Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:58, реферат
Статистическая закономерность отражает относящиеся к определенному пространству и времени причинно-следственные связи, выражающиеся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности. Статистическая закономерность устанавливается на основе анализа массовых данных, это обусловливает ее взаимосвязь с законом больших чисел.
Выявление закономерностей, опирающихся на действие закона больших чисел, важно для исследования общественных явлений. Однако нужно иметь в виду, что закон больших чисел не определяет и не регулирует конкретные размеры общественных явлений и процессов, их числовое соотношение и изменение во времени. Он вследствие этого той или иной закономерности, содержание которой определяется сущностью и внутренними законами развития самого явления и процесса. Поэтому выяснение причин той или иной закономерности социально-экономического явления опирается на комплексное изучение явления с помощью ряда наук.
1) Введение
2) Статистические закономерности социально-экономических процессов
3) Динамика социально-экономических процессов
4) Статистические закономерности и динамика социально-экономических процессов, происходящих в России
5) Заключение
6) Ссылки на использованные сайты
При этом по малым предприятиям в качестве основного источника информации должен использоваться Единый государственный регистр предприятий и организации всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО), информационная база которого в настоящее время загружена показателями бухгалтерской отчетности (примерно, от трех миллионов юридических лиц), а текущие выборочные обследования на квартальной основе по предприятиям малого бизнеса дают текущую информацию.
Стержнем создаваемой статистики предприятий, обеспечивающим полноту и достоверность учета хозяйственных субъектов, и их характеристику, становится ЕГРПО.
В условиях реформирования статистики особое значение имеет расширение гласности и доступности сводной статистической информации при сохранении принципа конфиденциальности индивидуальных данных. Расширение публикаций статистической информации позволяет лучше видеть положение дел на местах, в отдельных регионах, помогает сосредоточить внимание на недостатках и упущениях с целью их устранения.
В период становления рыночных отношений в стране первоочередной и основополагающей задачей является реформирование методологических и организационных основ государственной статистики.
В ходе совещания и дальнейшего обсуждения поставленных вопросов были определены следующие наиболее важные задачи второго Этапа реформы российской статистики:
1. Обеспечение необходимой информацией процессов становления национальной хозяйственной системы страны.
2. Создание
условий для получения более
точной и полной
3. Всемерное
содействие освещению проблем, связанных
с повышением эффективности
4. Информационное отражение участия России в международном разделении труда, в том числе конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировых рынках.
Выполнение этих задач требует дальнейшего совершенствования методологии исчисления статистических показателей, комплексно характеризующих становление современной национальной модели экономики России с учетом международных стандартов, приведение их в системный вид, соответствующий потребностям современного этапа социально-экономического развития страны.
Дальнейшее реформирование российской статистики на общепринятых в мировом статистическом обществе принципах с учетом реальной правовой, экономической и политической ситуации в России предусмотрено Федеральной целевой программой «Реформирование статистики в 1997 – 2000 годах», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1997 г. Одно из важнейших направлений этой Программы – разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике (результаты экономической деятельности, которой искажаются или скрываются от статистических органов). В России общая дооценка ВВП с учетом теневой экономики, по данным статистики, составляет более 25%.
Кроме того, Федеральная программа предусматривает разворачивание системы мониторингов (специально организованных систематических наблюдений), особенно в области социальной сферы. Постоянно действующие мониторинги позволяют непрерывно следить за состоянием определенного объекта, регистрировать его важнейшие характеристики, оценивать их, оперативно
выявлять результаты воздействия на объект различных процессов и факторов, разрабатывать предложения по развитию объекта в нужном направлении и делать заключения об эффективности мер по управлению объектом. Эта работа осуществляется силами органов государственной статистики России, соответствующих министерств. Например, мониторинги здоровья осуществляет Госкомстат и Министерство здравоохранения России.
В Федеральной программе предусматривается полный запуск регистра предприятий, который станет основой статистического наблюдения в России. Подписан совместный приказ Госкомстата и Госналогслужбы России о взаимодействии двух регистров: статистического регистра и регистра налогоплательщиков; установлена процедура сверки идентификационных данных ЕГРПО и Государственного регистра налогоплательщиков (ГРН) с учетом происходящих изменений.
