Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к ГОСАМ спец скачала.doc

— 847.50 Кб (Скачать файл)

"Двенадцать Шагов" — программа выздоровления от химической зависимости. Она была разработана в США еще в конце 30-х годов людьми, которые сами были зависимы от алкоголя и для выздоровления от алкоголизма основали сообщество взаимопомощи, ныне известное как "Анонимные Алкоголики".

"Двенадцать Шагов"  популярна во всем мире, поскольку  в принципе решает главную задачу лечения: достижение полной духовной перестройки наркомана, постепенное возвращение или приобретение заново жизненных ценностей, свойственных здоровым людям.

"Двенадцать Шагов"  обычно не работают сами по  себе, процесс выздоровления происходит среди признающих программу и объединенных в группы единомышленников. Для этих групп помимо Шагов существуют "Двенадцать Традиций" — набор принципов организации их работы.

Группы NA не имеют никакой  связи ни с какими реабилитационными  центрами. Их создание возможно в любом  городе, поселке или селе при условии, что хотя 6ы два заинтересованных человека соберутся вместе и напишут в адрес любой работающей группы NA (или позвонят туда) с просьбой о содействии в организации группу в этом населением пункте.

Ещё одно направление  работы с наркозависимыми, которое  необходимо отметить, это так называемая аутрич-работа. Апологеты данного  направления деятельности называют себя уличными социальными работниками, которые проводят профилактическую деятельность непосредственно в группах так называемых «активных наркоманов». аутрич-работа не имеет ничего общего с профессиональной социальной работой по целому ряду причин. Главная из них это то, что основополагающая роль в аутрич-работе отводится бывшим или настоящим наркозависимым людям. Вторая причина так же важна – концепция программы аутрич-работы кардинальным образом расходится с концепцией практической социальной работы, основной задачей которой является включение, реинтеграция наркозависимых в здоровый социум, а не наоборот. То есть, аутрич-работники делают акцент на объединение нуждающихся в помощи людей по принципу наличия той или иной девиации (наркомания, проституция, бродяжничество и т.д.). Таким образом, выводя социальную работу за рамки нормальных общественных отношений, проводники аутрич-работы, по большому счёту, обрекают и без того немало деформированных людей находиться, развиваться и удовлетворять свои витальные и культуральные потребности за счёт глубоко деформированной общности, группы.

Модель организации  социальной работы, в том числе  в сфере наркологической помощи, наиболее прогрессивна и эффективна; ее нужно учитывать и осваивать  в процессе подготовки кадров социальных работников в России. Таким образом, направления деятельности специалиста по социальной работе в любой сфере социальной помощи вытекают из его основных функций:

Диагностическая – изучение особенностей личности, семьи, группы, степень и направленность влияния на них микросреды, постановка «социального диагноза»;

Прогностическая – прогноз  развития событий, процессов, происходящих в семье, группе, обществе; разработка определенных моделей социального  поведения;

Правозащитная – использование  законов и правовых актов, направленных на оказание социальной помощи и поддержки клиенту, на защиту его интересов;

Организационная – посредническая помощь в направлении деятельности социальных служб на оказание различных  видов социальных услуг населению;

Предупредительно-профилактическая – задействование различных механизмов (юридических, психологических, медицинских, педагогических) предупреждения и преодоления негативных явлений;

Социально-медицинская - своевременная организация работы по профилактике болезней, по преодолению болезненных состояний, по реадаптации после излечения.

Исходя из перечисленных  выше функций, можно сделать вывод, что деятельность специалиста по социальной работе в наркологическом  учреждении приобретает все более  значимую роль. Все больше число программ по реабилитации лиц, зависимых от ПАВ, разрабатываются и реализуются на практике при непосредственном участии специалистов по социальной работе.

В плане проблемной направленности различных форм медико-социальной работы в наркологии можно выделить: 1) профилактическую медико-социальную работу, нацеленную на предупреждение возникновения наркологических проблем; 2) медико-социальную работу с проблемными лицами, имеющими те или иные очерченные наркологические проблемы, но у которых не выявляются клинические формы наркологических заболеваний, а также с их микросоциальным окружением; 3) медико-социальную работу с наркозависимыми и их микросредой.

 

44. Технологии  социальной  работы  с  семьями,  имеющими  детей  с  ограниченными  возможностями.

 

     Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, строится сегодня на основе медицинской модели  инвалидности.  Следствием ориентации общества и государства на  эту модель  является изоляция   ребенка   с   ограниченными   возможностями   от    общества    в специализированном  учебном заведении,   развитие   у   него   пассивно   - иждивенческих жизненных ориентаций. Проблема  инвалидности   не   ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является  социальной проблемой неравных возможностей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями  заключается в нарушении его  связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности  контактов  со  сверстниками  и  взрослыми,   в   ограниченном   общении   с   природой, недоступности  ряда  культурных  ценностей,   а   иногда   и   элементарного образования.  Эта  проблема  является  следствием  не  только  субъективного фактора, каковым является  состояние  физического  и  психического  здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и  сложившегося  общественного сознания,  которые  санкционируют  существование  недоступной  для  инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

Согласно  этой  на  социально-экологической  модели    люди  с   ограниченными  возможностями испытывают функциональные  затруднения  не  только  вследствие заболевания, отклонений или недостатков развития, но  и  неприспособленности физического  и  социального  окружения  к   их   специальным   потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам.

   ВОЗ  следующим образом анализирует  данную проблему: структурные нарушения,  ярко выраженные или распознаваемые  медицинской диагностической   аппаратурой, могут  привести  к  утрате  или  несовершенству  навыков,  необходимых   для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности»;  это при соответствующих   условиях   будет   способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. 

