Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:45, курсовая работа
Цель исследования – экономико-статистический анализ производства продукции животноводства.
Методы исследования – в курсовой работе использовался монографический метод, корреляционно-регрессионный анализ, индексный анализ рядов динамики, табличный, графический, аналитического выравнивания.
Задачи курсовой работы:
изложить теоретические положения статистического исследования;
дать краткую организационно-экономическую характеристику ЗАО «Невский»;
Введение.
1. Теоретические основы проведения статистического исследования.
2. Краткая организационно - экономическая характеристика предприятия.
2.1 Местоположение предприятия. Организационно - правовая форма предприятия.
2.2 Наличие и эффективность использования сельскохозяйственных угодий.
2.3 Рабочий персонал предприятия и эффективность его использования.
2.4 Основные и оборотные средства предприятия и эффективность их использования.
2.5 Финансовые результаты деятельности предприятия.
3. Экономико-статистический анализ производства продукции.
3.1 Анализ динамики объёмов производства продукции.
3.2 Индексный анализ объёмов производства.
3.3 Корреляционно-регрессионный анализ производства продукции.
Заключение.
Список используемой литературы.
Простейший метод сглаживания ряда – укрупнение интервалов. Исходные данные по выпуску продукции по кварталам за три года представлены в таблице 11.
Таблица 11 – Выпуск продукции поквартально.
Период |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. | ||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 | ||||||||||||||||||
Валовой надой молока, ц. |
6200 |
6451 |
5987 |
6269 |
6850 |
6380 |
6380 |
5441 |
5450 |
5480 |
5500 |
5557 | |||||||||||||||||
Укрупним интервалы до трех лет и рассчитаем суммарный и среднемесячный выпуск продукции по годам. Новые данные представлены в таблице 12.
Таблица 12 – Выравнивание способом укрупнения периодов.
Год |
Сумма по укрупнению периодов, ц. |
Средняя по укрупнению периодов, ц. |
2004 |
24907 |
6226,75 |
2005 |
25051 |
6262,75 |
2006 |
21987 |
5496,75 |
Метод скользящей средней несколько схож с предыдущим, но в данном случае фактические уровни заменяются средними уровнями, рассчитанными для последовательно подвижных укрупненных интервалов, охватывающих несколько уровней ряда.
Таблица 13 – Выравнивание способом скользящей средней.
Год |
Квартал |
Выпуск продукции, ц. |
Сумма скользящей средней |
Средняя скользящая |
2004 |
1 |
6200 |
- |
- |
2 |
6450,5 |
18637,8 |
6212,60 | |
3 |
5987,3 |
18707 |
6235,67 | |
4 |
6269,2 |
19106,5 |
6368,83 | |
2005 |
1 |
6850 |
19499,2 |
6499,73 |
2 |
6380 |
19610 |
6536,67 | |
3 |
6380 |
18201 |
6067,00 | |
4 |
5441 |
17271 |
5757,00 | |
2006 |
1 |
5450 |
16371 |
5457,00 |
2 |
5480 |
16430 |
5476,67 | |
3 |
5500 |
16537 |
5512,33 | |
4 |
5557 |
- |
- |
Сглаженный ряд более наглядно показывает тенденцию к снижению уровней из квартала в квартал, которая в исходном ряду несколько затушевывалась скачкообразными колебаниями уровней. Эффект сглаживания, устраняющего колебания уровней за счет случайных причин, хорошо виден также при графическом изображении фактических и сглаженных уровней.
Более совершенный метод обработки рядов динамики в целях устранения случайных колебаний и выявления тренда – выравнивание уровней ряда по аналитическим формулам. Суть аналитического выравнивания заключается в замене эмпирических уровней теоретическими, которые рассчитаны по определенному уравнению, принятому за математическую модель тренда, где теоретические уровни рассматриваются как функция времени: y =f(t) (Таблица 14). Графически выравнивание способами укрупнения периодов и скользящей средней представлены на рисунке 1 (приложение 2).
Таблица 14 – Аналитическое выравнивание.
Год |
Валовой надой молока,ц. |
Отклонение от квартала, занимающего центральное место, кв. |
Квадрат отклонения |
Произведение вариант |
Выровненное значение |
2004 |
24907 |
-1 |
1 |
-24907 |
25441,67 |
2005 |
25051 |
0 |
0 |
0 |
23981,67 |
2006 |
21987 |
1 |
1 |
21987 |
22521,67 |
Итого |
71945 |
0 |
2 |
-2920 |
71945,01 |
Имеем систему нормальных уравнений упрощенного вида:
3a = 71945 Þ a = 23981,67
2b = -2920 b = -1460
Уравнение прямой имеет вид yt =a+bt Þ yt =23981,67-1460t
Рассчитаем среднюю ошибку аппроксимации:
et =1/3×0,088×100 =2,93%, что меньше 15 %. Значит, это уравнение можно выбрать в качестве уравнения тренда. Начальный уровень выровненного ряда динамики составляет 23981,67, а скорость ряда -1460. Выравнивание аналитическим способом показано на рисунке 2.
