Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:04, курс лекций

Краткое описание

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
1.1. ПОНЯТИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА"
Понятие "социальная статистика" имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

Вложенные файлы: 3 файла

Социальная статистика (главы 1-5).doc

— 1.55 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Социальная статистика (главы 10-конец).doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Наиболее доступным для населения  видом искусства является кино- и  видеопродукция.

Киновидеопрокат — вид организационно-культурной деятельности, осуществляемой киновидеопрокатными организациями по обеспечению продвижения отечественных и зарубежных киновидеофильмов, их рекламированию, созданию условий для показа населению новых кинолент и выпусков прошлых лет, формированию и хранению фильмофонда, контролю за его техническим состоянием и эффективным использованием.

Показ кинофильмов может осуществляться в кинотеатрах [здание, оборудованное  стационарной киноустановкой или киноустановками (комплексом оборудования для демонстрации кинофильма)]. Киноустановки подразделяются на стационарные (аппаратура которых смонтирована в специально оборудованном помещении кинотеатра, клуба) и передвижные, аппаратура которых устанавливается на время показа кинофильма. Киноустановки, демонстрирующие фильмы с продажей билетов зрителям, представляют статистическую отчетность по следующим показателям: число проведенных киносеансов для взрослых и детей; число зрителей и валовой сбор средств, число дней работы и простоев киноустановки и причины последних.

Для проведения анализа деятельности киноустановок может быть использована следующая система взаимосвязанных показателей:

Киностудии и студии звукозаписи  представлены статистическими показателями, характеризующими выпуск кинофильмов:

выпуск полнометражных и короткометражных фильмов с различной продолжительностью показа. Полнометражные кинофильмы подразделяются на художественные, документальные и научно-популярные. Короткометражные кинофильмы подразделяются на художественные и мультипликационные (включая телевизионные), документальные, научно-технические и учебные.

Статистика туризма

В мировой практике индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся сфер экономики. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.

В 1996г. в России разработана и  принята Федеральная целевая  программа по развитию туризма, которой  предусматриваются проведение активной государственной политики по защите прав путешественников, интересов производителей и отечественного туристического продукта и поддержка внутреннего и выездного туризма. Главная цель программы заключается в создании современного конкурентоспособного туристического комплекса.

На первом этапе (1996—1998 гг.) реализации программы разрабатывались и проводились мероприятия по формированию нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного, кадрового и научного обеспечения и развития материальной базы туристических объектов. На втором этапе (1999—2005 гг.) предусматриваются создание современной системы подготовки кадров для сферы туризм а, модернизация материальной базы, активизация строительства новых объектов и средств размещения, туристической инфраструктуры: транспорта, связи, торговли, общественного питания, сельского хозяйства, производства товаров, страхования, финансового, медицинского и экскурсионного обслуживания.

Под туризмом понимается деятельность путешествующих лиц, находящихся за пределами их обычной среды для отдыха, деловых и прочих целей без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания на период менее года. Различают внутренний (по территории данной страны), национальный, включающий внутренний и выездной, и международный, объединяющий въездной и выездной туризм.

Статистическое описание туристической  деятельности включает два взаимосвязанных потока информации: со стороны спроса и со стороны предложения. Первый поток связан с обследованием туристов (дневниковым методом, проведением обследований при пересечении государственной границы, в популярных туристических местах, на транспортных маршрутах), изучением бюджетов домохозяйств (расходы на поездки и прием родственников и знакомых), а также отдельных категорий путешествующих (студентов, школьников, предпринимателей, спортсменов и др.). Второй информационный поток описывает туризм со стороны институционных единиц: переписи, статистическая отчетность или выборочные обследования турфирм, средств размещения, данные ведомственной статистики (Таможенного комитета РФ и Центрального банка РФ на основе платежного баланса).

Рассмотрим основные понятия, классификации  и системы показателей, отражающие каждый информационный поток.

К наиболее распространенным факторам спроса на туристические услуги относятся следующие: половозрастной состав, образование, объем и структура свободного времени и платежеспособность населения, психология поведения и стиль потребления1, При психолого-поведенческом сегментировании потребителей туристических услуг выделяются следующие типы потребителей2:

• отпускники, предпочитающие пассивный  отдых на морских курортах, спокойствие  и комфорт;

• отпускники, предпочитающие поездки  на дальние расстояния, калейдоскоп впечатлений, общество, флирт, удовольствия;

• отпускники, предпочитающие активный отдых, пешие походы;

• спортивные туристы;

• любители приключений;

• любознательные туристы, цель которых  образование и осмотр достопримечательностей.

