Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:04, курс лекций

Краткое описание

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
1.1. ПОНЯТИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА"
Понятие "социальная статистика" имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

Вложенные файлы: 3 файла

Социальная статистика (главы 1-5).doc

— 1.55 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Социальная статистика (главы 10-конец).doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 12.4

Динамика библиотечного обслуживания населения России

 

Год

Выдано книг и журналов

Число массовых библиотек, тыс.

Численность читателей, млн.

Библиотечный фонд, млн. экз.

1990

1506

62,2

Ой,Ь

71,9

/ 1,7

1155

1995

1325

54,4

60,2

1105

1998

1343

52,2

59,3

1053

Изменение за период, %

 

 

 

 

1990-1995 гг.

88,0

86,9

83,7  !

95,7

1995-1998 гг.

101,4

96,0 !

98,5

95,3

В том числе в городской местности

1995—1998гг.

 

102,3

 

91,6 !

 

98,5

 

95,2

в сельской

местности

1995—1998гг.

 

94,6

 

97,5

 

96,7

 

95,4

Примечание. Знаком «!» выделены случаи нарушения нормалей. Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 1999. — ML: Госкомстат России, 1999. — С. 234—235.


 

12.3. ПОТРЕБЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕМ УСЛУГ 

КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ТУРИЗМА

Показатели этой сферы характеризуют  поведение людей. К ним относятся  показатели: распространенности того или иного вида деятельности (например, процент лиц, регулярно посещающих музеи); интенсивности деятельности. Среди них можно выделить три группы показателей. Первая группа охватывает:

• среднюю частоту посещения  музеев, кинотеатров, театров за месяц, квартал, год;

• распределение лиц по частоте  посещения музеев или кино и т.д.;

• процент посещающих не реже раза в неделю, не реже раза

в месяц, квартал, полгода, год. Показателями второй группы являются:

• доля оплаты данных услуг в бюджете  различных категорий домохозяйств;

• структура оплаченных населением платных услуг. Третьи группа включает показатели:

• институционную активность населения  по созданию новых театральных, клубных  коллективов, коллективов художественной самодеятельности, спортивных и туристских клубов, секций и т.д.;

• участие населения в смотрах, конкурсах, соревнованиях и достигнутые успехи.

К сожалению, третья группа показателей  не отражена в материалах государственной статистики.

Показатели музейного обслуживания населения

К музеям относятся научно-исследовательские  и культурно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, учет, хранение, исследование и популяризацию памятников истории и культуры, природных объектов. Музеи подразделяются территориально (республиканские, областные, краевые, районные, городские, сельские) и по профильным типам: исторические, художественные, литературные, естественно-научные, технические, архитектурные, комплексные (краеведческие), музеи-заповедники, отраслевые и пр. Статистическими показателями деятельности музеев являются:

• число единиц хранения основного  музейного фонда с распределением их по видам (живопись, графика, скульптура, драгметаллы и др.);

• число экспонатов в экспозициях;

• количество выставок;

• численность посетителей;

• показатели кадрового состава  работников музея;

• размер музейных площадей, в том  числе занятых под экспозициями;

• поступление и использование  новых поступлений.

 

Таблица 12.5

Число экспонатов основного фонда  на конец 1995 г.

 

 

Вид экспоната

Государственный Эрмитаж

Государственный Русский музей

 

ед.

В %

к общему

числу

 

ед.

8%

к общему

числу

Живопись

16513

0,6

20937

5,5

Графика

627 472

21,7

174729

46,0

Скульптура

12514

0,5

4079

1,1

Изделия прикладного искусства

271645

9,4

43318

11,4

Предметы нумизматики 

1 115 127

38,6

71981

19,0

Предметы этнографии

703 643

24,4

Фотографии. документы и пр.

139433

4,8

64753

18,0

Итого

2 886 347

100

379 797

100


Музейные экспозиции распределяются по следующим тематикам: искусствоведческие, исторические и археологические, краеведческие, естественно-научные, научно-технические, комплексные, отраслевые и др. Памятники истории и культуры (объекты недвижимости) подразделяются наследующие виды: археологии, истории, искусства, градостроительства и архитектуры.

На основе статистической отчетности музеев фиксируется состав музейных коллекций, оценивается доля демонстрировавшихся на выставках экспонатов, доля музейных площадей, занятая под экспозициями, и др. Приведем данные, характеризующие распределение экспонатов по видам по двум крупнейшим музеям Санкт-Петербурга: Государственному Эрмитажу и Государственному Русскому музею — ГРМ (табл. 12.5).

Приоритетными видами экспонатов основного  музейного фонда в Эрмитаже являются нумизматические коллекции и предметы этнографии, в ГРМ — графика. Наименее представлены живопись и скульптура. При обилии единиц хранения экспонировалась на выставках лишь незначительная часть коллекции: живопись — 10%, скульптура — 10 и 9% соответственно по Эрмитажу и ГРМ.

Одним из подходов к анализу данных, отражающих деятельность музеев, является построение социально-экономической нормали, например следующей:

Это позволяет перейти к следующей  индексной системе, характеризующей разложение валового (чистого) дохода музея на следующие факторы:

где D — валовой (чистый) доход;

      П — число посещений музея;

      Т — численность работников  на 1000 посещений:

  — доля научных работников и экскурсоводов в численности работников;

    М — площадь музея, занятая под экспозициями в среднем на одного научного сотрудника и экскурсовода;

     Э — число экспонировавшихся  экспонатов в среднем на единицу  площади музея, занятой под экспозициями;

      У — удельный валовой (чистый) доход в среднем на 1000 экспонировавшихся экспонатов.

