Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к ГОСАМ спец скачала.doc

— 847.50 Кб (Скачать файл)

Законодательство  о социальном обеспечении предусматривает широкий спектр льгот для инвалидов. К их числу относятся:

— бесплатный или льготный проезд на городском транспорте; транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте;

—  льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;

—  бесплатная установка телефона;

—   налоговые  льготы;

—   льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство;

—   первоочередное бесплатное предоставление жилья;

— льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;

— льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами;

—   обеспечение  транспортными средствами;

—  льготы по протезированию и т. д.

Льготы можно  классифицировать и по категориям граждан, которым они предоставляются.

Пособия —  это денежные выплаты, назначаемые  гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных  законодательством случаях с  целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.  

В отличие  от пенсий — постоянного и основного  источника средств к существованию  — пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Пособие по временной  нетрудоспособности — это денежная выплата за счет средств Фонда  социального страхования, компенсирующая утраченный работником заработок при временном освобождении от работы в связи с болезнью и по иным предусмотренным законодательством социально значимым причинам.

Пособия по временной  нетрудоспособности являются основными по системе социального обеспечения. Они назначаются всем работающим по найму (т. е. на основе трудового договора) независимо от места работы, ее характера, системы, порядка оплаты труда, а также иным лицам (например, адвокатам, старателям, членам кооперативов, включая членов колхозов, лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, и др.), если они в период работы подлежали обязательному социальному страхованию.

Система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки непрерывно расширяется  и в настоящее время включает не только пособия, но и новые виды выплат, дополняющих систему пособий. Это компенсационные выплаты, адресованные пока узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной помощи.

 

 

 

 

51. Экономические  основы деятельности организаций,  учреждений и служб социального  обслуживания

 

Классификации     учреждений     социального  обслуживания:

Системная классификация:

- Система  состоящая   как  из  государственных   предприятий  и  учреждений  социального  обслуживания,  являющихся  федеральной   собственностью   и находящихся в ведении федеральных  органов государственной власти, так  и  из государственных   предприятий   и   учреждений   социального   обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской  Федерации  и  находящиеся  в ведении  органов  государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации является государственной системой социальных служб.

-   К муниципальной  системе  служб  относятся   муниципальные  предприятия   и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов   местного самоуправления.

-  Социальное   обслуживание   осуществляется   также   предприятиями   и учреждениями   иных   форм   собственности   и   гражданами,   занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения  без образования юридического лица. (коммерческие и некоммерческие организации)

По источникам финансирования:

-      Финансирование      государственных       учреждений       социального обслуживания,  являющихся  федеральной собственностью   и   находящихся   в ведении федеральных органов государственной власти,  производится  за   счет средств федерального  бюджета.  Финансирование   муниципальных   учреждений социального обслуживания, являющихся  собственностью  субъектов   Российской Федерации и находящихся  в  их  ведении,  производится   за   счет   средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

-  Финансирование   социальных    служб    иных    форм     собственности осуществляется из источников,  предусмотренных  их   уставами   либо   иными учредительными документами.

- Дополнительными     внебюджетными     источниками       финансирования являются: средства, поступающие от  целевых   социальных   фондов;   кредиты банков  и  средства  других  кредиторов;   доходы   от   предпринимательской деятельности учреждений социального обслуживания; доходы  от  ценных  бумаг; средства,  поступившие   в   качестве  платы   за   социальные   услуги; благотворительные взносы   и   пожертвования;    другие    источники,    не запрещенные законом.

 Экономическая   деятельность учреждений социального   обслуживания  имеет специфику  в зависимости от содержания  их деятельности, от типов учреждений.

    Экономическая  деятельность имеет специфику  для:

      1. Комплексных  центров социального обслуживания  населения;

      2. Территориальных  центров социальной помощи семьи  и детям.

      3. Центров  социального обслуживания.

      4. Социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

      5. Центров  помощи детям, оставшимся без  попечительства родителей.

      6. Социальных  приютов для детей и подростков.

