Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы это охарактеризовать понятие конъюнктуры рынка и обозначить методы и этапы статистического исследования конъюнктуры рынка.
Так же в данной курсовой работе были сформированы следующее задачи:
- Рассмотреть конъюнктуру рынка как объект статистического изучения.
- Дать определение системе статистических показателей, характеризующих конъюнктуру рынка
- Рассмотреть применение балансового метода в изучении конъюнктуры рынка
Групповые средние значения получаем из таблицы 3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 7.
Вывод. Анализ данных табл. 7 показывает, что с увеличением цены на единицу товара от группы к группе систематически возрастает и средняя прибыль по каждой группе торговых точек, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.
2. Измерение тесноты и силы
корреляционной связи с
Для измерения тесноты и силы связи между факторным и результативным признаками рассчитывают специальные показатели – эмпирический коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение .
Эмпирический коэффициент детерминации оценивает силу связи, определяя, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора Х (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле
,
где – общая дисперсия признака Y,
– межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.
Значения показателя изменяются в пределах . При отсутствии корреляционной связи между признаками Х и Y имеет место равенство =0, а при наличии функциональной связи между ними - равенство =1.
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле
,
где yi – индивидуальные значения результативного признака;
– общая средняя значений результативного признака;
n – число единиц совокупности.
Общая средняя вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:
или как средняя взвешенная по частоте групп интервального ряда:
Для вычисления удобно использовать формулу (11), т.к. в табл. 7 (графы 3 и 4 итоговой строки) имеются значения числителя и знаменателя формулы.
Расчет по формуле (11):
= = 31 млн. руб
Для расчета общей дисперсии применяется вспомогательная таблица 8.
Таблица 8
Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии
Номер банка п/п |
Цена за единицу товара, млн руб. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
25 |
-6 |
36 |
625 |
2 |
28 |
-3 |
9 |
784 |
3 |
16 |
-15 |
225 |
256 |
4 |
24 |
-7 |
49 |
576 |
5 |
32 |
1 |
1 |
1024 |
6 |
20 |
-11 |
121 |
400 |
7 |
22 |
-9 |
81 |
484 |
8 |
26 |
-5 |
25 |
676 |
9 |
23 |
-8 |
64 |
529 |
10 |
16 |
-15 |
225 |
256 |
11 |
23 |
-8 |
64 |
529 |
12 |
28 |
-3 |
9 |
784 |
13 |
17 |
-14 |
196 |
289 |
14 |
19 |
-12 |
144 |
361 |
15 |
25 |
-6 |
36 |
625 |
16 |
28 |
-3 |
9 |
784 |
17 |
21 |
-10 |
100 |
441 |
18 |
18 |
-13 |
169 |
324 |
19 |
27 |
-4 |
16 |
726 |
20 |
26 |
-5 |
25 |
676 |
21 |
25 |
-6 |
36 |
625 |
22 |
17 |
-14 |
196 |
289 |
23 |
19 |
-12 |
144 |
361 |
24 |
20 |
-11 |
121 |
400 |
25 |
22 |
-9 |
81 |
484 |
26 |
26 |
-5 |
25 |
676 |
27 |
18 |
-12 |
144 |
324 |
28 |
21 |
-10 |
100 |
441 |
29 |
24 |
-7 |
49 |
576 |
30 |
27 |
-4 |
16 |
729 |
Итого |
683 |
-246 |
2516 |
16054 |
Расчет общей дисперсии по формуле (10):
Общая дисперсия может быть также рассчитана по формуле
где – средняя из квадратов значений результативного признака,
– квадрат средней величины значений результативного признака.
Межгрупповая дисперсия измеряет систематическую вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка). Воздействие фактора Х на результативный признак Y проявляется в отклонении групповых средних от общей средней . Показатель вычисляется по формуле
, (13)
где –групповые средние,
– общая средняя,
–число единиц в j-ой группе,
k – число групп.
Для расчета межгрупповой дисперсии строится вспомогательная таблица 9 При этом используются групповые средние значения из табл. 8 (графа 5).
