Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

социология экзамен.docx

— 103.98 Кб (Скачать файл)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 1

 

1. Объект, предмет социологии. Объект и предмет социологической науки.

Термин социология означает буквально «наука об обществе». Именно в таком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии французский философ - позитивист Огюст Конт.

Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы. Общество, так же как физические или биологические явления и процессы, существует независимо от воли и сознания людей. И в этом смысле объект социологии столь же объективен, как объект изучения физики, биологии и других наук.

В качестве объекта социологии выступает развитие общества и взаимодействующих  в его рамках и условиях людей  — индивидов и их групп.

Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.

Предметом социологии является прежде всего изучение людей, каждый из которых представляет совершенно уникальное социальное существо и вследствие этого становится неповторимой, своеобразной личностью, обладающей только ей присущими социальными качествами — сознанием, волей, навыками, умениями, профессией и т.п. Каждая личность в своих стремлениях, предпочтениях вольна выбирать то, что ей больше всего подходит или нравится, т.е. является свободной в своем выборе. Но этот выбор чаще всего не произволен, а обусловлен рядом обстоятельств— местом и временем рождения, состоятельностью родителей, условиями воспитания, наличием вакансий и плотностью конкуренции в той сфере деятельности, которой посвящает себя тот или иной индивид, будь это бизнес, наука или политика. Следовательно, такой выбор во многом зависит от существующих в обществе социальных структур, от степени их открытости или закрытости и от многих других обстоятельств.

А это означает, что предметом  исследования, которым занимаемся социология, выступают не только и не столько  индивиды, сколько создающиеся и  функционирующие в процессе их взаимодействий социальные структуры: семья, учебное заведение, компании , предприятие, фирма, спортивный клуб и т.п.

2. Социологическое исследование  и его виды.

Социологическое исследование представляет собой тщательно продуманное  и хорошо организованное изучение и решение актуальной социальной проблемы. Перед социологами в их работе возникает множество разнообразных проблем. Исследователи могли бы попытаться ответить на такие проблемы.

В зависимости от сложности  и масштаба поставленных задач выделяют три основных вида исследований: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – предварительное исследование, проводимое с целью проверки, уточнения  всех элементов основного исследования и внесения в них необходимых корректив. Оно охватывает небольшие совокупности людей и, как правило, предшествует более глубокому и масштабному исследованию.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 2

 

1. Категории и законы социологии. Социологические категории – это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования.

  • между социальными явлениями.
  • Классификация законов            
  • Законы различаются по времени действия: общие – действующие во всех общественных системах. Например, закон стоимости и товарно-денежных отношений.            
  • Специфические — действующие в рамках одной или нескольких общественных систем. Например, закон перехода от одного типа общества к другому.            
  • Законы различаются по степени общности:            
  • — характеризующие развитие социальной сферы в целом.
  • — определяющие развитие отдельных элементов социальной сферы: классов, групп, наций и т.д.            
  • Законы различаются по способу их проявления:            
  • — Динамические — определяют направление, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях            
  • — Статистические (стохастические) — отражают тенденции при сохранении стабильности данного социального целого, обуславливают связь явлений и процессов не жестко, а с определенной степенью вероятности. Фиксирует лишь индивидуальные отклонения от заданной динамическим законом линии движения. Характеризуют не поведение каждого объекта в исследуемом классе явлений, а некоторое свойство или признак, присущий классу объектов в целом. Устанавливают тенденцию поведения данного класса объектов в соответствии с их общими свойствами и признаками.         
  • — Причинные — фиксируют строго детерминированные связи развития социальных явлений. Например,  для повышения рождаемости надо улучшить социально - бытовые  условия жизни.            
  • — Функциональные — отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями. Например, способ производства при переходе от одной социально-экономической  формации к другой.

 

2. Программа социологического исследования. Все стадии работы социолога отражены в его главном документе – программе социологического исследования. Программа социологического исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов:

методологическая часть:

  1. формулировку и обоснование проблемы,
  2. указание цели, и задач исследования,
  3. определение объекта и предмета исследования,
  4. логический анализ основных понятий,
  5. формулировку гипотез;

методическая (процедурная) часть:

  1. определение обследуемой совокупности,
  2. характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации,
  3. логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на, ЭВМ.  

Следует помнить, что разработка данного документа является необходимостью. Часто начинающие исследователи пытаются работать без четко разработанной программы, опираясь лишь на смутные идеи о целях поиска и характере нужного эмпирического материала.  Это приводит к большому объему напрасной работы, большому количеству ошибок. В конце такой работы исследователь неизбежно приходит к выводу, что теперь он проделал бы все это совершенно иначе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 3

 

1. Функции социологии. Познавательная. Теоретический и эмпирический анализ соц. факта в качестве исходного момента практики соц. преобразования. Познание процесса преобразовательной действительности. Разработка теории и методов соц. исследования методики.