      7. Центров  психолого-педагогической помощи  населению.

      8. Центров экстренной психологической помощи по телефону.

      9. Отделений  социальной помощи на дому.

     10. Домов  ночного пребывания

     11. Специализированных  домов для одиноких престарелых.

     12. Стационарных  учреждений социального обслуживания.

     13. Геронтологических центров.

     14. Иных  учреждений, предоставляющих социальные  услуги.

     Экономические  учреждения социального обслуживания  различаются  также  в зависимости  от видов социального обслуживания. К основным видам социального  обслуживания следует отнести:

1. Материальную помощь, представляемую в виде денежных  средств, продуктов  питания,   медикаментов,   средств   санитарии   и   гигиены, предметов ухода  за детьми, одежды, обуви,  предметов  первой  необходимости,  а  также   специальных   транспортных средств,  профилактики  инвалидности   и   реабилитации   для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2. Социальный патронаж, осуществляемый  в  отношении   граждан  и семей, нуждающихся  в постоянном нестационарном  обслуживании. Одиноко   проживающим    гражданам,    частично    утратившим работоспособность к самообслуживанию в  связи  с   возрастом, болезнью и инвалидностью, представляется  помощь  на  дому  в виде  социально-бытовых   услуг,   содействия   в   получении медицинской и иной помощи.   Семьям,  находящимся  в  трудной жизненной ситуации, предоставляют услуги по уходу за детьми.

3. Социальное   обслуживание    в    стационарных    условиях,  осуществляемое в отношении   граждан  частично  или  полностью  утративших способность к  самообслуживанию  и  нуждающихся  в постоянном постороннем уходе. В соответствии с  их  возрастом и здоровьем предусматривается  создание  необходимых  условий жизнедеятельности,   проведение   мероприятий   медицинского, психологического,   социального    характера,    обеспечение питанием,    уходом,    организацию    посильной     трудовой  деятельности, отдыха и досуга.

4. Предоставление временного  приюта осуществляемое  для   граждан без определенного места  жительства  и  занятий,  безнадзорных детей и подростков, других нуждающимся в этой помощи лицам.

5. Организация дневного  пребывания  в  учреждениях   социального обслуживания.  Гражданам   пожилого  возраста   и   инвалидам,  сохранившим  способность   к  самообслуживанию   и   активному передвижению, а  также  другим  лицам,  в  том  числе  детям,  находящимся в  трудной  жизненной  ситуации,  предоставляется социально-бытовое, медицинское и иное обслуживание в  дневное время в учреждениях социального обслуживания.

6. Консультативная помощь, предоставляемая гражданам и семьям  в области   социально-экономического    и    медико-социального обеспечения    жизнедеятельности,    психолого-педагогической помощи, правовой защиты.

7. Реабилитационные услуги. Социальные службы  оказывают   помощь в профессиональной, социальной, психологической  реабилитации граждан,    являющихся     инвалидами,     и     осуществляют реабилитационную  работу  с  несовершеннолетними  и   другими гражданами с общественно-опасным поведением.

 

52. Экономическая  политика и система социальной защиты.

 

 

Наиболее  масштабной задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся  рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке  стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Социально ориентированная  рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении  социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ.

Социальная  политика государства реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Важнейшей частью государственной  программы социального обеспечения  является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени  постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

Источником фонда социального  страхования являются взносы самих  застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками финансирования социального страхования в различных странах различно. Например, во Франции доля взносов застрахованных работников составляет в фонде социального страхования 22 %, предприятий – 59 %, государства – 17 %.

Другая часть государственной  программы социального обеспечения  составляет общественное вспомоществование. Оно финансируется из налоговых  поступлений государства и направлено на поддержание дохода беднейших  слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам) .

Экономическую базу социальной политики государства  составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный  бюджет. Изымая часть доходов населения  в виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).

Главное звено  в социальной политике государства  занимает политика формирования доходов населения. Понятие “доход” представляет собой показатель результатов экономической деятельности. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"