Эмпирический анализ социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом. Известно, что жизненно важные параметры российского общества давно уже вышли за пределы нормы, стали угрожающими самому существованию социума. Специалисты говорят о предельно критических значениях жизненноважных показателей общества в целом [1, с. 86-94].
Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2

ГЛАВА I
Теоретические аспекты социальной политики
1.1 История формирования социальной политики в России…………5
1.2 Нормативно-правовые особенности социальной политики РФ….7

ГЛАВА II
Эмпирический анализ социальной политики.
2.1 Особенности социальной политики ДФО………………………..18
2.2Особенности региональной социальной политики РФ…………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…….46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая луц.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

В Концепции - 2020 отмечено, что развитие Дальнего Востока в значительной мере опирается на огромные природные  ресурсы (рыбные, лесные, нефтегазовые, угольные, рудные и минеральные), а также выгодное приморское географическое положение и близость к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одним из приоритетных направлений  социально-экономической политики России, Президент Российской Федерации определил именно развитие Дальнего Востока, что подразумевает не только развитие промышленности и других отраслей экономики, но и совершенствование социальной, транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры этого региона и превращение его в основную территорию для сотрудничества с сопредельными государствами.

В «Концепции - 2020» к основным задачам  относится комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока  и закрепление населения в  восточных регионах страны. Но если в целом по стране мы говорим о необходимости управления миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики. То в дальневосточных регионах ставится задача проведения миграционной политики, направленной на сохранение численности населения на Дальнем Востоке.

Сегодня не остается сомнений, что  без ориентации на инновации нельзя достичь качественного подъема  экономики. В условиях мирового финансово-экономического кризиса данное положение представляется ещё более актуальным. Особое значение инновационный путь развития имеет для районов Севера и Дальнего Востока.

Численность населения во всей России устойчиво сокращается, во 'многом на это повлияли резкие изменения условий  жизни, нестабильная занятость, падение уровня доходов, существенное сокращение форм государственной социальной поддержки малообеспеченных граждан.

Необходимость поиска резервов трудовых ресурсов в целом в России связана с ухудшением демографической  ситуации. В стране происходит сокращение численности трудоспособного населения. Данная тенденция проявляется и в регионах Дальневосточного федерального округа? Демографический потенциал Дальнего Востока все больше становится достаточным для сохранения и роста минимального количества населения в сохранившихся центрах экономического развития страны. К сожалению, необходимо констатировать, что демографический потенциал, а соответственно и трудовой потенциал Дальнего Востока явно недостаточен для освоения расположенных здесь природных богатств и для создания развитой экономической и поселенческой структуры. Экстремальные климатические условия на Дальнем Востоке требуют более значительных затрат на жизнеобеспечение по сравнению с другими регионами России, а высокая стоимость жизни существенно удорожает все социальные программы. Необходимо остановиться на проблеме, сдерживающей реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Забайкалья: это в первую очередь экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков; низкая внутренняя транспортная связанность территории при ее огромных размерах; очаговый характер расселения с низкой плотностью населения; специфичность условий ведения сельского хозяйства; высокая затратность, дотационность и сезонность обеспечения завоза грузов для арктических и северных районов Дальнего Востока. К числу сдерживающих развитие внутренних факторов также относятся высокая составляющая транспортных затрат при доставке грузов и пассажиров между дальневосточными регионами и остальной частью территории России, экстремальные природно-климатические условия, наличие изолированно работающих энергосистем. Неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо или косвенно продолжают оставаться основными ограничителями осуществления любых видов деятельности на Дальнем Востоке, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг. В этой связи, в составе основных мероприятий, реализация которых повысит конкурентоспособность любых видов деятельности, даст возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий проживания на Дальнем Востоке, необходимо рассматривать инвестиционные программы и в первую очередь государственные. Субъекты Российской Федерации, расположенные на территории дальневосточного региона, традиционно являются дотационными. В доходах консолидируемых бюджетов субъектов Российской Федерации, расположенных на территории ДФО, доля дотаций составляет 14,8%, что является вторым показателем после Южного федерального округа по дотационности, при среднероссийском значении этого показателя 5,4%. Социальные последствия реализации любых целевых программ и мер государственной поддержки выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение демографической ситуации, (здоровья и трудоспособности населения, а также привлекательностью территории для проживания. Пока данные Росстата по основным показателям социально-экономического развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья не радуют: 
- численность населения уменьшается; 
- реальные денежные доходы и начисленная заработная плата населения растут самыми низкими темпами по сравнению с другими федеральными округами.