   Семья наиболее мягкий тип социального окружения  ребенка. Однако  по  отношению  к  ребенку-инвалиду  члены  семьи  иногда   проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Более того,  вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями  развития  вкупе  с  другими факторами может изменить самоопределение семьи,  сократить  возможности  для заработка, отдыха, социальной активности.

Значительная  социальная, психологическая  и  практическая  помощь  может быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки; такие  группы  могут также  защищать  права  семей,  оказывая  влияние  на  социальную  политику, предлагая инициативы органам принятия решений. Ассоциации родителей детей  с ограниченными возможностями не только  поддерживают  семьи  детей-инвалидов, но иногда инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной  помощи своим детям. Наличие сети услуг по месту жительства  может  стать  бесценной поддержкой, но уровень доступности и качество  услуг  в  различных  регионах неодинаковы.

Основная  цель ранней  социально-реабилитационной  работы  —  обеспечение социального,  эмоционального,  интеллектуального  и   физического   развития ребенка,  имеющего  нарушения,  и  попытка   максимального   раскрытия   его потенциала для обучения.  Вторая  важная  цель  —  предупреждение  вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих  либо  после  неудачной попытки   купировать   прогрессирующие   первичные   дефекты    с    помощью медицинского,  терапевтического   или   обучающего   воздействия,   либо   в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного,  в частности,  тем,  что  ожидания  родителей   (или   других   членов   семьи) относительно ребенка не оправдались.

Система   реабилитации   предусматривает   значительный   набор   услуг, оказываемых не только детям, но и  их  родителям,  семье  в  целом  и  более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы  оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и  защитить  права всех  членов семьи. Помощь при малейшей возможности должна  оказываться в естественном окружении, т.е. не в изолированном учреждении,  а по  месту жительства,  в семье.

При разработке реабилитационных  мероприятий  необходимо  учитывать  как медицинский  диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Необходима   реабилитационнаяпрограмма,  которая   будет   включать   следующие  мероприятия:

   •  медицинские (оздоровление, профилактика);

   •  специальные (образовательные,  психологические,  психотерапевтические, социальные), направленные  на развитие общей или  точной  моторики,  языка  и речи  ребенка,  его  умственных  способностей,  навыков  самообслуживания  и  общения.

   При  этом  остальным  членам  семьи   необходимо  разбираться  в   тонкостях детского развития, учиться  общению друг с  другом  и   с  малышом,  чтобы  не  усугубить первичные дефекты  развития неблагоприятными  воздействиями   извне.

Поэтому в  программу реабилитации будут  входить  организация  благоприятного окружения ребенка (включая  обстановку,  специальное  оборудование,  способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и  навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.

   После   начала  выполнения  программы   осуществляется  мониторинг,   т.е. регулярное отслеживание  хода событий в виде регулярного   обмена  информацией между   специалистом-куратором  и   родителями  ребенка.   При   необходимости куратор  содействует  родителям,  помогает  преодолевать   трудности,   ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений,  разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью,  чтобы лучше разобраться в трудностях,  возникающих при выполнении  программы.  Таким образом, программа реабилитации есть цикличный процесс.

Следует поощрять  родителей  обмениваться  знаниями,  признавать  успехи ребенка, понимать важности тех или иных занятий, проявлять  инициативу.  Социальный  работник  должен  в  известной  мере  делиться  своими чувствами, демонстрировать открытость, тогда и родители не будут  испытывать стесненность  в   его   присутствии.   Родителям   и   специалистам следует совместно принимать решения.

 

46. Международные  принципы и стандарты этики социальной работы.

 

В 2003 г. на основе международных  стандартов был разработан и прият "Кодекс этики социального работника  и социального педагога" - членов общероссийской общественной организации  «Союз социальных педагогов и  социальных работников»

Принципы соблюдения прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы. Принято на встрече Международной  Федерации социальных работников в  Монреале, Канада, в июле 2000 г.

Социальная работа в  своих различных формах обращена к многостороннему, комплексному взаимодействию людей. Её миссия заключается в том, чтобы дать возможность всем людям использовать полностью свой потенциал, обогатить свою жизнь и предотвратить её разрушение. Профессиональная социальная работа сосредоточена на решении проблемы и изменениях. Социальные работники являются носителями изменений как в обществе, так и в жизни отдельного человека, семьи, общины Социальная работа - это взаимосвязанная система ценностей, теории и практики. Ценности социальной работы закреплены кодексами этики профессиональных международных и национальных организаций.

Профессия «социальная  работа» способствует развитию теорий, связанных с человеческим бытием и поведением, а также функционированием  социальных систем, для использования их для анализа комплексных ситуаций и стимулирования индивидуальных, организационных, социальных и культурных изменений.

Методология социальной работы базируется на систематизированном, основанном на фактах знании, полученном в результате научных исследований и анализа практики, с учётом местной специфики и конкретного контекста. Она признаёт комплексность взаимоотношений между человеческими особями и средой обитания, способность людей быть подверженными влиянию различных факторов, включая биопсихологические.

Социальная работа обращается к барьерам, неравенству и несправедливости, существующим в обществе. Она даёт ответ на кризисные и чрезвычайные ситуации так же, как и на ежедневные личные и социальные проблемы. Социальная работа имеет в своём арсенале разнообразные навыки, технологии и методы и действует исходя из целостного подхода к человеку и окружающей его среде. Социальная работа ведётся на разных уровнях, начиная с включения в психолого-социальные процессы человека и заканчивая социальной политикой, планированием и развитием. Под этим подразумевается консультирование, клиническая социальная работа, групповая работа, социальная педагогика, семейная терапия, а также помощь людям в получении социальных услуг и доступа к ресурсам в обществе.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"