Рис.2 – Динамика валового надоя молока.
Прогноз валового надоя молока на 2004 г. был рассчитан в Microsoft Excel на основании данных аналитического выравнивания и составляет 21274,11, величина достоверности аппроксимации равна 0,7131.
Рис.3 – Прогноз валового надоя молока на 2008г.
3.2 Индексный анализ объемов производства.
Среди методов статистического анализа особое и весьма важное место занимает индексный метод.
Таблица 15 – Исходные данные для индексного анализа.
Продукция |
Цена, руб. за ед. |
Объем продаж, ед. |
Выручка от продаж, руб. |
Индивидуальные индексы | |||||
2004 г.
|
2006 г. |
2004 г. |
2006 г. |
2004 г. |
2006 г. |
усл. г. |
цены |
объема продаж | |
p |
p' |
q |
q' |
p*q |
p'*q' |
p*q' |
p'/p |
q'/q | |
Молоко |
29,60 |
29,80 |
24907,00 |
21987,00 |
737247,20 |
655212,60 |
650815,20 |
1,007 |
0,883 |
Прирост живой массы |
113,63 |
113,75 |
11,60 |
12,10 |
1318,10 |
1376,38 |
1374,91 |
1,001 |
1,043 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
738565,30 |
656588,98 |
652190,11 |
- |
- |
На основании
данных таблицы 15 можно определить
следующие индексы объемов
Агрегатные индексы
Индекс стоимости = (p’*q’)/(p*q) = 656588,98/738565,30 = 0,889. Данный индекс показывает, что в текущем периоде выручка от продаж снизилась на 11,10%.
Абсолютное изменение выручки от продаж = (p’*q’)-(p*q) = 656588,98-738565,30 = -81976,32 р.
На изменение выручки от продаж повлияли два фактора: цена и объем продаж.
Общий индекс цен = (p’*q’)/(p*q’) = 656588.98/652190.11= 1.007. Общий индекс цен показывает, что выручка от продаж в отчетном году по сравнению с базисным выросла на 0,7% за счет изменения цены.
Абсолютное изменение выручки от продаж по причине изменения цен = (p’*q’)-(p*q’) = 656588.98-652190.11 = 4398.87р.
Общий индекс физического объема продаж = (q’*p)/(q*p) = 652190.11/738565.30= 0.883. Общий индекс физического объема продаж показывает, что общий объем выручки в 2006г. по сравнению с 2004г.снизился на 11.7% из-за изменения объема продаж.
Абсолютное изменение выручки от продаж за счет изменения объема продаж = (q’*p)-(q*p) = 652190.11-738565.30 = -86375.19р.
Проверка
1)через взаимосвязь индексов: Ipq=Ip*Iq = 1.007*0.883= 0.889
2)через абсолютные
изменения: Δpq= Δpq(p)+Δpq(q)=4398,87-86375,
-81976,32.
Индексы средние из индивидуальных
Средний арифметический
индекс объема продаж = ∑i(q)qp/∑pq = (0.883*737247.20+1.043*1318.
Средний гармонический
индекс цен = ∑p’q’/∑p’q’/i(p) = 656588,98/(655212,60/1,007+
Индексный анализ изменения взвешенной средней: индексы переменного и постоянного состава, индекс структуры
Индекс цен переменного состава = (∑p’q’/∑q’)/(∑pq/∑q) = (655212,60/21987,00)/( 737247,20/24907,00) = 1.0068. Данный индекс показывает, что средняя цена молока возросла в 2006г.по сравнению с 2004г.на 0,68% за счет изменения цен на отдельных рынках и изменения доли товаров, реализованных на разных рынках.
Индекс цен фиксированного состава =∑p’q’/ ∑pq’ = 655212,60/650815,20 = 1,0068. Этот индекс, устраняя влияние структурного фактора на динамику средних цен, определяет среднее изменение цен на молоко на 0,68% на всех рынках.
Индекс структурных сдвигов = Iп.с./Iф.с. = (∑pq’/∑q’)/(∑pq/∑q) = (650815,20/21987,00)/( 737247,20/24907,00) = 1,00, т.е.средняя цена на молоко осталась неизменной за счет стабильной структуры продаж.
Проведенный индексный анализ показывает, что снижение выручки от продаж на 11,10% вызвано на 11.7% уменьшением объема продаж в текущем периоде и на 0,7% увеличением цен на продукцию.
3.3 Корреляционно - регрессионный анализ производства продукции.
Корреляционно-регрессионный анализ как общее понятие включает в себя измерение тесноты, направления связи и установление аналитического выражения (формы) связи.
