Статистическо-экономический анализ кадрового потенциала науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является актуальной, так как важнейшей задачей государственной политики Российской Федерации на среднесрочный период, определенной «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» является оптимальное решение кадровой проблемы в научно-техническом комплексе. Целью проекта является анализ закономерности изменения кадрового потенциала науки и оценка степени влияния факторов на него.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ. 4
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ 4
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКОЙ СВОДКИ И ГРУППИРОВКИ 8
ПОНЯТИЕ ВАРИАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЁ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ11
ГЛАВА 2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 14
Задание 1 14
Задание 2 21
Задание 3 22
Задание 4 25
ГЛАВА 3.АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ 29
Задание 1 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.doc

— 900.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ.                                                            4

    1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ 4  
    2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКОЙ СВОДКИ И ГРУППИРОВКИ                                                                                               8
    3. ПОНЯТИЕ ВАРИАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЁ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ11

ГЛАВА 2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ                                                                         14

Задание 1                                                                                                                14

Задание 2                                                                                                                21 

Задание 3                                                                                                                22

Задание 4                                                                                                                25

ГЛАВА 3.АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КАДРОВОГО  ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ  29

Задание 1                                                                                                                29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема является актуальной, так как важнейшей задачей государственной политики Российской Федерации на среднесрочный период, определенной «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» является оптимальное решение кадровой проблемы в научно-техническом комплексе. 

Научные кадры – это  интеллектуальный потенциал России. В последние два десятилетия  важнейшей проблемой российской науки является сохранение научных  традиций и широкого спектра направлений научных исследований. Из-за хронического недофинансирования науки в 90-е годы прошлого века система воспроизводства научных кадров оказалась подорванной. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражался в массовом оттоке из научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, научных подразделений высших учебных заведений квалифицированных специалистов, в основном молодого и среднего возраста, что создало реальную угрозу утраты преемственности между поколениями российских ученых, разрушения научных школ, снижения эффективности научного труда и, соответственно, вела к ослаблению всей инновационной системы страны. 

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568 утверждена федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». Цель федеральной целевой программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. 

Целью проекта является анализ закономерности изменения кадрового  потенциала науки и оценка степени  влияния факторов на него.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить предмет и объект кадрового потенциала науки РФ (Калужской области);
  • выявить сущность методов статистической сводки и группировки;
  • рассмотреть методы изучения взаимосвязи между явлениями;
  • проанализировать однородность изучаемой совокупности;
  • оценить степень зависимости между признаками изучаемой совокупности с помощью корреляционно - регрессионного метода;
  • выявить динамику результативного и факторных признаков кадрового потенциала науки РФ (Калужской области).

 

 Объектом исследования является совокупность кадрового потенциала.

Предметом исследования является размеры и количественные соотношения экономических явлений, характеризующих кадровый потенциал  науки РФ (Калужской области).

Для анализа кадрового  потенциала науки РФ (Калужской области) в курсовом проекте используются следующие методы:

  1. Экономико-статистический метод;
  2. Метод статистической сводки и группировки;
  3. Метод средних и вариационный анализ;
  4. Графический метод;
  5. Корреляционно-регрессионный анализ;
  6. Метод динамики по годам.

Источниками данных явились  периодические издания, учебные  пособия, статистические сборники по РФ.

Структурно работа состоит  из введения, трёх глав, заключения, изложена на 37 страницах печатного текста, содержит 23 таблицы, 6 рисунков. Список литературы включает 10 наименований.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА  КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ.

1.1. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА  НАУКИ

К началу 2009 г. исследованиями и разработками в Российской Федерации было занято 801,1 тысяч человек, что соответствовало около 1,2% общей численности населения занятого в экономике. Таким образом, в настоящее время в российской науке осталось только 41,2% кадрового потенциала, которым она располагала к началу 1990-х годов [3]. 

К персоналу, занятому исследованиями и разработками относятся исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал. 

Исследователи составляют почти половину (49%) от всего персонала, занятого исследованиями и разработками. 

Исследователи с учеными степенями кандидатов и докторов наук формируют научную элиту, от усилий и результатов деятельности которой в решающей степени зависят состояние и развитие сектора научных исследований и разработок. 

На фоне снижения общей  численности исследователей за период изучения наблюдалось уменьшение численности исследователей, имеющих ученые степени (кандидатов и докторов наук) (с 142,4 тысяч до 103,7 тысяч человек или на 27,2%). Удельный вес исследователей с учеными степенями в общей численности исследователей повысился до 26,4% . 

Обозначенная общая  тенденция снижения численности  исследователей с учеными степенями  стала результатом разнонаправленной  динамики численности кандидатов и  докторов наук. 

За 18 лет наблюдалось  уменьшение численности кандидатов наук на 38,2% (с 126975 до 78512 (на 48463 человека). 

Такая динамика численности  кандидатов объясняется тем, что  молодые ученые после защиты кандидатской диссертации (средний возраст лиц, защитивших кандидатскую диссертацию  и утвержденных ВАКом – 34 года) из-за отсутствия перспектив материального и карьерного роста вынуждены переходить на работу в другие сферы экономической деятельности, а некоторые продолжают научно-исследовательскую деятельность за рубежом [4]. 

В настоящее время  во всех областях науки работает 25213 докторов наук (6,4% всех исследователей). 

Увеличение численности  докторов наук определяется их приверженностью  к научно-исследовательской деятельности, зрелым выбором научной сферы  и реализацией своих профессиональных способностей (средний возраст лиц, защитивших докторскую диссертацию и утвержденных ВАКом – 49 лет), расширением возможностей для защиты докторской диссертации. 

