Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

социология экзамен.docx

— 103.98 Кб (Скачать файл)

Позитивные санкции –  это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в  рамках принятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.

Негативные санкции –  осуждающие или наказующие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативных санкций  относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

Формальные санкции исходят  от официальных организаций –  правительства или администрации  учреждений, которые в своих действиях  руководствуются официально принятыми  документами, инструкциями, законами и указами.

Неформальные санкции  исходят от тех людей, которые  нас окружают: знакомых, друзей, родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих. Формальные и неформальные санкции  также могут быть:

Материальными – подарок  или штраф, премия или конфискация имущества;

Моральными – награждение  грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 23

 

1. Психоаналитическая  теория личности Э. Эриксона. Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. 
Эти идеи Эриксона легли в основу 2-х важных понятий его концепции – «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой формируется эго-идентичность, которая создаёт у субъекта чувство устойчивости и непрерывного своего «я», несмотря на изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. 
Эриксон выдвинул 3 важных и новых положения. 1) он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. 
Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте. И в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными. 
Социальный параметр третьей стадии Фрейда (фаллическая), по мнению Эриксона, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как на этой стадии реагируют родители на игры и забавы ребёнка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. 
Четвёртая стадия , соответствующая латентной фазе в психоанализе. Здесь Эриксон расширяет рамки психоанализа и указывает, что развитие ребёнка в этот период зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. В этот период у ребёнка появляется дедукция, способность к организованным играм, регламентированным занятиям, а социальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноценности – с другой. 
При переходе в пятую стадию (12-18 лет) параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Т.е. подросток, который приобрёл способность к обобщениям, должен объединить всё, что он знает о себе как о сыне, школьнике, друге, спортсмене и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с такой психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть и куда идёт. В отличии от предыдущих стадий влияние родителей теперь оказывается гораздо более косвенным. 
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Специфический для этой стадии параметр заключён между положительным полюсом близости (брак, дружба) и отрицательным – одиночества. 
Седьмая стадия – зрелый возраст. На этой стадии появляется новый параметр личности – общечеловечность. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться на жизнью будущих поколений. Тот, у кого такое чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и собственном комфорте. 
Восьмой, последний параметр классификации Эриксона – психосоциальный, он заключен между целостностью и безнадёжностью. 
Эриксон считает, что у каждой стадии есть свои сильные стороны, что неудача на одной стадии может быть исправлена последующими удачами на других. Кроме того, Эриксон перекладывает часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество. 
активную роль в изменении своего окружения.

2. Социальные нормы – как элемент социального контроля. Социальные нормы – это предписания, указания и пожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, как это принято делать в данном обществе, в конкретной ситуации. Социальные нормы выступают регуляторами поведения людей. Они устанавливают границы, условия, формы действий, определяют характер отношений, оговаривают приемлемые цели и способы их достижения. Усвоение социальных норм общества, выработка индивидуального отношения к ним происходят в процессе социализации.

Нормы налагают на участников социального взаимодействия обязательства, взаимную ответственность. Они касаются как отдельных индивидов, так  и общества. На их основе формируется  вся система социальных отношений. В то же время нормы – это и ожидания: от индивида, выполняющего определенную роль, общество ожидает предсказуемого поведения. Индивид также предполагает, что общество оправдает его доверие и выполнит свои обязательства.

Социальные нормы –  продукт духовной деятельности общества. Они находятся в постоянном развитии.

Социальные нормы в обобщенной форме отражают волю общества. В  отличие от ценностей, которые рекомендуются  к выбору (что предопределяет различия в ценностных ориентациях многих индивидов), нормы носят более  жесткий, обязательный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 24

 

1. Теория когнитивного  развития  Ж. Пиаже. Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

2. Социальные статусы  и роли. Различают два типа

социальных ролей - конвенциальные и межличностные. Первые означают

предписанный образец  поведения, которое ожидается и  требуется от человека в

данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.

