Статистические методы изучения конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы это охарактеризовать понятие конъюнктуры рынка и обозначить методы и этапы статистического исследования конъюнктуры рынка.
Так же в данной курсовой работе были сформированы следующее задачи:
- Рассмотреть конъюнктуру рынка как объект статистического изучения.
- Дать определение системе статистических показателей, характеризующих конъюнктуру рынка
- Рассмотреть применение балансового метода в изучении конъюнктуры рынка

Вложенные файлы: 1 файл

курсов по статист.docx

— 855.76 Кб (Скачать файл)

где:

  - стоимость товаров и услуг в III квартале в текущих ценах, млн. руб.;

- средний индекс цен III квартала ко II кварталу;

- средний индекс объёма продажи  III квартала ко II кварталу в сопоставимых ценах;

- стоимость товаров и услуг  в III квартале в сопоставимых ценах, млн. руб.;

- стоимость товаров и услуг  во II квартале в ценах II квартала (базисных), млн. руб.;

 – абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг  вследствие изменения цен, млн.  руб.;

– абсолютный прирост (снижение) стоимости  товаров и услуг вследствие изменения  объёма продажи, млн. руб.

Вывод: Вследствие роста цен стоимость товаров и услуг выросла на 193,427 млн. руб. Вследствие уменьшения объема продажи стоимость товаров и услуг снизилась на 246,75 млн. руб.

 

 

 

 

Аналитическая часть курсовой работы

1.Постановка задачи

Для успешной работы фирмы в условиях жесткой рыночной конкуренции необходимо изучать развитие рынка за несколько  лет. Это позволяет выявить не только общую тенденцию развития, но и определить характер его цикличности, т.е. повторяемости колебаний спроса и предложения. Такая повторяемость  обусловлена как внешними факторами, так и внутренними свойствами рынка. Цикличность может быть внутригодовой  сезонной и многолетней экономической.

Внутригодовая цикличность как правило носит сезонный характер. Сезонным колебаниям спроса и предложения подвержены не все товары, однако для многих из них характерен значительный размах сезонных изменений. Изучение сезонности необходимо для решения ряда организационно-технологических и экономических вопросов в условиях чередования спадов и подъемов спроса и предложения.

Оценка сезонных колебаний может  осуществляться различными статистическими  методами. Исследование сезонности реализации товара фирмой по приведенным в табл. 1 данным проведем методом постоянной средней. Для исследования взяты  данные по месяцам за три года для  того, чтобы выявить устойчивую сезонную волну, на которой не отразились бы случайные условия одного года.

 

Таблица 1

Внутригодовая динамика реализации товара, млн. руб.

                 Год

 Месяц

1-й

2-й

3-й

Январь

34

33

34

Февраль

35

32

33

Март

34

31

34

Апрель

36

32

35

Май

37

34

36

Июнь

38

38

40

Июль

43

45

48

Август

42

43

45

Сентябрь

41

42

44

Октябрь

40

41

42

Ноябрь 

39

38

40

Декабрь

36

35

37


На четвертый год фирма планирует  довести суммарный годовой объем  реализации товара до 504 млн. руб.

 

  1. Методика решения задачи

Для выявления и оценки сезонности реализации товара (Р) фирмой методом  постоянной средней рассчитываются индексы сезонности по формуле 

                                                                     (1)

где - средняя реализация товара для каждого месяца за три года;

 - общий средний месячный объем  реализации товара за три года.

Совокупность индексов сезонности образует сезонную волну, характеризующую  внутригодовые повторяющиеся колебания  объема реализации, т.е. внутригодовую  цикличность реализации товара.

Индексы сезонности могут быть использованы в прогнозировании объемов продаж на следующие годы по месяцам. Для  этого вначале определяют прогнозируемый средний месячный уровень ( прог), исходя из ожидаемого объема реализации за год (Рпрог):

прог= Рпрог: 12,                                                                              (2)

 а затем умножают его на  соответствующие индексы сезонности  по месяцам, т.е. 

