Практика планирования и прогнозирования потребности в персонале (на примере турфирмы «Круиз»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть количественные и качественные методы планирования и прогнозирования потребности в персонале.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность планирования потребности в персонале.
2. Показать методы прогнозирования потребности в персонале.
3. Исследовать планирование удовлетворенностью потребностей в персонале
4. Определить показатели использования трудовых ресурсов предприятия

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы планирования и прогнозирования потребности в персонале 5
1.1. Понятие и сущность планирования потребности в персонале 5
1.2. Методы прогнозирования потребности в персонале 12
Глава 2. Практика планирования и прогнозирования потребности в персонале (на примере турфирмы «Круиз») 17
2.1. Оценка потребности в персонале (на примере турфирмы «Круиз») 17
2.2. Анализ использования трудовых ресурсов в турфирме «Круиз» 22
Заключение 32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Положительную роль в регулировании профессиональной подготовки играет Международная организация труда, ряд конвенций и рекомендаций которой посвящены подготовке кадров. Рекомендации, в частности, предусматривают:

·     равный доступ всех трудящихся к профподготовке и трудовой занятости;

·     связь программ профориентации и профессиональной подготовки с реализацией политики занятости;

·     осуществление совместно с организациями предпринимателей и трудящихся национальной политики занятости и профессиональной подготовки5.

Своей работой известен Международный центр по повышению профессиональной и технической квалификации в Италии (г. Турин), оказывающий помощь многим странам в подготовке управленческих кадров.

Финансирование подготовки и переподготовки кадров может осуществляться за счет прибыли из расчета оплаты обучения одного рабочего при внутрифирменном обучении, что оговаривается при приеме на работу, и переподготовке один раз в определенное число лет. Что касается переподготовки руководителей и специалистов, то фирма выбирает приемлемый график повышения их квалификации, который должен согласовываться с принятыми в отрасли нормами по обучению и переподготовке кадров в существующей системе подготовки специалистов.

 

1.2. Методы прогнозирования потребности в персонале

 

Прогнозирование – это предсказание будущего на основании накопленного опыта и текущих предположений относительно него.

Прогнозирование представляет собой сложный процесс, по ходу которого необходимо решать большое количество различных вопросов. Для его производства следует применять в сочетании различные методы прогнозирования, которых на сегодняшний день существует огромное множество, но на практике используются всего 15 – 20.

Количественные методы прогнозирования реализуются с помощью математических моделей, базирующихся на предыстории. Подобные модели строятся в предположении, что данные о поведении процесса в прошлом могут быть распространены и на будущее.

Количественные методы представляют собой довольно развитую область, поэтому в данном пособии рассматриваются только некоторые модели, наиболее часто включаемые в базовые системы и пакеты прикладных программ. Все они основаны на временных рядах, полученных путём измерений в определённых временных периодах.

Одна из центральных проблем - оценка и повышение точности прогнозов. Фактическая точность может быть оценена только путём сравнения прогностических и фактических данных. Если точность модели недостаточна, то метод модифицируется или заменяется.

Хотя внешне результаты измерений (особенно долгосрочных) могут выглядеть хаотичными, в них можно выявить довольно простые составляющие.

Циклическая составляющая описывает ту часть процесса, которая повторяется с низкой частотой.

Сезонная составляющая описывает циклы, повторяющиеся с высокой частотой раз в течение года.

Периоды циклической и сезонной составляющих могут находиться между собой в определённых отношениях.

Случайная флуктуация представляет собой случайное отклонение временного рада от неслучайной функции, описываемой трендом, циклической и сезонной составляющими.

Прогнозирование на основе количественных методов заключается прежде всего, в определении вида и параметров функций, описывающих неслучайные составляющие. Наиболее часто применяется следующие количественные модели прогнозирования.

1. Линейная регрессия. Модель направлена  на выявление связи между зависимой  переменной (т. е. прогнозируемой величиной) и одной или более независимыми  переменными, которые представлены в виде данных о предыстории. В простой регрессии имеется только одна независимая переменная, а в множественной регрессии их несколько.

Если предыстория представлена в виде временного ряда, то независимая переменная - это временной период, а зависимая - прогнозируемая величина, например, объём продаж. Регрессионная модель не обязательно базируется на временных рядах. В этом случае представления о величинах независимых переменных используются для того, чтобы определить зависимую переменную. Линейная регрессия обычно используется для долгосрочных прогнозов, но может также применяться для менее длительных прогнозов.

2. Методы скользящего среднего. Прогностическая модель для краткосрочных  прогнозов, основанная на временных  рядах. В этой модели среднее  арифметическое фактических продаж, вычисленное для принятого числа последних прошедших временных периодов принимается за прогноз на следующий временной период.

3. Метод взвешенного скользящего  среднего. Эта модель работает  подобно предыдущей модели, но  в ней вычисляется не среднее, а средневзвешенное значение, которое и принимается за прогноз на ближайший временной период. Меньшие веса приписываются более отдалённым периодам, отражая тем самым уверенность в том, что прогнозируемый процесс в ближайший период не претерпит резких изменений.

4. Экспоненциальное сглаживание. Также  модель, использующая временные  ряды и предназначенная для  краткосрочных прогнозов. В этом  методе объём продаж, спрогнозированный  для последнего периода, корректируется  на основе информации об ошибке прогноза в последнем периоде. Этот скорректированный за последний период прогноз и становится прогнозом на следующий период.

