Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 13:58, курсовая работа
Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом. Известно, что жизненно важные параметры российского общества давно уже вышли за пределы нормы, стали угрожающими самому существованию социума. Специалисты говорят о предельно критических значениях жизненноважных показателей общества в целом [1, с. 86-94].
Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2
ГЛАВА I
Теоретические аспекты социальной политики
1.1 История формирования социальной политики в России…………5
1.2 Нормативно-правовые особенности социальной политики РФ….7
ГЛАВА II
Эмпирический анализ социальной политики.
2.1 Особенности социальной политики ДФО………………………..18
2.2Особенности региональной социальной политики РФ…………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…….46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….49
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I
Теоретические аспекты социальной политики
1.1 История формирования социальной политики в России…………5
1.2 Нормативно-правовые особенности социальной политики РФ….7
ГЛАВА II
Эмпирический анализ социальной политики.
2.1 Особенности социальной политики ДФО………………………..18
2.2Особенности региональной социальной политики РФ…………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….49
Современная социально-экономическая,
морально-психологическая и духовная
ситуация в России крайне противоречива
и многоаспектна. Имеет место нестабильность
в экономике, остро ощущается дефицит
федерального бюджета, практически не
снижается численность людей с доходом
ниже прожиточного минимума, усиливается
дифференциация населения по доходам,
повышается напряженность на рынке труда,
растет задолженность по выплате заработной
платы, пенсий и социальных пособий, остро
проявляются тенденции неблагополучия,
в том числе социальные девиации.
Сложившаяся ситуация требует принятия
адекватных мер прежде всего в сфере развития
системы социальной защиты населения
и обеспечения социальной безопасности,
что может быть достигнуто только путем
реформирования общественной жизни, проведением
грамотной и эффективной социальной политики
государства. В силу непродуманности реформ
под угрозой уже оказались не только интересы
и потребности отдельных людей или наиболее
ущемленных социальных групп, но и общества
в целом. Известно, что жизненно важные
параметры российского общества давно
уже вышли за пределы нормы, стали угрожающими
самому существованию социума. Специалисты
говорят о предельно критических значениях
жизненноважных показателей общества
в целом [1, с. 86-94].
Реформирование общественной жизни глубоко
затрагивает не только механизм управления
обществом, но и весь комплекс интересов
личности, трудовых коллективов, классов,
народностей, социальных и профессиональных
групп и слоев населения. Среди факторов,
способствующих гармонизации интересов
личности и общества, гарантирующих защиту
интересов человека, его прав и свобод,
особое место принадлежит социальной
политике государства и всей инфраструктуре
социальной работы с различными группами
населения.
Одна из главных задач
социальной политики на современном этапе – социальная
защита населения от воздействия негативных
последствий рыночных отношений в экономике.
Это предполагает поддержание баланса
между денежными доходами населения и
товарными ресурсами; создание благоприятных
условий для улучшения жилищных условий
граждан; развитие сферы услуг для населения,
удовлетворение его спроса на качество
товаров и услуг; расширение материальной
базы укрепления здоровья населения, роста
его образованности и культуры. Также,
важное место в политике государства принадлежит
обеспечению социальной справедливости
в обществе. Социальная справедливость
должна конкретизироваться и дополняться
системой социальной работы на местах.
Социальная политика и социальная работа
взаимосвязаны и взаимообусловлены. С
одной стороны, социальная работа представляет
собой форму, способ реализации социальной
политики. С другой стороны, социальная
политика раскрывается в социальной работе.
Какова социальная политика, такова и
социальная работа. Но, в свою очередь,
и социальная работа не может не сказаться
на социальной политике, ее ориентирах,
целях
и задачах.
И в настоящее время существует множество
факторов, приводящих всю сферу социальной
защиты населения в плачевное состояние,
множество социальных проблем, которые
должны решаться через систему «социальная
политика - социальная работа». Все это
делает актуальным и необходимым изучение
социальной политики и социальной работы
(чтобы развитие современной России было
прогрессивным).
И так как я хочу, чтобы страна, в которой
я живу, была высокоразвитой во всех смыслах,
в том числе и в социальном плане (хотя
в принципе одно без другого невозможно),
я решила всесторонне изучить данную проблему,
выбрав для этого тему социальной политики
для своей курсовой работы.
Объект: социальная политика
Предмет: особенности социальной политики,
ее направления, основные механизмы реализации
ее на практике
Цель: изучить теоретические основы социальной
политики и основные механизмы ее реализации
на практике.