Задача сделать территорию Дальнего Востока и Байкальского региона" привлекательной для  проживания населения является одной из сложнейших в условиях, когда населенные пункты находятся в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями.

Так, например, 60% территории Дальнего Востока занимают районы, в которых  природные условия жизни населения  определяются как неблагоприятные и малоблагоприятные (в целом в России такими условиями характеризуется не более 35% территории). Обширная территория Дальнего Востока со среднеблагопрятными условиями жизни населения (примерно 35% территории) отличается сильной дифференциацией природных условий в её северной и южной частях. В соответствии с действующим законодательством, эта часть среднеблагоприятной зоны отнесена к районам Крайнего Севера. Природные условия оцениваются как дискомфортные, однако позволяющие формировать постоянное население из пришлых контингентов и создавать относительно крупные населенные пункты. Более благоприятные природные условия в пределах южной части зоны, особенно на равнинных пространствах и морском побережье. Тем не менее, в силу сложных климатических и других неблагоприятных природных условий, почти вся южная часть этой зоны отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. При этом зона с благоприятными условиями жизни населения занимает около 5% территории Дальневосточного федерального округа. Условия жизни (по показателям, характеризующим природно-климатические факторы проживания) здесь определяются российскими учеными как достаточно комфортные, и население находится в условиях, близких к средним условиям страны. Поэтому у мигрантов обычно не возникает ощутимого снижения функций адаптационных систем. Кроме того, Дальний Восток отличается слаборазвитой инфраструктурой и низкокачественным жилищным фондом. Это наследие советского освоения с минимальными затратами на создание качественной жилой среды. В настоящее время ввод в действие общей площади жилых домов составляет 19% к 2008 году (в целом по России этот показатель 20,6%), притом, что на Дальнем Востоке ежегодно растет удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда. В результате доля ветхого и аварийного жилья в половине субъектов ДФО в 2-4,5 раза выше средней по стране. Хотя миграционный отток населения снизил напряженность в обеспеченности жильем, качество жилищного фонда продолжает ухудшаться. Также в дальневосточных регионах один из самых высоких показателей по удельному весу расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг. И это без оплаты услуг за потребленную электроэнергию. Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ежегодно растет. Самое тяжелое положение в удаленных регионах и на Сахалине, где стоимость содержания жилья максимальна. Дефицит бюджетных средств приводит к дальнейшему обветшанию жилищного фонда. Решить накопившиеся проблемы за счет средств региональных бюджетов невозможно в силу их высокой дотационности, а федеральный центр оказывает помощь только в чрезвычайных ситуациях.

Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия  социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. В распоряжении по утверждению Стратегии предлагается внести изменения в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», предусмотрев продление срока действия указанной программы до 2018 года. Считаем, что при подготовке новой редакции федеральной целевой, программы развития Дальнего Востока необходимо предусмотреть и пролонгацию сроков ее реализации до 2025 года и увеличение финансирование. При этом следует существенно изменить подходы к включению конкретных объектов и мероприятий в данную программу. В Стратегии отмечено, что важнейшим инструментом, организующим развитие регионов Дальнего Востока в среднесрочной перспективе, является реализация федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и подготовка к форуму Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Но сегодня не секрет, что в условиях финансового кризиса в 2009 году фактически произошло существенное уменьшение финансирования всех мероприятий данной целевой программы (кроме строек АТЭС), а также на 2010 год в федеральном бюджете предусмотрено финансирование программы почти на 60 процентов ниже объема средств, утвержденных ее паспортом. Если государство не вкладывает средства, то и бизнес не настроен на развитие территории, это мы уже видели и в начале 90-х годов, и после кризиса 1998 года. В первую очередь мы теряем рабочие места, что провоцирует миграционный оттоку населения. [23, с. 76-88]

Ведущими факторами закрепления  населения в северных и дальневосточных  районах страны всегда были материальные: обеспечение повышенного уровня оплаты труда и дополнительные гарантии и компенсации, решение жилищной проблемы. В этой связи необходимо акцентировать внимание на повышении жизненного уровня уже проживающего населения с целью минимизации его потерь и стабилизации численности. Только при создании условий, благоприятных для жизнедеятельности населения, возможно возобновление роста экономически активного населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе.