К «ненавязчивым» методам измерения  интереса посетителей к музейным экспонатам относится фиксация различной  степени стоптанности пола в различных залах музея.

Показатели деятельности в области распространения культуры и спорта.

Деятельность в области распространения  культуры охватывает работу Дворцов и Домов культуры, Домов творческих работников и учителей, центры досуга, организующие досуг населения, и деятельность коллективов самодеятельного народного творчества.

Государственная статистика учитывает  общее число клубных формирований, проведенных культурно-досуговых  мероприятий и посетителей на них; численность и образовательный  уровень работников культуры и материально-техническую базу клубных учреждений.

Подавляющая часть клубных формирований сосредоточена в сельской местности (88%). Общая тенденция сокращения числа клубов в большей мере проявилась в городской местности. Если в  первой половине 90-х гг. число клубных формирований в городской местности сократилось на 31%, в сельской местности — на 16%. В 1998 г. по сравнению с 1995 г. темпы сокращения замедлились и почти сравнялись — соответственно 6,8% и 6,3%.

Статистическая отчетность учреждений физической культуры и спорта содержит данные о числе спортивных сооружений и физкультурно-оздоровительных центров (стадионах, спортзалах и плавательных бассейнах, футбольных полях, волейбольных и баскетбольных площадках и др.), их единовременной вместимости, пропускной способности, численности занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности, числе проведенных физкультурных и спортивных мероприятий, финансовой деятельности и кадровом составе.

Статистика искусства

Статистика искусства осуществляет сбор и обобщение данных, характеризующих деятельность театров, концертных организаций, самостоятельных музыкальных, хоровых, танцевальных коллективов и кинотеатров.

Профессиональный театр имеет в своем составе творческий коллектив театрального искусства (профессиональную труппу актеров), являющийся юридическим лицом. В статистике выделяются следующие виды театров: оперы и балета, музыкальные, драматические, музыкально-драматические, детские и юного зрителя. К показателям деятельности театров относятся: число театров по жанрам на конец года, число спектаклей и зрителей, материально-техническая база, сумма сборов, коммерческая вместимость зрительного зала. Различают показатели общей и коммерческой вместимости зрительного зала. Коммерческая — характеризуется числом мест, на которые поступили в продажу билеты (за исключением служебных мест). Посещаемость спектакля измеряется численностью зрителей, которая определяется по количеству проданных билетов, и вычисляется по каждому спектаклю, киносеансу, концерту, в целом по зрелищному предприятию или их группе в абсолютном и относительном выражении (на 1000 человек населения, проживающих на данной территории). Наполняемость зрительного зала театра рассчитывается делением посещаемости на общую пропускную способность (общую вместимость) и выражается в процентах.

В России число профессиональных театров  за 1995—1998 гг. возросло, однако их посещаемость продолжает снижаться (табл. 12.6),

Для изучения механизма распределения бюджетных ассигнований среди организаций сферы культуры и анализа воздействия на него зрительских предпочтений и репертуара был проведен кластерный анализ под данным 37 театров и концертных организаций Санкт-Петербурга1. При его проведении использовались показатели, характеризующие зрительский интерес (процент заполняемости зала на вечерних спектаклях), размер театра


 

1 Расчеты выполнены студенткой И. Яцкевич.


 

Таблица 12.6

Динамика числа театров и  их посещаемости зрителями 

в России (на конец года)

Показатель

1985 г.

1990 г.

1995 г.

1998 г.

Всего профессиональных театров

338

382

470

523

В том числе по жанрам:

 

 

 

оперы и балета

26

31

50

58

музыкально-драмматические

203

233

275

307

детские и юного зрителя

109

118

138

148

Количество посещений, мл

72,9

55,6

31,6

27,6

Источник. Российский статистической ежегодник. 1999. Статистический сборник. — М.: Госкомстат, 1999.


 

(занимаемая площадь и численность  работающих) и особенности адаптации к рыночным условиям (доля собственных средств в общем доходе). Выделены следующие четыре кластера, отличающиеся зрительским интересом, размером и адаптацией к рыночным условиям:

• IV кластер объединил 12 крупных  коллективов, активно формирующих доход за счет собственных средств (51%), перевыполняющих план по спектаклям и концертам (114%), с 75—60%-ной заполняемостью зала (соответственно утренних и вечерних спектаклей), имеющих преимущества в бюджетном финансировании (получают 43% бюджетных ассигнований);

• III кластер включил три наиболее крупные, но пассивные организации, на 59% формирующие доход за счет бюджетного финансирования, на 95% выполняющие план по концертам и спектаклям, с 70—50%-ной заполняемостью зрительного зала;

• II кластер охватывает семь небольших  успешно адаптировавшихся к рыночным условиям коллективов, наиболее эффективно формирующих доход за счет собственных средств (55%), которые превышают размер бюджетных ассигнований, с устойчивой 60—65%-ной заполняемостью зала на вечерних спектаклях и на 84% выполняющих план по концертам и спектаклям;

• I кластер состоит из 15 мелких и наиболее пассивных коллективов, большая часть доходов которых формируется за счет бюджетного финансирования (68%), при самой низкой доле собственных средств (21%) недовыполняющих план как по зрителям (42%), так и по концертам и спектаклям (6%), с 74 — 59%-ной заполняемостью зала на спектаклях.

Социальная статистика (главы 6-9).doc

— 2.08 Мб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"