                                                                          (3)

  1. Технология выполнения компьютерных расчетов

Расчеты индексов сезонности объема реализации товара фирмой выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц  MS Excel в среде Windows. Расположение на рабочем листе Excel исходных данных (табл.1) и расчетных формул (1) – (3)                  (в формате Excel) представлены в табл.2.

Таблица 2

Результаты расчетов приведены  в табл. 3

 

 

Таблица 3

На рис. 1 представлено графическое  изображение сезонной волны реализации товара.

    1. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов

Результаты проведенных расчетов позволяют сделать следующие  выводы.

Данные табл.3 и рис.1 показывают, что минимальный объем реализации товаров фирмой приходится на январь, февраль и март, максимальный –  на июль. Прогноз реализации позволил определить потребности фирмы в  товарных запасах по месяцам.

Таким образом, выявление сезонных колебаний позволяет решить такие  практические задачи, как определение  потребности фирмы в рабочей  силе, транспорте и оборудовании и  пр. ресурсах по месяцам в течение  года.

Использованный нами метод расчета  индексов сезонности применяется в  тех случаях, когда уровни за один и тот же месяц в разные годы отличаются незначительно. Если заметна  тенденция к увеличению или снижению уровней, то вначале проводят выравнивание ряда (находят тренд), а затем рассчитывают индексы сезонности.

Прогнозирование же уровней ряда в  этом случае проводят путем умножения  выравненных месячных уровней на индексы сезонности.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Статистика, которая обладает множеством различных методов, имеет  возможность отразить состояние  рынка охарактеризовать его структуру  и динамику, и позволяет строить  прогнозы его дальнейшего развития.

В статистическом исследовании конъюнктуры рынка применяется  различная методология: использование  абсолютных показателей, метод группировок, индексный метод, выявление  и  моделирование  тенденций рыночных процессов с помощью различных  методов анализа динамических рядов  и расчета трендовых моделей, статистическое  и эконометрическое  моделирование.

Главная задача статистики рынка заключается в изучении закономерностей развития рынка, выявлении  и моделировании его внутренних и внешних взаимосвязей и на этой основе прогнозировании его дальнейшего  развития

В данной курсовой работе я рассмотрела методику статистического анализа эффективности экономической конъюнктуры. В теоретической части были рассмотрены: статистика конъюнктуры рынка, статистические показатели рынка, а также применение балансового метода. Также представлены расчетная и аналитическая части, сделаны выводы.

Таким образом, можно считать, что цель курсовой работы достигнута, а поставленные задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры ст. преп. Яценко Г.Н.
  2. Российский статистический ежегодник. М.: Финстатинформ, 2011.
  3. Гусаров В.М. Теория статистики: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  4. Громыко Г.Л. Теория статистики: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  5. Багат А.В., Симчер В.М. Статистика: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012.
  6. Рябцев В.М., Чудилин Г.И. Региональная статистика, Учебник. – М.: «МИД», 2011.
  7. Российский статистический ежегодник. М.: Финстатинформ, 2011.
  8. http://www.rbc.ru/
  9. http://www.kirovreg.ru/econom

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-13

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...

3

1. Теоретическая часть……………………………………………………..

4

   1.1 Статистика конъюнктуры  рынка……………………………………..

4-7

   1.2 Статистические  показатели рынка………………………………….

8-10

   1.3 Применение балансового  метода…………………………………...

 

2. Расчетная часть…………………………………………………………...

14

3. Аналитическая часть……………………………………………………...

44

Заключение…………………………………………………………………

50

Список литературы………………………………………………………….

51


1 Если в дискретном ряду все варианты встречаются одинаково часто, то в этом случае мода отсутствует. Могут быть распределения, где не один, а два (или более) варианта имеют наибольшие частоты. Тогда ряд имеет две (или более) моды, распределение является бимодальным (или многомодальным),что указывает на качественную неоднородность совокупности по изучаемому признаку.


Информация о работе Статистические методы изучения конъюнктуры рынка