Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к ГОСАМ спец скачала.doc

— 847.50 Кб (Скачать файл)

Лонгитюдное исследование - вид повторного исследования, при  котором ведется длительное периодическое  наблюдение над одними и теми же лицами или социальными объектами.

Сравнительное исследование - исследование, ориентированное на получение выводов, основанных на сравнении социальных явлений и процессов:

- во времени: панельные,  трендовые, когортные исследования;

- по регионам: территориальные  исследования.

Теоретическое исследование представляет собой логическую конструкцию действительности посредством идеализации. Теоретическое исследование направлено на построение теории.

Эмпирическое  и теоретическое - научные категории  для обозначения двух взаимосвязанных  уровней познания.  Эмпирическое исследование опирается на эксперимент, наблюдение и направлено непосредственно на объект.

«Качественную» методологию  понимают расширенно, как совокупность методов сбора и анализа данных, а также моделей их описания/объяснения/понимания - "стандартов" для оценки их адекватности в рамках конкретной теоретической парадигмы. "Количественная" методология позволяет решать задачи объяснения явлений и процессов, происходящих в генеральной совокупности, "качественная" - задачи их понимания. Описательные цели могут быть достигнуты в рамках обеих методологий.

 

56. Проблемы  внедрения результатов исследования  в социальной работе.

Надежность - одна из наиболее важных характеристик  результатов исследования и исследовательских  инструментов, оценка их независимости от случайных, несистематических факторов.

Чем шире пределы  вариативности несистематических  факторов, в которых сохраняется  устойчивость результатов, тем выше их надежность.

Понятие “надежность” употребляется в двух значениях.

1. Надежность  как характеристика воспроизводимости измерений и результатов исследования.

Надежность  измерений (и измерительного инструмента) во времени называют ретестовой надежностью.

Ретестовая  надежность оценивается по величине коэффициента корреляции между показателями, измеренными на одной и той же выборке с достаточно большим временным интервалом. Пороговым значением коэффициента корреляции при оценке ретестовой надежности считают 0.7

2. Надежность  как внутренняя согласованность  теста (self-consistency). Внутренне согласованными считают тесты, различные задания которых измеряют одни и те же переменные. Надежность по внутренней согласованности оценивают по величине коэффициентов корреляции между заданиями, составляющими тест. Чем выше внутренняя согласованность теста, тем более высоки значения коэффициентов корреляции, тем более он надежен. Понимаемую таким образом надежность теста считают предпосылкой его валидности. Следует отметить, однако, что, если оценки по различным заданиям теста высоко коррелируют, то только часть из них информативна, если же задания не связаны, то тест считается не обладающим высокой надежностью. Понятие надежности обладает сходством с понятием валидности, особенно внешней. Валидность, как и другие характеристики соответствия (репрезентативность, надежность), оценивают качество организации и выполнения исследования по соответствию результатов основным научным ценностям. Однако обеспечение репрезентативности и надежности служат лишь предпосылками валидности исследования, а валидность точно указывает на конкретные факторы, снижающие качество исследования.

Внутренняя  валидность оценивает, действительно  ли выводы исследования относятся именно к представленной в гипотезе зависимости, а не какой-либо иной; для истинного  эксперимента - это оценка точности интерпретации связи вариаций зависимой и независимой переменных в терминах исследовательской гипотезы. Важно заметить, что внутренняя валидность - оценка соответствия предполагаемых и выявленных зависимостей, а не терминов, в которых высказаны гипотезы и описаны закономерности, что оценивает конструктная валидность.

Внешняя валидность характеризует возможность обобщения (переноса) результатов исследования на другие условия, выборки, популяции. Тот аспект внешней валидности, который  характеризует возможность переноса на другие популяции, называют популяционной валидностью. В основе внешней валидности лежат различные виды репрезентативности.

Экологическая валидность иногда рассматривается  как дубликат понятия внешней  валидности. Действительно, эти понятия  характеризуют возможность обобщения результатов исследования, но экологическая валидность оценивает перенос результатов лабораторного исследования (эксперимента) не на иные лабораторные, искусственные, рафинированные условия, а на условия не лабораторные, реальные, не организованные преднамеренно. Таким образом, экологическая валидность — это оценка применимости результатов лабораторного (экспериментального) исследования к неотобранным специально объектам в нелабораторных условиях.

Артефакт (лат. arte factum — <что-либо> сделанное искусственно) в научной лексике означает искусственно созданный факт, феномен

Артефакты —  следствие ошибок и/или недостаточного контроля каких-либо условий проведения исследования. Источниками артефакта  могут быть: объект исследования, среда, каналы связи, аппаратура, способы обработки, нарушение логики вывода, действия исследователя и любые комбинации этих источников.

Артефакты —  следствие ошибок и/или недостаточного контроля каких-либо условий проведения исследования. Источниками артефакта могут быть: объект исследования, среда, каналы связи, аппаратура, способы обработки, нарушение логики вывода, действия исследователя и любые комбинации этих источников. Нераспознанный артефакт приводит к артефактному выводу.

Исследование - всегда вмешательство исследователя в изучаемую реальность, в его основе всегда лежит создание искусственных условий. Чем более высокий тип исследования реальзуется, тем выше уровень контроля ситуации и тем более она искусственна. Поэтому при высоких уровнях контроля не снижается вероятность появления артефактов.