Таблица 16 – Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа.
Период |
Выручка от продаж молока,т.р. |
Валовой надой молока,ц. |
у*х |
у^2 |
х^2 | |
2004 |
1 |
176,22 |
6200,00 |
1092546,02 |
31052,47 |
38440000,00 |
2 |
200,01 |
6450,50 |
1290134,19 |
40002,12 |
41608950,25 | |
3 |
176,71 |
5987,30 |
1058033,74 |
31227,48 |
35847761,29 | |
4 |
184,31 |
6269,00 |
1155450,67 |
33970,84 |
39300361,00 | |
2005 |
1 |
243,50 |
6850,00 |
1668002,40 |
59294,20 |
46922500,00 |
2 |
241,06 |
6380,00 |
1537975,56 |
58110,89 |
40704400,00 | |
3 |
237,02 |
6380,00 |
1512193,98 |
56178,95 |
40704400,00 | |
4 |
222,09 |
5441,00 |
1208388,53 |
49323,71 |
29604481,00 | |
2006 |
1 |
160,81 |
5450,00 |
876387,25 |
25858,25 |
29702500,00 |
2 |
160,98 |
5480,00 |
882170,40 |
25914,56 |
30030400,00 | |
3 |
161,00 |
5500,00 |
885472,50 |
25919,39 |
30250000,00 | |
4 |
172,43 |
5557,00 |
958207,96 |
29733,00 |
30880249,00 | |
Итого |
12 |
2336,14 |
71944,80 |
14124963,21 |
466585,86 |
433996002,54 |
Для проведения корреляционно-регрессионного анализа были введены следующие признаки:
Y – выручка от продаж молока, тыс. руб.
X – валовой надой молока, ц.
Взаимосвязь между явлениями можно выразить уравнением прямой Y=a+a’x. Чтобы найти а и а’ решаем систему уравнений:
∑y=na+a’∑x
∑yx=a∑x+a’∑x^2 подставляем:
2336,14=12а + 71944,80а’
14124963,21 = 71944,80а + 433996002,54а’ /71944,80
Каждое уравнение делим на коэффициенты, стоящие при а:
194,68 = а + 5995,40а’
196,33 = а + 6032,35а’
Из второго уравнения вычитаем первое
1,65 = 36,95а’
A' = 0.045
A= 5995.40a’-194.68 = 75.113
Уравнение регрессии имеет вид:
Y= 75.113+0.045x
«а» не имеет экономической интерпретации, коэффициент регрессии а’ показывает на сколько единиц изменится результат при увеличении фактора на единицу. А’= 0,045 показывает, что выручка увеличивается на 0,045тыс.руб. при увеличении валового надоя молока на 1ц.
Коэффициент корреляции = 0,67 показывает, что связь между выручкой от продаж и валовым надоем молока прямая (т.к. r>0) и по пределам средняя (т.к. 0,5<r<0.7).
Коэффициент детерминации = 44,89% показывает, что 44,89% всех различий в выручке от продаж обусловлены влиянием валового надоя молока, а остальные 55,11% обусловлены влиянием факторов, не включенных в модель.
Рисунок 4 – График зависимости между выручкой от продажи молока и валовым надоем молока.
Заключение.
В данной курсовой работе проведен экономико-статистический анализ производства продукции по агрофирме «Невский» Комаричского района Брянской области.
В курсовой работе
были изложены теоретические положения
статистического исследования, дана
краткая организационно-
Проведя анализ производства продукции животноводства по ЗАО «Невский» в динамике за 2004 - 2006 гг., выявлено, что:
- наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимает реализация продукции растениеводства. Следовательно – ЗАО «Невский» специализируется на производстве и реализации продукции растениеводства;
- на конец 2006 г. поголовье крупного рогатого скота уменьшилось. Это может привести к снижению продуктивности животных, т. к. среднегодовое поголовье – один из первых факторов, влияющих на общий выход продукции животноводства. Причинами снижения являются продажа на рынке, падеж, убой скота;
- благоприятной тенденцией для хозяйства является увеличение общей стоимости основных средств, на конец 2006 года на 10684 тыс. руб.;
- хозяйство имеет в пользовании большую площадь земель. На протяжении времени с 2004 по 2006 года она осталась неизменной – 5999 га;
Скотоводство – одна из наиболее важных отраслей животноводства. Оно является источником таких продуктов питания, как молоко, мясо, а также сырьём для лёгкой и перерабатывающей промышленности. В результате переработки молока из него получают масло, сыр, творог, сметану, кефир и другие продукты.
Мясо КРС, как пищевой продукт, играет важную роль в питании человека. В мясном балансе страны говядина и телятина занимают ведущее место.
Список используемой литературы:
1. Годин А.М. «Статистика: Учебник. 4-е изд.», перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2006 г.
Информация о работе Статистико-экономический анализ продукции предприятия