Эмпирический анализ социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом. Известно, что жизненно важные параметры российского общества давно уже вышли за пределы нормы, стали угрожающими самому существованию социума. Специалисты говорят о предельно критических значениях жизненноважных показателей общества в целом [1, с. 86-94].
Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2

ГЛАВА I
Теоретические аспекты социальной политики
1.1 История формирования социальной политики в России…………5
1.2 Нормативно-правовые особенности социальной политики РФ….7

ГЛАВА II
Эмпирический анализ социальной политики.
2.1 Особенности социальной политики ДФО………………………..18
2.2Особенности региональной социальной политики РФ…………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…….46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая луц.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

В долгосрочной перспективе главным  направлением региональной политики в сфере занятости является создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организациях рыночной инфраструктуры.

Основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости  населения ложится на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Региональная политика в этой сфере заключается в регулировании процесса высвобождения рабочих мест в тех регионах, где в силу структурных особенностей хозяйственного комплекса или изменения государственной экономической политики складывается особенно острая ситуация с занятостью населения, для изменения которой местных сил и возможностей недостаточно. Федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса.

В регионах с высоким уровнем  социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротства  убыточных организаций, прибегая в случае необходимости к их целевой поддержке путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы. Особое внимание следует уделять организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов.

В слаборазвитых районах, где ситуация осложняется наличием избытка трудовых ресурсов, необходимо оказывать поддержку  развитию мелкотоварного производства как в городской, так и в  сельской местности, стимулировать малое предпринимательство в сфере услуг и в агропромышленном комплексе. [24, с. 45]

В сфере обеспечения экологической  безопасности и охраны окружающей среды  в условиях развития рыночных отношений  на федеральном и региональном уровнях  основными направлениями региональной политики являются:

-экологически обоснованное размещение производительных сил;

-экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

-рациональное использование природных ресурсов;

-предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

-предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

-обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

-совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Характерной особенностью Российской Федерации является то, что она представляет собой одно из крупнейших в мире многонациональных государств. Народы России различаются по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры, конфессиональной принадлежности.

В практическом плане национальная политика представляет собой систему  мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни  всех народов России в рамках федеративного  государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

Региональная политика в области  национально-этнических отношений  должна обеспечивать:

1) в государственно-правовой сфере:

формирование модели федеративного  устройства, отвечающей современным  социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту  России и направленной на сохранение территориальной целостности государства;

создание правовой и нормативной базы для урегулирования национальных отношений;

создание на уровне федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации  механизмов предупреждения межнациональных  конфликтов;

создание правовых, организационных и материальных основ учета и удовлетворения национально-культурных интересов народов;

объединение усилий всех звеньев государственной  системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, решительной борьбы с проявлениями агрессивного национализма;

2) в духовной сфере:

уважение прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, социального положения и территории проживания;

равные права народов при  любых формах их самоопределения;

предотвращение и мирное урегулирование межнациональных конфликтов;

государственную поддержку сохранения самобытной культуры малочисленных  народов, условия для сохранения их языка, традиций и среды обитания;

развитие национальных языков и культур во всех сферах, прежде всего в сфере образования;

реальные возможности для функционирования русского языка как общегосударственного языка и как средства межнационального общения;

укрепление национальной общеобразовательной  и высшей школы как важнейшего условия сохранения и развития этнического своеобразия культур, содействие формированию у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

распространение объективной информации о жизни и проблемах народов, населяющих Российскую Федерацию, идей духовного единения, межнационального мира и согласия, сотрудничества во имя процветания России;

сохранение исторического наследия русской культуры, создание в обществе атмосферы уважения к ее достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия, в частности межславянских связей, а также связей славянской, тюркской, кавказской, финно-угорской, монгольской и иных культур, в рамках общего евразийского этнокультурного пространства;

учет религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий, признание важной роли традиционной религии в воспитании чувства  уважения и доверия между народами, веротерпимости; поддержку миротворческой деятельности духовенства всех вероисповеданий, его усилий, направленных на укрепление межнационального согласия и сохранение целостности Российского государства. [24, с. 88]

Важными задачами федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов Российской Федерации в области национальной политики являются поддержка и развитие национально-культурной автономии.

Законотворческий процесс в  сфере региональной политики должен быть направлен на гармонизацию отношений  между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Конституция Российской Федерации создает для этого необходимые предпосылки, являясь основой для разработки механизма регулирования федеративных отношений.

