Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
2. Типы и виды социальных изменений. Наиболее изученными формами реализации соц. изменений являются: эволюционные, революционные и циклические.
Социальное изменение–это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятием социальные изменения обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях между собой, а также и с индивидами. Такие изменения могут быть на уровне межличностных отношений, на уровне организаций и институтов, малых и больших социальных групп, на социетальном и глобальном уровнях.Можно выделить четыре вида социальных изменений. 1.изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов, социальных организаций и др.2. Социальные процессы. С определенной долей условности этот вид можно назвать про-цессиальными социальными изменениями. 3. Большая группа социальных изменений касается функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями. 4. Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности или как мотивационные социальные изменения. Все эти виды изменений тесно связаны между собой.
1. Строение, функционирование
и типология социальных
Соц. организации имеют ряд основных черт:
1) Они создаются для реализации определённых целей.
2) Члены организации
3) Разделение труда, его
специализация по
4) Хар. черта орг. - управляющие
подсистемы формируют свои мех-
Соц. орг. хар-ся синергетическим эффектом (общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий его субъектов).
Типология соц. орг-ий.
Сущ-ет много типологий соц. орг-ий, нонаиболее распространённой явл-ся деление на формальные и неформальные. Главным критерием разделения служит степень формализации сущ-их в системах связей, статусов и норм.
1) Формальная орг. Основные элементы форм. орг-ии (по сути дела, мех-зм функционирования):
а) Разделение труда. Разд. тр. в орг-ии выступает в виде должностей, за каждой из которых закреплены определённые функции. Должностные позиции образуют иерархическую структуру: во-первых, по сходству функциональных задач (в различных орг-ых подразделениях), во-вторых. по принципу руководства - подчинения (в лестнице зависимостей). Должностные функции выступают здесь и как определённые полномочия. Такая структура должностей явл-ся в то же время и структурой власти.
б) Система коммуникаций, образующая каналы организационных связей. Эти каналы обеспечивают прохождение деловой инф-ии и явл-ся средством служебного общения.
в) Различные регуляторы, нормирующие и планирующие её деятельность. К ним относятся принятые нормы и образцы служебного поведения, программы деятельности, принципы и формы вознаграждения, стимулирования и принуждения.
Форм. орг-ия рациональна и безлична.
2) Неформ. орг-ия. Проявляется на практике в двух вариантах: внеформальная и соц.- психологическая.
Внеформ. орг. - спонтанно развиваемая членами данной орг-ии система связей. отношений, деятельности, направленная на решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных. Следовательно, осн. черты (по сути дела, мех-зм функционирования):
а) спонтанность (незапланированность возникновения),
б) сущ-ие и функц-ие параллельно с форм. орг-ей,
в) служебное, деловое содержание,
2. Функции культуры. Культура - это специфический человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире. Исходной, является адаптационная функция. Благодаря культуре, применению ее норм, ценностей, образцов поведения каждый индивид и любое сообщество индивидов адаптируются, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды.
Познавательной функцией. Вооружении человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений и тенденций их развития, для определения в соответствии с этим определенной линии поведения, своей гражданской позиции.
Социализирующая функция, позволяющая каждому индивиду формироваться как личность.
Создавая необходимые для ориентации человека нормы, правила, стандарты поведения, культура выполняет еще одну важную функцию - нормативную.
Создавая возможности для диалога поколений и эпох, связывая прошлое с настоящим и подготавливая наступление будущего, культура выполняет трансляционную функцию.
Функция производства новых, ранее не существовавших значений, знаний, ценностей и норм.
Функцию целеполагания. Она помогает человеку сформулировать социально значимые цели.
Информационная функция культуры. Она позволяет обществу достоверную, объективно верную информацию.
Игровая функция. Через игру в театре и кинематографе творцы культуры доносят до зрителей и слушателей идеалы, ценности и нормы поведения.
Существенное значение имеет сигнификативная функция культуры, представляющая из себя приписывание значений и ценностей определенным явлениям, процессам, событиям, людям.
Коммуникативная функция. Она реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их групп, общностей, организаций.
Важное значение имеет мотивационная функция культуры, состоящая в том, что она формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам.
Культура выполняет и релаксаци
еще одну важную функцию: накопление и передачу из поколения в поколение социального опыта.
Взаимодействие названных функций позволяет культуре выполнять еще одну функцию — воспитательную. Создавая возможности для усвоения ценностей и норм.
Интегрированным результатом взаимодействия всех охарактеризованных функций выступает еще одна функция культуры – человекотворческая. Будучи творением человека, культура в своем функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями, нормами и идеалами.
1. Семья как
социальный институт. Семьей называется
основанное на кровном родстве,
объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за
воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. Функции семьи:
репродуктивность, хозяйственно-потребительская, воспитательная,
восстановительная. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в
разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу
распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению
и способу наследования имущества. Форма семьи. Термин "родство" означает
совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним
относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся
усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений
существуют 2 основных типа семейной структуры: нуклеарная семья состоит из
взрослых родителей и детей, которые от них зависят. Расширенная семья
включает нуклеарную семью и многих родственников. Форма брака. Брак между 1
мужчиной и несколькими женщинами называется полигамией; брак между 1
женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной
формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими
женщинами. Типы властных структур. Большинство семейных систем, при которых
расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот термин
обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти
считается общепринятым и часто узаконенным. При матриархальной семейной
системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются
редко. В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной
семейной системе. Это
гл. образом обусловлено
женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и
власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере. Предпочитаемый
партнер. Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей
или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила
эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Правило
выбора местожительства. В США большинство молодоженов предпочитают
неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих
родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство,
новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его
родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство,
молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.
Родословная и наследование имущества. Существует 3 типа систем определения
родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной
является родословная по мужской линии, где основные родственные связи
существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство
определяется по женской линии. В нашем обществе нашла распространение
семейная система, основанная на двусторонней родословной.
2. Социальная мобильность
как динамическая
1. Теории личности в социологии. 1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.
2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.
3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.
Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.
4. Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.
2. Социальные санкции – как элемент социального контроля. Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать. Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе. Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.