Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оцейкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.
1. Символический интеракционизм Дж. Мида. Символический интеракционизм. Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность меж индивидуальных взаимодействий), и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.
По Миду, личность индивида имеет двойственную природу: самость = “I” + “Me”. Иными словами, имеется в виду следующее: 1) внутренний стержень личности, с позиций которого в конечном счете формируются социальные требования, и 2) совокупность установок других, которые, будучи усвоенными, образуют личностные ценностные ориентации.
Представители символического интеракционизма подчеркивают, что люди — социальные существа. Однако в отличие от муравьев, пчел, термитов и других насекомых, ведущих общественный образ жизни, мы практически не обладаем врожденными моделями поведения, которые связывали бы нас друг с другом. Если у нас по существу отсутствуют заложенные природой механизмы социального поведения, то как может возникнуть общество? Представители символического интеракционизма находят ответ в способности людей общаться посредством символов.
2. Понятие личности в социологии. В социологии понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной») сущности человека, т.е. акцентируется социальное начало. Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Под личностью понимают устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Важнейшим качеством личности является социальная активность. Социальную активность можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.
Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой (производственной) активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием социальная активность тесно связано понятие социальный субъект. Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности.
1. Психоаналитическая социология З. Фрейда. Зигмунд Фрейд (1856-1939)- выдающийся австрийский врач и психолог. Его философско-социологическая доктрина существенно трансформировала доминирующие традиции психологического направления западной социологии. Социология Фрейда – психоаналитическая. Это учение о человеке, представляющее собой совокупность концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности.
Не смотря на то, что основная часть научного творчества Фрейда рассматривается в области психологии*, многие его идеи представляют большую ценность для социологии.
1. Фрейд утверждал принцип
инстинкт жизни (Эрос);
инстинкт смерти (Тонатос).
Эти инстинкты постоянно
борются между собой, они же
являются основой человеческой
жизнедеятельности и основой
прогресса, определяя также
Пансексуализм – объяснение
феноменов человеческого
По Фрейду, все человеческие
чувства противоречивы по
2. Существенным элементом
В первобытной орде отец был властен и ревнив, он изгонял своих сыновей, когда те достигали половой зрелости и могли стать его соперником. Этот конфликт имел место в каждой орде. Дети одновременно любили и ненавидели своего отца. Но с развитием человеческих отношений гармония психики нарушилась. Сговорившись, братья убили и съели своего отца-соперника. Так образовалось бессознательное, психика “раскололась” на две части. Это расщепление психики и личности первобытного человека повлекло за собой появление чувства вины (за убийство) и чувства страха (каждый впоследствии мог оказаться убитым своими сыновьями).
По Фрейду, чувство вины и
страха привело первобытных
3. Социология Фрейда - это психоаналитическая интерпретация разнообразных феноменов межличностных отношений и психологии масс. Толпа и масса – это два типа человеческих общностей, которые изучал Фрейд. Толпа – это неорганизованное сборище людей. Масса – организованная толпа, у членов которой есть что-то общее (интерес, однородное чувство). Но главное, что отличает массу от толпы, это либидозная (основанная на любви) привязанность к лидеру и либидозное притяжение между ее индивидами. Есть массы естественные (самоорганизующиеся) и искусственные (для их сохранения необходимо внешнее насилие). Либидо является сущностью массовой души. Оно осуществляет две функции:
Связующая нить между
Мотивационный фактор
По мнению Фрейда, либидозная
связанность отдельных членов
характерна для любого
4. Конфликт личности и культуры. Фрейд по своему определял феномен культуры. Это все то, “чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных”. Она имеет два начала: овладение силами природы, ограничение естественных влечений. Отдельная личность, по Фрейду, вступая в человеческое общество, жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества. Отказ от влечений вызывает враждебное отношение к культуре. Каждый человек стремится, как можно более полно удовлетворить свои желания и инстинкты, а общество (культура) подавляет эти устремления. Именно поэтому конфликт между человеком и культурой (обществом) неизбежен и непреодолим. Данный конфликт проявляется, прежде всего, в сфере морали и находит реальное выражение в большом разнообразии психических нарушений и заболеваний. Невроз, по мнению Фрейда, это защита психики человека от действительности, которая оказалась слишком жестокой и не удовлетворяющей личность.
2. Сущность, типы,
виды социальных
Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.
Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции. Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.
.
1. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского. Идеи закономерного и поступательного характера исторического процесса, как и социальной преемственности, - важные стороны эволюционистской концепции Ковалевского, согласно которой общество более или менее плавно-эволюционно переходит от одного состояния к другому. Таким же образом, по его мнению, происходит развитие отдельных областей общественной жизни и различных институтов.
По его мнению, социология является обобщающей теоретической наукой, интегрирующей в себе результаты различных общественных наук. Цель социологии состоит в том, чтобы вскрывать причины покоя и движения человеческого общества.
Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития: экономических, демографических, политических, психологических, нравственных, религиозных и т.д. Однако ни одному из этих факторов не придается постоянно решающее значение. В различных ситуациях им отводятся разные роли, и любой из них может выйти на первый план.
Важную роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнительный метод. Сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции. В связи с этим Ковалевский писал, что «на одинаковых ступенях развития в каждом человеческом обществе развитие происходит по одинаковому внутреннему закону». Историко-сравнительный метод позволяет выявить и эти законы, и специфические особенности в развитии разных народов и их культур.
2. Социализация личности. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.
Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.
Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.