Одним из ключевых направлений реформирования российской статистики является обеспечение взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро и микроуровнях. В отличие от предшествующего периода, на данном этапе приоритет должен быть отдан микроуровню – статистике предприятий (хозяйствующих субъектов).
Рыночной экономике необходима
компьютеризация статистики – это
составная часть программы информатизации
России. В ходе выполнения этой программы
предстоит создать информационно-
Постановления Правительства Российской Федерации указывают на необходимость комплексного анализа социально-экономических явлений и их прогнозирование, а также совершенствование статистической информации и методологии расчета статистических показателей.
Явления и процессы, изучаемые социально-экономической статистикой, находятся в состоянии непрерывного движения, количественного и качественного изменения. Меняются их размеры, структура, свойства, сущность и формы проявления, а также закономерности развития. Соответственно с учетом конкретных особенностей изучаемых объектов, места и времени должны меняться и статистические приемы и методы исследования.
Реформирование общеметодологических основ статистики при переходе к рыночной экономике проявилось в изменении не только состава и экономического содержания показателей, но и методов их расчета.
В последние годы специалисты государственной статистики и других экономических ведомств совместно с учеными ¾ статистиками и экономистами ¾ проделали большую работу по совершенствованию методов расчетов традиционных показателей; обоснованию методологии исчисления новых показателей, характеризующих зарождающиеся и развивающиеся рыночные отношения в российской экономике; созданию необходимой методической документации.
Для приближения методологии статистического учета к международной практике в государственной статистике с 1992 г. стали использовать относительный показатель ¾ индекс физического объема, отражающий изменение массы произведенных материальных благ при исключении влияния динамики цен в текущем периоде по сравнению с базисным, что особенно актуально в условиях высокого уровня денежной инфляции.
В связи с тем, что в экономике России произошли существенные институциональные изменения, сформировался негосударственный сектор экономики, активно привлекаются иностранные капиталы, появились предприятия малого бизнеса и большое число физических лиц, занимающихся самостоятельной хозяйственной деятельностью, стало невозможным использовать сплошные методы учета деятельности предприятий; возникла необходимость обеспечения объективного отражения процессов, происходящих в экономике, иным путем. Полноту учета нужно было компенсировать научно обоснованными методами.
Методологической основой социально-экономической статистики являются диалектический и исторический материализм и политэкономия. Общие принципы и методы научного познания, разработанные в материалистической диалектике, служат фундаментом для понимания и правильного использования статистической методологии. Особенно большое значение для вскрытия специфики статистики имеет диалектико-материалистическая трактовка таких философских категорий, как качество и количество, причинность, необходимость и случайность, общее, частное и отдельное, закон и закономерность.
Опираясь на законы такой трактовки, социально-экономическая статистика разрабатывает специфические приемы, способы исследований, соответствующие природе изучаемых ею явлений и составляющие в целом метод социально-экономической статистики, или, иначе, ее методологии. Социально-экономическая статистика применяет в своих исследованиях методы дедукции и индукции.
Рассмотрим некоторые особенности статистической методологии. Их можно объединить в следующие обобщенные положения:
■ точное измерение и описание массовых данных;
■ измерение и анализ дифференциации явлений;
■ применение сводных (обобщающих) показателей для характеристики явлений и закономерностей их развития.
Первая особенность настолько свойственна статистике, что часто статистику определяют как науку о массовых явлениях. Это неточно, ибо все науки имеют дело с массовыми явлениями. Но для статистических методов наиболее характерно не изучение отдельных объектов, отдельных единиц совокупности, а измерение общих количественных соотношений и установление тенденций и закономерностей развития совокупности явлений. Например, статистика изучает изменение производительности труда не отдельного рабочего, а совокупности рабочих на совокупности предприятий. Так же обстоит дело и с изучением себестоимости, движения цен и т. д.