К наиболее распространенным группировкам туристов относятся их распределение по целям поездки и по странам въезда и выезда, по продолжительности проживания. Всемирная туристическая организация рекомендует выделять следующие цели поездки: проведение досуга, отдыха; посещение знакомых и родственников; деловые и профессиональные поездки; лечение и посещение курортов; посещение религиозных мест и паломничество. Российская таможенная статистика дифференцирует международные поездки на служебные, туристические, частные, транзит и обслуживающий персонал; по странам выезда и въезда; по видам используемых транспортных средств.

К показателям, характеризующим туризм с позиций спроса, относятся: численность  и состав туристов, их распределение  по целям поездки, странам, длительности пребывания, по видам используемых транспортных средств; расходы туристов на поездку. При выборочных обследованиях туристов важно оценить диспозицию (готовность) лица совершить туристическую поездку: наличие загранпаспорта, визы, билеты, путевки.

С позиции предложения туристических услуг основными субъектами статистического изучения выступают турфирмы и средства размещения. В практике государственной статистики туризм в качестве самостоятельной отрасли не выделяется, а в качестве подотрасли входит в состав хозяйственной отрасли


 

1 См.: Джеймс Ф. Энджел, Роджер д. Блэкуэлл, Пол У. Миниард. Поведение потребителей. — СПб.: Питер, 1999- —С. 334, 339—341.

2 Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: «Ось-89», 1997.— С.25—26.


 

«здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» (в соответствии с ОКОНХ) и включает туристические гостиницы, турбазы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро путешествий. Однако большая часть крупных гостиниц относится к хозяйственной отрасли «жилищно-коммунальное хозяйство» (по ОКОНХ). Выделение туризма как вида деятельности или чистой отрасли также затруднено. В соответствии с ОКДП выделяется чистая отрасль Н: «Гостиницы и рестораны», а деятельность турагентов, бюро путешествий и экскурсий относится к разделу 1: «Услуги транспорта, складского хозяйства и связи».

К туристическо-экскурсионным услугам  в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) относятся:

I. Туристические услуги:

• услуги турбюро, турагентств, бюро путешествий по бронированию и доставке путевок, оформлению документов;

• туристический отдых и путешествия  по турмаршрутам;

• туристические походы выходного  дня;

• услуги для делового туризма;

• рекламно-информационные услуги;

• услуги по предоставлению мест проживания;

•прочие услуги (проведение турсоревнований, обучение туристическим навыкам, профессиональная подготовка специалистов).

II. Экскурсионные услуги:

• реализация услуг бюро экскурсий, организация индивидуальных и групповых  экскурсий;

• экскурсии, которые подразделяются:

• по видам — обзорные, тематические, музейные, пешеходные;

• по месту проведения — городские, загородные, на маршрутах выходного  дня;

• по видам используемых транспортных средств — теплоходные, авиационные, автобусные и прочие. Среди туристических  фирм различают туроператоров, осуществляющих деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, и турагентов, выполняющих функции по продвижению и продаже туристических путевок. Статистическая отчетность для турфирм не разработана, но в качестве эксперимента собирается Петербургкомстатом начиная с 1998 г. В ней содержатся следующие показатели: число и деятельность турфирм (число организованных и проданных туров); численность и состав обслуженных туристов (по странам, целям посещения, продолжительности и сезонности пребывания); основные экономические показатели (среднегодовая численность персонала, стоимость основных средств, выручка от реализации услуг, прибыль или убыток, затраты на реализацию, рентабельность и сумма обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды). Под средствами размещения понимаются субъекты, регулярно или периодически предоставляющие туристам размещение для ночевки. По классификации ВТО выделяются две категории средств размещения: индивидуальные и коллективные. К последним относятся фирмы, предоставляющие путешественникам размещение, при этом число мест превышает среднее число лиц в семье, а все места подчиняются единому управлению. Среди коллективных средств выделяются гостиницы, пансионаты, туробщежития, специализированные (оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, пассажирский транспорт, конгресс-центры) и прочие (площадки для кемпинга) заведения. Индивидуальные средства размещения предоставляют ограниченное число мест за плату или бесплатно. Среди них выделяются арендуемые (в семейных домах, у частных лиц и агентств) и не арендуемые (собственное жилище, бесплатное размещение родственников и знакомых) средства размещения.