Задачи:
1) выяснить сущность социальной политики
и ее основные направления;
2) определить особенности современной
социальной политики в России;
3) выявить связь социальной политики и
социальной работы;
4) узнать, как реализуются социальные
программы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Проблематика социальной политики оформлялась в течение XIX-XX веков в связи с ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы, что способствовало выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления. [3, с. 56]
Появление социальной политики во второй половине XIX века было связано с двумя основными факторами:
- с формированием в Европе особого типа государства – социального государства, активно вмешивающегося в общественные процессы с целью их регулирования и стабилизации. В Германии в последней четверти XIX века впервые через проведение широкомасштабных социальных реформ были сделаны конкретные шаги по формированию социально ориентированного государства.
- с институциализацией экономической и социологической теорий как самостоятельных областей научного знания. В первую очередь это касалось использования на практике таких классических социологических учений, как теория социального неравенства, теория социальной стратификации и социальной мобильности, теория социального взаимодействия и социальной девиации. Социальная политика включалась в социальную теорию в качестве раздела, определяющего сферы и механизмы ее прикладного использования. Так, например, Питирим Сорокин выделял социальную политику в качестве одного из разделов социальной теории наряду с социальной механикой и социальной генетикой1. А в 1912 году Сергей Булгаков указывал на необходимость возведения социальной политики в ранг социальной науки, поскольку «в государственной, социально-экономической, общекультурной области растущее обобществление жизни и осознание этой обобществленности, социализм жизни и социологизм сознания непрерывно расширяют и упрочивают компетенцию социальной политики». [4, с. 45]
На новом этапе развития российского общества социальная политика должна
приобрести как новое содержание, так и дополнительные форматы своего существования.
Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы обнаруживаются их общность и различия, их значимость в реализации потребностей и интересов людей.
Что же понимается под политикой вообще и под социальной политикой в частности? Политика – это:
• отношения между группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;
• система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, в социальной сфере, духовной жизни, военной области и т. д.;
• практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;
• участие во властных отношениях граждан, политических деятелей, общественных организаций;
• искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, профессиональные и иные качества. [8, с.78].
Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства – система власти, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права. Важнейшим существенным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом.
Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения. [8, с. 50]Так как любые социальные программы являются лишь декларацией, если они не обеспечены экономически и не подкреплены материально, то социальная политика в этом смысле является вторичной относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам. Однако это не означает ее второстепенности в развитии общества, его материальной и духовной культуры. Именно в социальной сфере наиболее ярко проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит яркое отражение степень гуманности политики государства. Чем она значительнее, тем нагляднее гуманистическая сущность направленности общественного развития.
Термин «социальная политика» имеет довольно позднее происхождение. Однако на всем протяжении истории человечества те или иные варианты социальной политики разрабатывались различными типами общества и реализовывались в деятельности разных государств. В их основе лежали представления о справедливом обществе, сформированные моралью и религией и закрепленные традицией. Можно сказать, что определенная социальная политика была скорее следствием, чем целью деятельности тех или иных государств и их правителей.
В глубокой древности ученые различных школ (Платон, Аристотель) признавали, что задача государства – забота о своих жителях.
Мыслители Нового времени, среди них Т. Гоббс, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель и др., также рассматривали вопрос об обязанностях государства перед своими гражданами, считая социальную справедливость неоспоримой социальной и нравственной ценностью. [9, с. 86]
Большинство исследователей разделяло точку зрения,
которая в обобщенном виде была выражена
О. Хеффе: «Если человеческое общежитие
хочет иметь легитимный характер, то оно
должно: во-первых, иметь правовой
характер; во-вторых, право должно обрести
качество справедливости и, в-третьих, справедливое
право должно быть защищено общественным
правопорядком – а значит, принять облик
справедливого государства» Хеффе О. В конце XIX в. группа немецких ученых объединяется
в «Кружок социальной политики», ставящий
своей задачей изучение политики и экономики
с позиций социологии. В частности, В. Зомбарт
отмечал, что наблюдательный теоретик-социолог
«стремится внести в путаницу отдельных
политических мероприятий смысл, единство
и систему, различает группы однородных
и разнородных начинаний и приходит к
необходимости установить понятие социальной
политики» Зомбарт В. [10, с. 94]
В последующем понятие социальной политики
исследуется в контексте представлений
о социальном государстве. Поскольку типы
этих государств и их идейные комплексы
отличаются друг от друга, естественно,
что понимание социальной политики у представителей
различных школ общественной мысли значительно
отличается. Важно, что практически все
авторы единодушны во мнении, что современное
государство обязательно должно осуществлять
социальную политику. Укореняются представления
о необходимости сознательного управления
социальными процессами, зарождаются
социальные технологии.
Социальным становится
государство, население которого разделяет
современные гуманистические