотрела основные положения теории цивилизаций английского историка Арнольда Джозефа Тойнби. В своих исследованиях он затрагивает проблемы рождения, роста и распада цивилизаций.
Главное понятие, служащее Арнольду Тойнби для организации всего конкретно-исторического материала - цивилизация. Проводя анализ истории, Тойнби выделяет 26 цивилизаций, из которых на данный момент осталось только пять.
Анализируя цивилизации, Тойнби использует концепцию "вызова и ответа". По его мнению цивилизация возникает как удачный "ответ" на внешние "вызовы", как реакция на неповторимую историческую ситуацию.