К статистическим показателям деятельности гостиниц относятся: число гостиниц, общая площадь (площадь номеров и подсобных помещений), единовременная вместимость (число установленных постоянных кроватей во всех номерах), число номеров (всего и в том числе люкс, одно-, двух-, трех-, и четырехместных), их жилая площадь, предоставлено место-дней (в целом и дифференцирование для российских и иностранных граждан, прибывших из стран СНГ и других стран), среднегодовая балансовая стоимость фондов, доходы и расходы по эксплуатации с выделением материальных затрат и численность работающих.

Учет движения клиентов и мест (по паспорту гостиницы, заселенных, забронированных, не готовых к проживанию) позволяет проанализировать использование номерного фонда гостиницы. Единицей учета выступает один место-день, за который принимается проживание одного лица на одном месте в течение суток. Ведется автоматизированный учет заселенных место-дней за каждые сутки и нарастающим итогом с начала периода. Для оценки эффективности деятельности гостиницы строятся показатели:

 

Эффективность деятельности фирм в сфере туризма может быть оценена экономически (рентабельность и сумма налоговых поступлений) и социально (рост занятости при росте спроса на туристические услуги). Комплексный анализ доходности туризма в целом и на уровне каждой отдельной фирмы можно охарактеризовать на основе следующей системы показателей:

или

где Д — доход от основной деятельности;

      Т — численность  занятых;

      Н— нагрузка на  персонал — число обслуженных  туристов в среднем на одного занятого;

      П — длительность  пребывания туриста:

      У — удельная доходность за один место-день.

Система показателей в сфере  туризма включает следующие основные разделы:

• показатели спроса на туристические  услуги;

• показатели ресурсов туризма (трудовых, институционных, материально-технических, природно-исторических);

• показатели рекламы туристических  услуг и посещаемых мест и маршрутов;

• показатели производства туристических  услуг и их реализации;

• показатели финансового состояния  и эффективности туризма;

• макропоказатели в сфере туризма (валовой внутренний продукт, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, импорт и экспорт туристических услуг, ввоз и вывоз валюты туристами).

Малоизученным направлением в сфере  туризма является обобщение результатов  деятельности субъектов на уровне региона. ВТО разработала классификацию туристических расходов и две экономические модели по их формированию. Классификация туристских расходов включает:

1. Комплексные поездки, пакеты  услуг на отдых, комплексные  туры.

2. Размещение.

3. Питание и напитки-

4. Транспорт (воздушный, водный, сухопутный).

5. Рекреационные, культурные и спортивные мероприятия.

6. Посещение магазинов.

7. Прочие расходы (финансовые, медицинские  и образовательные услуги, дорожные расходы).

Первая «Модель соотношения  расходов» построена на соотношении данных, характеризующих расходы на размещение туристов в коллективных средствах размещения, с выборочными обследованиями путешествующих. Данная модель включает:

• сбор данных о поступлениях от номеров  в коллективных средствах размещения,

• обследование расходов посетителей  с выделением расходов на проживание в исследуемых средствах размещения;

• вычисление коэффициента соотношения  общих расходов посетителей к  расходам на гостиничный номер;

• поступления от номеров в коллективных средствах размещения умножаются на коэффициент. В результате получается общая сумма расходов посетителей в данном регионе. Вторая «Модель стоимостного коэффициента расходов» строится на основе совмещения данных, полученных в результате обследования домашних хозяйств и учета стоимости действующих тарифов на услуги по обслуживанию туристов. Порядок расчетов по этой модели следующий:

1. На основе обследования домохоэяйств  определяются такие показатели:

• число лиц в путешествующей группе;

• сезон года, в который осуществлена поездка;

• продолжительность ночевок по видам размещения;

• расстояние, покрытое в средствах  транспорта.

2. Учет стоимости тарифов на  туристские услуги включает:

• стоимость одной ночевки в  коллективном средстве размещения в посещаемом месте;

• стоимость перелета на самолете из места происхождения поездки  в место назначения;

• стоимость проезда 1 км в арендуемой или личной автомашине;

<span class="dash041e_0431_0


Социальная статистика (главы 6-9).doc

— 2.08 Мб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"