Таким образом, отмечается тенденция к снижению численности  кандидатов наук (на 38,2%) и увеличение числа докторов наук (на 62,9%). В этом процессе доминирующим является уменьшение численности кандидатов наук, что можно объяснить оттоком из науки в другие отрасли экономики профессиональной, работоспособной и относительно молодой по возрасту (преимущественно в возрасте 30-39 лет) части научных кадров [4]. 

Структура исследователей по секторам деятельности за последние 14 лет менялась незначительно. 

В 2010г. 69,1% докторов наук и более половины (56,4%) кандидатов наук были сосредоточены в государственных  научных учреждениях, тогда как только 35,2% всех исследователей (со степенью и без степени) были заняты в этом секторе. 

Значительно меньше, чем  в среднем по всем исследователям, доктора и кандидаты наук работали в предпринимательском секторе (55,9% против 17,6 и 27,8% соответственно) и, напротив, заметно больше – в секторе высшего профессионального образования (8,7% против 12,9 и 15,4%). 

Высокая доля исследователей с ученой степенью кандидатов и докторов наук в составе всех исследователей (со степенью и без степени) отмечена в государственном секторе и секторе высшего профессионального образования (44,7 и 44,9% соответственно), самая низкая – в предпринимательском секторе (11,9%). 

Профессиональная структура  научных кадров – одна из стабильных характеристик, которая изменяется достаточно медленно. 

Наибольший отток научных  кадров за последние 14 лет наблюдался в области технических наук, где  число исследователей сократилось  на 29,3%, сельскохозяйственных – на 24,6%, общественных наук - на 23,3%, естественных – на 18,7%, медицинских наук – на 11,3%. 

По показателю сокращения числа исследователей, имеющих ученую степень кандидата наук, области  науки распределились следующим  образом: больше всего сокращение затронуло  технические науки (на 31,4%), далее  следуют естественные науки (на 18%), сельскохозяйственные (на 16,9%) и общественные науки (на 5%). 

Число исследователей со степенью доктора наук имело тенденцию  роста во всех областях науки. Так, в  сельскохозяйственных науках число  докторов наук увеличилось на 73,5%, в  общественных – на 64,2%, в медицинских – на 49,1%, в технических – на 39,8%, в естественных и гуманитарных науках – на 31,3 и 27,8% соответственно [9]. 

Таким образом, необходимость  подготовки высоко- квалифицированных  специалистов со степенями в нашей  стране не вызывает сомнений. Однако следует увязывать профиль подготовки с потребностями науки и уровнем технологического развития страны. В противном случае при наличии многочисленных ученых со степенями некому будет заняться адаптацией зарубежных технологий к российским условиям, что, к сожалению, становиться характерным явлением. Другим негативным последствием неконтролируемого увеличения численности лиц с учеными степенями может стать снижение научного уровня исследований и разработок и дальнейшее падение престижа отечественной науки [6, 9].

Высокая доля исследователей в области медицинской науки  с учеными степенями свидетельствует  об уровне квалификации научного персонала  и может являться индикатором  нарушения нормального ритма  воспроизводства научных кадров, недостаточного притока молодых ученых и одновременно более интенсивного оттока исследователей, не имеющих ученой степени. То есть имеет место нарушения преемственности поколений в науке, разрушение научных школ, усиление процесса старения кадров [4]. 

В Российской Федерации  функционируют 70 федеральных научно-исследовательских институтов медицинского профиля, в которых трудятся 27,5 тысяч человек, из них 5,9 тысяч исследователей (21,5%), в том числе докторов наук – 1,2 тысяч (20,3%), кандидатов наук – 2,9 тысяч (49,2%). 

В настоящее время существующая статистическая информация не позволяет провести более детальный анализ структуры и динамики кадрового потенциала в медицинской науке. 

Важным индикатором  состояния и развития сектора  исследований и разработок является возрастная структура исследователей. 

В нашей стране продолжается процесс  старения научных кадров. Исследователи  в возрасте 50-59 лет составляют самую  многочисленную группу - 27,8%. 

Отечественная наука остается в  проигрыше дважды: первый раз –  затрачивая усилия на адаптацию и обучения молодых специалистов до 29 лет, а второй раз – теряя опытных специалистов и испытывая дефицит квалифицированных кадров старше 30 лет. 

В настоящее время среди исследователей, имеющих ученые степени, 39,2% составляют лица в возрасте 60 лет и старше, 29,1% - в возрасте 50-59 лет, 17% - 40-49 лет, 11,3% - 30-39 лет и 3,4% - до 29 лет. 

Треть кандидатов наук (33,5%) относятся  к возрастной группе 60 лет и старше, 28,9% - 50-59 лет, 18,8% - 40-49 лет, 14,3% - 30-39 лет, 4,5% - до 29 лет. 

Больше половины докторов наук (57%) в возрасте 60 лет и старше, 30% - в возрасте 50-59 лет, 11,2% - в возрасте 40-49 лет, 1,75% - в возрасте 30-39 лет, 0,05% - до 29 лет [4]. 

Таким образом, важной задачей для  развития науки в России является сохранения и дальнейшее обеспечения преемственности труда ученых, передача накопленного опыта и знаний молодому поколению. Ее решение возможно путем обеспечения притока молодежи в науку и создания соответствующих условий для максимально длительного периода работы опытных ученых старших возрастов. 

2.2. Показатели кадрового  потенциала науки.     

Кадры - основной элемент научного потенциала страны. Сам характер научной деятельности как «интеллектуального производства» определяет значение личности ученого в творческом процессе создания новых знаний.     

Информация о работе Статистическо-экономический анализ кадрового потенциала науки