Приоритет в этой сфере должен быть отдан законодательному разграничению  полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, поскольку решение  таких вопросов, как разграничение государственной собственности на природные ресурсы, землепользование, бюджетное устройство и налоговое регулирование, обеспечение социально-экономических прав граждан, не должно осуществляться на индивидуальной основе, а также обеспечению соответствия конституций (уставов), законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам. Общие правила, установленные федеральными законами, могут конкретизироваться применительно к экономическим, национальным и иным особенностям регионов различными соглашениями и договорами между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Региональная социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории и руководствуется законодательством субъекта федерации. Это законодательство должно соответствовать нормам и принципам федерального законодательства. На практике такое согласование осуществляется далеко не всегда.

На региональном уровне проявляются противоречия не только между федерацией и регионом, но также между регионом в целом  и его отдельными территориями, между  региональным государственным управлением  и муниципальным самоуправлением. Значительные размеры ряда регионов, разнообразие условий внутри них приводят к тому, что общерегиональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта или района внутри региона. Различные экономические и социальные обстоятельства требуют применения специфических мер социальной политики, технологий и методик для поддержания жизнедеятельности населения, обеспечения его социального развития.

В целом региональная социальная политика не всегда может  отвечать запросам и ожиданиям отдельных индивидов, реагируя, прежде всего, на массовые нужды и интересы. Наиболее точно потребностям индивидов, семей и жилых сообществ отвечает социальная политика, реализуемая на муниципальном уровне.

Местное самоуправление, как подчеркнуто в федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления, в системе государственного устройства «создает условия для обеспечения жизненных интересов населения и проводит мероприятия по его социальной защите»  
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» (с изм. и доп. ) // СЗ РФ, 1996, № 2. Ст. 121. 
Местное самоуправление в системе государственных и муниципальных органов призвано обеспечивать комплексное решение вопросов обслуживания населения, способствовать достижению в обществе политической и социальной стабильности. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1996, № 23. Ст. 2756. 
На этом уровне преодолевается ведомственная разобщенность предоставления социальной поддержки, в полной мере реализуется комплексный подход к социальному обслуживанию населения. Здесь в наибольшей степени возможно и проявление самоорганизации, самодеятельности населения, привлечение усилий негосударственных организаций. Активизация социального потенциала самопомощи и взаимопомощи составляет тот дополнительный ресурс, который позволяет осуществлять социальную политику на местном уровне даже при крайне неблагоприятных внешних обстоятельствах.

Формирование социальной политики на уровне региона относительно новое явление, поскольку до начала конституционной реформы регион не являлся достаточно самостоятельным  носителем социально-политических отношений и практически не представлял собой субъект региональной политики, хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда, и на уровне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным Центром правилам. В условиях реформирования и демократизации российского общества региональные органы государственной власти и управления становятся главным субъектом социальной политики в регионе.

Продолжающаяся трансформация  социально-политической системы страны сопровождается сменой самой модели социальной политики и ее оптимизацией.

На современном этапе  реформирования подобные модели социального  развития не имеют объективных предпосылок  востребованности, ибо они могут  реализоваться лишь при наличии  достаточно сильно развитого политического, правового и экономического пространства. Сторонники патерналистской модели (наиболее близка к ней на практике модель социальной политики в скандинавских станах), почти полностью снимают с людей заботу о решении собственных социальных проблем. Данная модель основана на стратегии ответственности государства и предполагает его доминирующую роль в удовлетворении практически всего круга социальных потребностей и нужд граждан. Эта уравнительная модель во многом лишает граждан стимула к самореализации. В то же время, негативный опыт перехода к рынку показал, что не следует полностью отказываться от государственного регулирования.

Региональная тема включает два аспекта: анализ социального  развития

субъектов РФ и проводимой социальной политики. Первый предполагает анализ факторов, воздействующих на региональные неравенства в социальной сфере, тенденций социального развития в период экономического подъема и степени неравенства регионов по разным компонентам социального развития. Второй аспект связан с собственно социальной политикой федеральных и региональных властей, ее реализацией через бюджетную политику (социальные расходы бюджетов) и реформы в социальной сфере. Далее будут рассмотрены важнейшие реформы в регионах: монетизация льгот, адресная помощь малоимущим и национальные проекты.

Факторы социального  неравенства регионов.

Важнейшая причина региональной дифференциации уровня жизни населения  — экономическое неравенство. В  переходный период оно усилилось  под влиянием внешних факторов, обусловленных  глобализацией экономики, и внутренних, прежде всего отраслевой структуры экономики регионов. Сырьевые регионы со специализацией на отраслях ТЭК и металлургии легче пережили экономический спад 1990-х гг. благодаря переориентации на глобальный рынок. В Москве сильный спад промышленного производства компенсировался быстрым развитием сектора рыночных услуг с более высоким уровнем оплаты труда. Кризис сильнее всего ударил по регионам со специализацией на машиностроении, ВПК и легкой промышленности (в них массовый характер приобрели невыплаты и длительные задержки заработной платы), а также по наименее развитым субъектам РФ с неконкурентоспособной экономикой.

Информация о работе Эмпирический анализ социальной политики