Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"
В эти процессы включены
управленческие структуры, организации
по месту жительства, влияющие на формирование
социальной политики и экономическое
развитие. Целостный подход в социальной
работе универсален, но приоритеты социальной
работы могут меняться в зависимости от специфики той или иной страны,
времени, а также культурных, исторических
и социально-экономических условий
Это международное определение социальной
работы и комментарии к нему введены Международной
Федерацией социальных работников вместо
прежнего определения, которое было принято
в 1982 г.
Международные этические стандарты социальных работников, 1994 г. содержат 5 групп стандартов:
* Стандарты этического поведения
* Взаимоотношения с клиентами
* Взаимоотношения с агентствами и организациями
* Взаимоотношения с коллегами
* Отношение к профессии.
Права человека и социальная справедливость служат мотивацией и юридическим обоснованием социальной работы. В солидарность с теми, кто обижен судьбой, люди этой профессии стараются преодолеть бедность, помочь уязвимым и угнетённым людям, способствовать предоставлению социальных услуг каждому нуждающемуся.
47. Профессионально-этические
требования к личности
Социальный работник и
Личностные качества социальных работников подразделяются на три группы.
К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность), и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.
Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе личностных качеств социального работника относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.
48. Социально-ориентированная
экономика как материальная
Социально ориентированная экономика (капиталистическая, смешанная и любая другая) - это особая форма хозяйствования, так направляемая и регулируемая государством, всем обществом, что конечные его цели подчиняются не интересам одних только собственников средств производства, владельцев предприятий, но также и других участников процесса, в том числе непосредственно производителей материальных благ.
Социальная ориентация
рыночного хозяйства
Экономическая
функция социального
Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.
49. Экономическая политика государства сущность и содержание
В современной России проблема совершенствования системы социального обеспечения становится одной из актуальных. Ведь без её эффективного функционирования не может быть стабильности и прогресса в обществе.
Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого, прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам, а также оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных услуг и льгот.
Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью:
- назначения денежных
выплат (пенсий, пособий, компенсаций)
на без эквивалентной, но
- оказания бесплатных
для потребителя социальных
- предоставления льгот
на возмездие неэквивалентных
началах. Государственная
Концепция социальной защиты
населения России применительно
к новым политическим и социально-экономическим
условиям находится в процессе разработки.
Защита социальная - предоставление гражданам
конституционных полномочий, с целью защищать свои права
и свободы. Эти полномочия закреплены
Декларацией прав и свобод человека и
гражданина и Конституцией РФ.
Социальная защита включает: 1 социальное обеспечение; 2. гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды; 3. минимальной оплате трудами и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.
Государственное
социальное обеспечения - система материального
обеспечения граждан РФ в старости,
в случае болезни, полной или частичной потери
трудоспособности, потери кормильца, для
воспитания детей и иных случаев, установленных
законом.
Социальное обеспечение осуществляется
в различных организационно-правовых
формах, основной из которых является
государственное социальное страхование.
Государственное социальное страхование - установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (при потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей. Государственное социальное страхование осуществляется за счёт специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.
Обязательному
социальному страхованию
Суть государственного
социального страхования
Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют, как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.
Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.
Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными гражданами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение и другие услуги за счет средств внебюджетных страховых фондов.
Поощряются
добровольное социальное страхование,
создание дополнительных форм социального
обеспечения и
50. Социальные гарантии, льготы и выплаты.
Социальное обеспечение включает в себя следующие виды:
- пенсионное обеспечение (по старости, инвалидности, по случаю потери кормилица, за выслугу лет, социальные);
- система пособий (по
временной нетрудоспособности, беременности
и родам, многодетным и
- систему льгот нуждающимся
категориям населения (
- социальное обслуживание
престарелых, инвалидов и лиц,
находящихся в трудной
- систему профессионального
обучения, трудоустройства и протезно-
- врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов;
- социальную помощь семье и детям.
Социальные гарантии - обязательства государства обеспечить выполнение установленных властными структурами и закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральных и иных законах, нормативных и правовых актах основных социальных прав граждан. Таковы права на труд, на отдых, на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве, на профессиональную переподготовку, на социальное обеспечение по возрасту, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства и др. Это также выполнение установленных государством минимальных общественных стандартов в области доходов граждан (прожиточный минимум, минимальная заработная плата, пособие по безработице и т. д.), а также расходов бюджета на образование, науку, здравоохранение, социальное обслуживание и т. п. Создается механизм, позволяющий перейти от постатейного к подушевому финансированию расходов на социальные нужды, что значительно повысит эффективность выделяемых средств и уровень контроля. Формирование и использование социальных стандартов, норм и нормативов приобретают решающее значение для реализации С. г. Но в настоящее время записанные в Конституции и других законодательных актах основные права и установленные государственные стандарты в социальной сфере на практике выполняются пока не в полном объеме или вообще не реализуются. Это связано прежде всего с отсутствием или недостаточно четко прописанным механизмом осуществления С. г., с неэффективностью защиты, малодейственной ответственностью работодателей, государственных чиновников за нарушение социальных прав, лишение граждан законных С. г. От надежности С. г. в значительной степени зависит степень реальности представляемых прав, социальная справедливость, социальная стабильность в обществе.
Под льготами обычно понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав.
В виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими.
Для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать. Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты. Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом, поэтому вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным лицам, вызывает подчас острые эмоциональные реакции в массовом сознании.