Статусная концепция личности. Социальный статус - это соотносительное

положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости

от того, занимает человек  данную позицию благодаря наследуемым признакам

(раса, социальное происхождение)  или благодаря собственным усилиям

(образование, заслуги), различают  соответственно "предписанный" и

"достигаемый" статусы.  Понятие социального статуса  характеризует место

личности в системе  общественных отношений, ее деятельность в основных сферах

жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества,

выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях

(зарплата, премии, награды,  звания, привилегии), а также самооценку, которая

может совпадать с оценкой  общества или социальной группы. Современное

общество основывается на широком разделении труда и функций  людей в процессе

общественного воспроизводства. В соответствии с этим они различаются  по

месту, которое они занимают в обществе. Это различие фиксируется в понятии

статус. Статус обобщенная характеристика. В современном обществе оно

охватывает профессию, экономическое  и политическое положение, демографические

признаки человека. Каждому  статусу предписаны определенные права и

обязанности. Эти права  и обязанности могут носить формальный (нормативно

установленный) или неформальный характер. Для каждого человека характерен

определенный набор статусов. Наиболее характерный статус человека, выделяющий

его от других людей - называется главным статусом. Статус человека в котором

он рожден - называют приписываемым  статусом. Биологические характеристики -

отражаются в понятии  прирожденный статус. Человек имеет  множество статусов,

однако его реальное поведение  характеризуется определенным набором ролей. В

результате возникает  статусный диапазон в рамках которого варьирует поведение

человека. Ранг статуса - положение  статуса относительно других, сложившееся  в

обществе. Статусные символы - знаки отличия - одежда, язык, жесты, манера

поведения, уровень дохода Для каждого статуса характерно определенное видение

мира. Совокупность функционально  однородных статусов образуют социальную

группу. В узком смысле слова статусом человека считается  его место, как

представителя большой социальной группы. Кроме этого различают понятие личный

статус  - положение человека в малой группе, характеризуемое  его личными

качествами. Для каждого  статуса характерны определенные социальные роли -

способы выполнения функций, связанных со статусами или определенные модели

поведения. Статусы всегда связаны между собой благодаря  ролям. Совокупность

статусов - образует социальную структуру общества. Статусы и  роли

функционируют в культуре. Их конкретное наполнение всегда связано  с

ценностями и нормами  принятыми в обществе. Таким образом, и социальная

структура имеет конкретное культурное наполнение.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 25

 

1. Теория нравственного  развития Л. Колберга. Колберг основывался на когнитивной психологии и идеях Пиаже и Выготского о том, что развитие морального сознания идет параллельно умственному развитию. Развитие личности = развитие морального сознания. Критиковал Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются в стороне. Поставил вопрос: какие познавательные схемы описывают детскую ложь, страх, воровство?  
Развитие делил на этапы по 3 видам ориентации: 1) на авторитеты, 2) на обычаи и 3) на принципы. 
Уровни развития морального сознания:  
1) Доморальный (предконвенциональный) уровень развития:  
1а - ориентация на избегание наказания; 
1б - ориентация на получение поощрения (эгоистические соображения взаимной выгоды – послушание в обмен на конкретные блага и поощрения). 
2) Уровень конвенциональной морали – ориентация на образец или авторитет: 
2а - модель «хорошего ребенка», ориентация на одобрение стороны окружающих и стыд перед их осуждением; 
2б - установка на поддержание социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что справедливо и правильно). 
3) Уровень автономной морали – ориентация на общественный договор и общепринятые моральные нормы.  
3а - осознание относительности и условности нравственных правил; признание правильным того, что полезно и логично;  
3б - признание наличия высшего закона, соответствующего интересам большинства; 
3в - формирование устойчивых моральных принципов, их контроль собственной совестью без ссылки на внешние обстоятельства и рассудочные соображения; 
3г - высшая стадия: моральные ценности выводятся из философских постулатов; этой стадии достигают лишь немногие. 
Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Считает, что развитие морали носит спонтанный характер, а потому конкретная периодизация их невозможна

2. Социальные действия  как основа социального взаимодействия. Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей – факторов (индивидуальных или групповых) и ведет себя сообразно социальной ситуации, в которой он оказался.

Особенности строения любой  сложной системы зависят от того, каким образом они между собою  соединены, какое влияние они оказывают друг на друга.

Взаимодействие есть процесс  непосредственного или опосредованного  воздействия субъектов друг на друга, а также организации их совместной деятельности.

П. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три основных условия возникновения любого социального взаимодействия:

1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;

2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;

3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга. Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Он дал следующее его определение: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении».

Важнейшим признаком социального  действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных  вариантов поведения. Во-вторых, важна  сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. У Т.Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:

- нормативность (зависит  от общепринятых ценностей и  норм);

<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Arial Narrow', '


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"