Исключительное значение для статистической методологии имеет закон больших чисел. Его содержание таково: в массе индивидуальных явлений общая закономерность проявляется тем полнее и точнее, чем больше их охвачено наблюдением. В числах, суммирующих результат массового наблюдения, выступают определенные закономерности, которые не могут быть обнаружены на небольшом количестве фактов. Закон больших чисел выражает диалектику случайного и необходимого. При определенных условиях величину отдельного элемента в совокупности можно рассматривать как случайную величину, учитывая, что она не только автоматически подчиняется какой-то общей закономерности, но и определяется действием множества факторов, не зависящих от этой общей закономерности. Так, продолжительность жизни отдельного человека определяется и общими условиями жизни в стране, и многими индивидуальными особенностями его жизни и организма. Невозможно судить о продолжительности жизни людей, об изменении ее за определенный период по небольшой группе отрывочных данных, ибо каждая отдельно взятая величина будет случайной: «Внутренний закон, прокладывающий себе дорогу через эти случайности и регулирующий их, становится видимым лишь тогда, когда они охватываются в больших массах».
Вследствие взаимопогашения случайных отклонений средние, исчисленные для величин одного и того же вида, становятся типичными, отражающими действие постоянных и существенных факторов в данных условиях времени и места. Тенденция и закономерности, вскрытые с помощью закона больших чисел, имеют силу лишь как массовые тенденции, но не как законы для каждого отдельного элемента.
В основе статистического исследования всегда лежит массовое наблюдение фактов. Но закон больших чисел не является регулятором процессов, изучаемых статистикой, не объясняет внутренний механизм процессов формирования закономерности качественных изменений явлений. Он характеризует лишь одну из форм проявления закономерностей в массовых количественных отношениях.
Действие закона больших чисел может быть выражено средствами математики. Так, в теории вероятности доказывается, что средняя арифметическая случайных величин при достаточно большом их числе с вероятностью, близкой к единице (т. е. к достоверности), сколь угодно мало отличается от математического ожидания этой средней. Это значит, что чем больше объем наблюдения, тем точнее наблюдаемые средние величины воспроизводят закономерности изучаемой совокупности. На этом основано применение имеющего существенное значение в статистике выборочного метода. Вместе с тем следует отметить, что некоторые ученые отвергают, а иногда просто приуменьшают или замалчивают значение закона больших чисел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Россия на исходе XX в. оказалась в третьем эшелоне развития капитализма, рядом со странами «третьего мира».
В условиях отсутствия в России институциональных ограничений освобождение предпринимательства от государственных запретов было воспринято как разрешение делать деньги любыми средствами. Неудивительно, что российский бизнес приобрел криминальный и аморальный оттенок.
Проблема адекватности проектов реформ российским реалиям была осознана далеко не сразу. Всем казалось, что законе становления рыночного хозяйства везде одинаковы, и никто не изучал степени подготовленности различных институтов к радикальным реформам в экономической, социальной и политической сферах. Культурные стереотипы россиян не способствовали рыночным реформам, а скорее их тормозили, а главное, вообще не были объектом изучения специалистов. Институциональные предпосылки модернизации экономики попали в поле зрения экономистов-реформаторов гораздо позднее.
В середине 1990-х гг. российское общество оказалось дальше от западной институциональной правовой свободы, чем было накануне реформ.
В этих условиях отклонение от правовых норм стало своеобразной нормой поведения, а следование им — исключением. Резко возрос разрыв между декларируемой, желаемой и реализуемой свободой. Все это создало предпосылки для криминализации общества, для становления и развития неправовой свободы. Для общества стало характерным преобладание пассивных форм адаптации над активными. Выживание в неправовом социальном пространстве стало возможно только путем систематического нарушения общественных норм. Чтобы выжить, многие вынуждены утаивать свои истинные доходы. Поэтому отклонения от социальных норм, нарушение новых формальных правил становятся новым неформальным правилом.
С известной долей условности можно выделить три основных этапа изменения системы прав собственности в постсоветской России:
1) номенклатурная приватизация;