Управленческая Принятие управленческого решения. Соц. планирование и разработка соц. показателей. Определение осн. направлений повышения эффективности деят-сти.

Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

Прогностическая. Создание условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития личности, общности, соц. группы, об-ва.

Соц. проектирования и конструирования. Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования. Определение путей проектирования соц. процесса.

Организационно-технологическая. Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов. Выработка организационных мер по осущ-ию соц. технологий.

 

2. Анкетный опрос и  его виды. Анкета - размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных респонденту. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос, опрос через газету, журнал.

В зависимости от того, какое количество людей будет опрошено, анкетирование  бывает сплошным или выборочным. При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность, а при выборочном только ее часть - выборочная совокупность. Выборочное анкетирование - наиболее распространенный метод получения первичной социологической информации.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 4

1. Общественные  и теоретические предпосылки  возникновения  социологии как науки. Общественная жизнь людей издавна привлекала к себе внимание мыслителей. Разработкой и изучением ее с различных точек зрения занимались и мыслители Востока, и философы древней Греции, и юристы Римской империи, и средневековые богословы и философы, и арабские ученые, и историки древнего и нового времени, и моралисты, короче, множество мыслителей, разрабатывавших в своих работах те или иные вопросы общественной жизни. Из множества этих имен следует отметить имена Платона, Аристотеля, Тита Лукреция Кара, блаженного Августина и Фомы Аквинского, имена Макиавелли и  
Т. Гоббса, Монтескье и Тюрго, Руссо и Кондорсе, Адама Смита и Сен-Симона. Трудами их и ряда других писателей была подготовлена почва для появления социологии в качестве самостоятельной науки.

Древнегреческий философ Аристотель дал первую систематизацию общностей  людей. Он изучил социальные общности и управление ими. К социальным общностям  Аристотель отнес «филию» как  базовую общность, выражение сути социальности посредством расположенности, склонности к коллективности, «койнонию» – социальные группы, сплоченные по определенному признаку и «политейю» – государство, синтез всех социальных групп. Задачей изучения взаимодействия социальных групп Аристотель считал выявление «номоса» – того, что регулирует, предопределяет и контролирует их взаимодействие. Это обычаи, уклад, нормы нравственности, социальные правила и право.

В ХVII веке английский философ Томас Гоббс пишет трактат под названием «Левиафан. Или материя, форма и власть государства». Там он задает вопрос «как люди могут жить вместе». Это можно назвать предпосылкой зарождением уже самой социологии – с Гоббса можно уже говорить о предсоциологии.

Гоббс ввел для объяснения социальных процессов понятие механической силы, которая в разных сочетаниях производит различные социальные процессы и явления. Такими силами являются живущие и действующие индивиды, взаимодействие которых порождает коллективные силы. Главной силой в числе других является государство.

Эпоха Просвещения породила плеяду блестящих мыслителей: Монтескье, Вольтер, Тюрго, Руссо, Гельвеций, Кондорсе и ряд других, произведения которых с социально-политической и духовной точек зрения стали идейным основанием не только разрушения политической системы феодализма и его социальных институтов, но и во многом теоретической базой будущей науки социологии.

Главным условием возникновения социологии в ХIХ веке стала непосредственно потребность в науке об обществе. Этому способствовал ряд факторов.

Прежде всего в конце ХVIII – начале ХIХ века происходит серия социальных катастроф (революция во Франции 1789 г.; падение европейских монархий; крупные восстания и войны). Становится необходимым искать глубинные причины этих явлений, чтобы избежать подобных катастроф в будущем. Потребность познания социально-политических и экономических условий жизни возникла и в связи с крушением рационалистических теорий ХVIII в., последовавших в период глубоких социальных изменений после французской революции.

С развитием капиталистических  отношений меняются и типы городов. Появляются огромные города – мегаполисы, и происходит их быстрый и хаотичный рост, что способствует появлению новых социальных общностей. В обществе развивается свободомыслие, и люди уже не подчиняются автоматически, как раньше, старым нормам общественного устройства. Зарождаются новые формы общественного устройства – демократии, республики и т.д. В конце ХVIII – начале ХIХ века с ростом экономического благосостояния европейских стран происходит и демографический взрыв, что делает в свою очередь необходимым поиск методов регулирования народонаселения.

В результате этих глубоких социальных изменений конца ХVIII – начала ХIХ веков встает вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. Многие обратили свои взоры на принципы и методы исследований, которые были отработаны в естественных науках.

Понятие «социология» впервые употребил  Сен-Симон, и затем оно было воспринято О. Контом. О. Конт (1798–1857) и вводит понятие «социология» в общенаучный оборот и становится основателем социологии как науки.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"