Для создания комфортных условий проживания населения на Дальнем Востоке России, закрепления  и привлечения дополнительных трудовых ресурсов необходима не только особая экономическая стратегия развития, но и социальная политика, учитывающая все особенности. На наш взгляд эта политика должна складываться из следующих положений: 
- возможности получения высшего образования за счет средств федерального бюджета. Финансирование получения образования можно оформлять в форме специальных образовательных сертификатов (долговых обязательств), которые могут быть погашены при условии, что выпускник, получивший образование в дальневосточном ВУЗе за счет государства, отработает на территории округа, например, не менее 5 лет; 
- разработки особых условий ипотечного кредитования населения на Дальнем Востоке России. При общих принципах организации ипотеки гражданин предпочтет приобретать жилье в более комфортных районах проживания. Для того, чтобы жители округа и новые переселенцы предпочитали приобретать жилье именно на Дальнем Востоке, необходимо льготное кредитование без права продажи квартиры и сдачи в аренду, например, в течение определенного количества лет; 
- организации широкомасштабной рекламно-информационной кампании по созданию «внутреннего» и «внешнего» образа региона, способного закрепить постоянное население и привлечь новых переселенцев; 
- создания на Дальнем Востоке России населенных пунктов мирового уровня по показателям обеспеченности населения социальными и жилищно-коммунальными услугами. Именно это должно найти отражение в новой редакции программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока готов поддержать, а может и совместно разработать предложения по совершенствованию федерального законодательства по социальному развития субъектов Российской Федерации с учетом северной и дальневосточной специфики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2.2 Особенности региональной социальной политики РФ.

Региональные особенности процессов  социального развития требуют адекватного  отражения при формировании системы  мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов Российской Федерации и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности.

Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного  и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. [25, с. 15]

В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:

противодействие тенденции ухудшения  демографической ситуации, острым проявлениям  депопуляции населения;

предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;

сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее "бедных" и наиболее "богатых" регионах;

регулирование размещения беженцев и  вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;

содействие развитию и совершенствованию  системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной  системой высшего и послевузовского образования;

оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в  результате стихийных бедствий, экологических  и техногенных катастроф, военных  действий, острых межнациональных конфликтов. [22, с. 94]

Особое место в региональной социальной политике занимают проблемы демографии. Их решение должно включать в себя:

регулирование миграционных процессов  с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны;

регулирование потоков вынужденных  мигрантов и беженцев, создание условий  для их рационального размещения на территории Российской Федерации;

осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.

Важнейшие задачи региональной политики - создание прочной основы для повышения  уровня жизни населения, государственная  поддержка малоимущих слоев населения  в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу.

Основным элементом социальной политики является поэтапное повышение  уровня минимальных государственных  гарантий - минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен. [23, с. 26]

Главными целями региональной политики в области доходов являются:

обеспечение максимально благоприятных  экономических, правовых и организационных  условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России;

стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его  повышения во всех регионах Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации, которые  не имеют достаточных средств  для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, необходимо дополнительно выделять государственные ресурсы, величина которых должна определяться с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.

В целях минимизации отрицательных  последствий расслоения общества региональная политика должна быть ориентирована на:

совершенствование налоговой системы  путем постепенной отмены налогов  на средства, направляемые организациями  на потребление, при одновременном  усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;

расширение прав субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между объединениями  профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

введение на региональном уровне системы  страхования заработной платы на случай неспособности работодателей  выполнять обязательства по оплате труда. [23, с.111]

Важнейшим условием повышения уровня жизни граждан России является сохранение относительной стабильности в сфере занятости.

На ближайший период основными  задачами региональной политики в сфере  занятости являются:

перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для новых прогрессивных производств;

защита трудовых прав работников несостоятельных  предприятий, эффективная поддержка  граждан, потерявших работу, их профессиональная переориентация. [14, с. 54]

Информация о работе Эмпирический анализ социальной политики