Наиболее распространенные ошибки статистического вывода связаны  с:

(1) недостаточным объемом  выборки;

(2) нерепрезентативностью  выборок;

(3) недостаточно высоким  отношением количества объектов  к количеству переменных, описывающих эти объекты (объектов должно быть больше, чем переменных, по крайней мере в 10 раз);

(4) нарушением требования  статистической независимости переменных  или  результатов отдельных  проб (например, при применении множественной  регрессии, из-за занижения критерия толерантности, см. выше) ;

(5) неправильным выбором  статистических методов - использованием  параметрических статистик для  анализа данных, измеренных в  порядковых или даже в номинальных  шкалах; применением критериев, предназначенных  для анализа нормально распределенных величин, к данным, распределенным по другим законам, например, применение t-теста к данным, измеренным в порядковой шкале, или измеренным в интервальной шкале, но распределенным с отклонением от нормального закона;

(6) интерпретацией корреляционной связи, как связи ориентированной, имеющей направление;

(7) применением линейных  оценок к немонотонным или  нелинейным закономерностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57. Особенности  социальной экологии. Общие принципы  и способы защиты окружающей  среды.

 

Социальная экология - наука, изучающая условия и закономерности взаимодействия общества и природы. Социальная экология подразделяется на экономическую, демографическую, урбанистическую, футурологическую и правовую экологии

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ - недавно возникшая научная дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей воздействия общества на биосферу и тех изменений в ней, которые оказывают влияние на общество в целом и каждого человека в отдельности. Концептуальное содержание С.Э. охватывается такими разделами научного знания, как экология человека, социологическая экология, глобальная экология и др. Наличная разноречивость в понимании сущности С.Э. обусловлена широтой охвата проблем, изучаемых ею. Так, в момент своего возникновения экология человека была ориентирована на выявление биологических и социальных факторов развития человека, установления адаптационных возможностей его существования в условиях интенсивного промышленного развития. Впоследствии задачи экологии человека расширились до изучения отношений человека и среды обитания и даже проблем глобального масштаба.

По мнению ряда ученых (М.И. Будыко, С.С. Шварц), предметом экологии человека является изучение глобальных проблем взаимодействия общества и  природы, поиск закономерностей планетарного масштаба. Экология человека изучает развитие и взаимодействие человека (общества) с окружающей средой в различных аспектах (экономическом, техническом, физико-техническом, социально-психологическом) и призвана определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его воздействия на окружающую среду. Такое предельно широкое понимание задач экологии человека сближает ее предметное содержание с глобальной экологией, включающей комплекс глобальных проблем взаимодействия человека и природы (С.С. Шварц). Подобного рода отождествление вряд ли обоснованно, поскольку глобальная экология охватывает процессы изменений на уровне биосферы в целом, экология же человека касается места и роли человека в биосфере, рассматривает социально-гигиенические и медико-генетические изменения его здоровья. Сложившаяся расплывчатость в определении предмета этих дисциплин (глобальной экологии и экологии человека) - свидетельство методологической непроясненности их содержательных аспектов. В этом контексте термин "С.Э.", четко указывающий на связь и взаимодействие общества с окружающей средой, приобретает в современной науке строгий и однозначный смысл.

Главное содержание С.Э. сводится к необходимости создания теории взаимодействия общества и биосферы, поскольку процессы данного взаимодействия включают в себя и биосферу, и общество в их взаимовлиянии. Следовательно, законы данного процесса должны быть в известном смысле более общими, чем законы развития каждой из подсистем в отдельности. В С.Э. четко прослеживается основная идея, связанная с изучением закономерностей взаимодействия общества и биосферы. В центре ее внимания поэтому и оказываются закономерности воздействия общества на биосферу и те изменения в ней, которые влияют на общество в целом и каждого человека в отдельности. Одной из важнейших задач С.Э. является изучение способности людей приспосабливаться к происходящим переменам в окружающей среде, выявление недопустимых границ изменений, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье людей. Сюда входят проблемы современного урбанизированного общества: отношение людей к требованиям среды и к среде, которую формирует индустрия; вопросы ограничений, которые накладывает эта среда на отношения между людьми (Д. Маркович). Основной задачей С.Э. является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности. Проблемы С.Э. в основном сводятся к трем основным группам: планетарного масштаба - глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации; регионального масштаба - изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология); микромасштаба - изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города, или социология города).

Социальная работа (просветительская, реабилитационная) проводится с людьми, проживающими на экологически опасных  территориях, с людьми, пострадавших от экологических катастроф, с людьми, работающими в экологически вредных условиях. Работа с предприятиями и учреждениями нарушающими экологический режим.

Принципы и способы  защиты окружающей среды отражены в  Декларации по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.):

1. Забота о  человеке является центральным  звеном в деятельности по обеспечению  устойчивого развития. Люди имеют  право жить в добром здравии  и плодотворно трудиться в  гармонии с природой.

2. В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства обладают суверенным правом на разработку своих собственных ресурсов в соответствии с их собственной политикой в области окружающей среды и развития, а также несут обязанность обеспечивать, чтобы деятельность, ведущаяся под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств.

3. Право на  развитие должно соблюдаться  таким образом, чтобы адекватно  удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

4. Для достижения  устойчивого развития защита  окружающей среды должна составлять  неотъемлемую часть процесса  развития и не может рассматриваться  в отрыве от него.

5. Все государства  и все народы сотрудничают в решении крайне важной задачи искоренения бедности - задачи, являющейся необходимым условием устойчивого развития, - в целях уменьшения расхождений в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения.

6. Особой ситуации и потребностям развивающихся стран, в частности наименее развитых стран и стран, наиболее уязвимых в экологическом отношении, придается особое значение.

7. Для достижения  устойчивого развития и более  высокого качества жизни для  всех людей государства должны сократить масштабы нерациональной практики производства и потребления и искоренить ее и поощрять соответствующую демографическую политику.

8. Государства  должны сотрудничать в целях  укрепления деятельности по наращиванию  национального потенциала для обеспечения устойчивого развития за счет углубления научного понимания через посредство обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и передовые технологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"