Таблица 9
Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии
Группы банков по размеру кредитных вложений, млн руб. |
Число банков, |
Среднее значение |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
16 – 20 |
8 |
39 |
8 |
512 |
20 – 24 |
8 |
31 |
0 |
0 |
24 – 28 |
10 |
27 |
-4 |
160 |
28 – 32 |
4 |
25 |
-6 |
144 |
Итого |
30 |
122 |
816 |
Расчет межгрупповой дисперсии по формуле (11):
Расчет эмпирического коэффициента детерминации по формуле (9):
Вывод. 75,1% вариации количества проданного товара обусловлено вариацией цены за единицу товара, а 24,9% – влиянием прочих неучтенных факторов.
Эмпирическое корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле
Значение показателя изменяются в пределах . Чем ближе значение к 1, тем теснее связь между признаками. Для качественной оценки тесноты связи на основе служит шкала Чэддока (табл. 10):
Таблица 10
Шкала Чэддока
h |
0,1 – 0,3 |
0,3 – 0,5 |
0,5 – 0,7 |
0,7 – 0,9 |
0,9 – 0,99 |
Характеристика силы связи |
Слабая |
Умеренная |
Заметная |
Тесная |
Весьма тесная |
Расчет эмпирического корреляционного отношения по формуле (14):
Вывод. Согласно шкале Чэддока связь между ценой за единицу товара и количеством проданного товара является тесной.
3. Оценка статистической
значимости коэффициента
Показатели и рассчитаны для выборочной совокупности, т.е. на основе ограниченной информации об изучаемом явлении. Поскольку при формировании выборки на первичные данные могли иметь воздействии какие-либо случайные факторы, то есть основание полагать, что и полученные характеристики связи , несут в себе элемент случайности. Ввиду этого, необходимо проверить, насколько заключение о тесноте и силе связи, сделанное по выборке, будет правомерными и для генеральной совокупности, из которой была произведена выборка.
Проверка выборочных показателей на их неслучайность осуществляется в статистике с помощью тестов на статистическую значимость (существенность) показателя. Для проверки значимости коэффициента детерминации служит дисперсионный F-критерий Фишера, который рассчитывается по формуле
где n – число единиц выборочной совокупности,
m – количество групп,
– межгрупповая дисперсия,
– дисперсия j-ой группы (j=1,2,…,m),
– средняя арифметическая групповых дисперсий.
Величина рассчитывается, исходя из правила сложения дисперсий:
где – общая дисперсия.
Для проверки значимости показателя рассчитанное значение F-критерия Fрасч сравнивается с табличным Fтабл для принятого уровня значимости и параметров k1, k2, зависящих от величин n и m : k1=m-1, k2=n-m. Величина Fтабл для значений , k1, k2 определяется по таблице распределения Фишера, где приведены критические (предельно допустимые) величины F-критерия для различных комбинаций значений , k1, k2. Уровень значимости в социально-экономических исследованиях обычно принимается равным 0,05 (что соответствует доверительной вероятности Р=0,95).
Если Fрасч>Fтабл , коэффициент детерминации признается статистически значимым, т.е. практически невероятно, что найденная оценка обусловлена только стечением случайных обстоятельств. В силу этого, выводы о тесноте связи изучаемых признаков, сделанные на основе выборки, можно распространить на всю генеральную совокупность.
Если Fрасч<Fтабл, то показатель считается статистически незначимым и, следовательно, полученные оценки силы связи признаков относятся только к выборке, их нельзя распространить на генеральную совокупность.
Фрагмент таблицы Фишера критических величин F-критерия для значений =0,05; k1=3,4,5; k2=24-35 представлен ниже:
k2 | ||||||||||||
k1 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
3 |
3,01 |
2,99 |
2,98 |
2,96 |
2,95 |
2,93 |
2,92 |
2,91 |
2,90 |
2,89 |
2,88 |
2,87 |
4 |
2,78 |
2,76 |
2,74 |
2,73 |
2,71 |
2,70 |
2,69 |
2,68 |
2,67 |
2,66 |
2,65 |
2,64 |
5 |
2,62 |
2,60 |
2,59 |
2,57 |
2,56 |
2,55 |
2,53 |
2,52 |
2,51 |
2,50 |
2,49 |
2,48 |
Информация о работе Статистические методы изучения конъюнктуры рынка