5. Экспоненциальное сглаживание  с трендом. Эта та же модель, что и представленная выше, но  модифицированная так, чтобы обрабатывать данные с трендами. Такие расчёты характерны для среднесрочного прогнозирования. Называется также моделью с двойным экспоненциальным сглаживанием, поскольку сглаживание выполняется для среднего значения и для тренда.

Как указывалось выше, для использования количественных методов прогнозирования необходимо располагать информацией, достаточной для выявления тенденции или статистически достоверной зависимости между переменными. Когда количество информации недостаточно или руководство не понимает сложный метод, или когда количественная модель получается чрезмерно дорогой, руководство может прибегнуть к качественным моделям прогнозирования. При этом прогнозирование будущего осуществляется экспертами, к которым обращаются за помощью. Четыре наиболее распространенных качественных метода прогнозирования — это мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, модель ожидания потребителя и метод экспертных оценок.

МНЕНИЕ ЖЮРИ. Этот метод прогнозирования заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных сферах. Например, для прогнозирования рентабельности производства новой модели компьютера фирма «Контрол Дейта» может снабдить имеющейся основной информацией своих менеджеров отделов производства, маркетинга и финансов и попросить их высказать мнение о возможном сбыте и его пределах.

Неформальной разновидностью этого метода является «мозговой штурм», во время которого участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей. Только после прекращения процесса генерирования некоторые идеи подвергаются оценке. Это может отнимать много времени, но зачастую дает полезные результаты, особенно когда организация нуждается во множестве новых идей и альтернатив.

СОВОКУПНОЕ МНЕНИЕ СБЫТОВИКОВ. Опытные торговые агенты часто прекрасно предсказывают будущий спрос. Они близко знакомы с потребителями и могут принять в расчет их недавние действия быстрее, чем удастся построить количественную модель. Кроме того, хороший торговый агент на определенном временном отрезке зачастую «чувствует» рынок по сути дела точнее, чем количественные модели.

МОДЕЛЬ ОЖИДАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Как можно судить по названию, модель ожидания потребителя является прогнозом, основанным на результатах опроса клиентов организации. Их просят оценить собственные потребности в будущем, а также новые требования. Собрав все полученные таким путем данные и сделав поправки на пере- или недооценку, исходя из собственного опыта, руководитель зачастую оказывается в состоянии точно предсказать совокупный спрос.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. Он является более формализованным вариантом метода коллективного мнения. Первоначально метод был разработан фирмой «Рэнд Корпорейшн» для прогнозирования событий, интересующих военных. Метод экспертных оценок, в принципе, представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, практикующие в самых разных, но взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свои прогноз, и если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению. Анонимность экспертов является очень важным моментом. Она помогает избежать возможного группового размышления над проблемой, а также возникновения межличностных конфликтов на почве различий в статусе или социального окрашивания мнений экспертов. Несмотря на некоторые сомнения в надежности, поскольку результат с очевидностью зависит от того, к каким именно экспертам обращаются за консультацией, метод экспертных оценок с успехом использовался для прогнозирования в самых разных сферах — от ожидаемого сбыта изделий до изменений в таких сложных структурах, как социальные отношения и новейшая технология. Метод использовался для оценки военных возможностей СССР в будущем, государственной политики в области научно-технического прогресса и для измерения качества жизни в Америке.

 

 

 

Глава 2. Практика планирования и прогнозирования потребности в персонале (на примере турфирмы «Круиз»)

 

2.1. Программа удовлетворения потребности в персонале (на примере турфирмы «Круиз»)

 

Программа должна уже включать в себя конкретные, подробно разработанные мероприятия по привлечению, отбору, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации.

Цель такого планирования - правильно организовать долгосрочную работу с кадрами. Отделы персонала турфирмы «Круиз» планируют следующие изменения:

1) потребность в замещении персонала  по годам в связи с уходом на пенсию, увольнением, переходом на инвалидность и т. д.;

2) потребность в снижении численности  персонала вследствие рационализации  или сокращения объемов производства, простоев, неплатежей и т. д.;

3) потребность в расширении численности  персонала в связи с расширением  фирмы, с развитием предпринимательской деятельности и т. д.

Приступая к планированию использования трудовых ресурсов, необходимо определить среднюю обеспеченность турфирмы «Круиз» трудовыми ресурсами за последние два года.

Среднесписочная численность работников турфирмы «Круиз» за 2012 год составила 166 человек при плане 173 человека, экономия 7 человек сложилась по рабочим за счет текучести кадров (Табл.2.1).

 

 

 

 

 

Таблица 2.1

Обеспеченность трудовыми ресурсами турфирмы «Круиз»

 

 

Факт

2011 года

План

2012 года

Факт

2012 года

Отклонение

от плана 

2012 года

от факта

 2011 года

Всего

в том числе

Всего

в том числе

Всего

в том числе

Всего

в том числе

Всего

в том числе

спец

раб

спец

раб

спец

Раб

спец

раб

спец

раб

Турфирма «Круиз»

197

63

134

173

53

120

166

52

114

-7

0

-5

-31

-11

-20


 

 Снижение среднесписочной численности  к 2011 году составило 31 человек, в том числе:

1) в связи с сокращением в сентябре 2011 года Нефтеюганского отделения;

2) в связи с увеличением текучести  кадров, ограничением приема на  вакантные штатные единицы;

Информация о работе Практика планирования и прогнозирования потребности в персонале (на примере турфирмы «Круиз»)