Статистическо-экономический анализ кадрового потенциала науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является актуальной, так как важнейшей задачей государственной политики Российской Федерации на среднесрочный период, определенной «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» является оптимальное решение кадровой проблемы в научно-техническом комплексе. Целью проекта является анализ закономерности изменения кадрового потенциала науки и оценка степени влияния факторов на него.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ. 4
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ 4
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКОЙ СВОДКИ И ГРУППИРОВКИ 8
ПОНЯТИЕ ВАРИАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЁ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ11
ГЛАВА 2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 14
Задание 1 14
Задание 2 21
Задание 3 22
Задание 4 25
ГЛАВА 3.АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ 29
Задание 1 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.doc

— 900.00 Кб (Скачать файл)

Решение.

Сформируем  корреляционно-регрессионную модель:

Где :

где - соотношение выпуска из аспирантуры с численностью исследователей

- факторные признаки: ДДН, ДКН, СВА, СА

- параметры уравнения регрессии

 

Свободный член уравнения ( )- условное начало уравнения, интерпретации не подлежит. Параметры при переменных -называют коэффициентами чистой регрессии. Коэффициент чистой регрессии показывает, на сколько единиц изменится результативный признак при изменении фактора на единицу при условии, что все остальные факторы останутся неизменными:

-при изменении  соотношения выпущенных аспирантов  с общей численностью аспирантов  на 1%, соотношение выпуска из аспирантуры  с численностью исследователей  увеличится на 0,43 чел, при условии  неизменности остальных факторов;

-при изменении  доли докторов наук на единицу,  результативный показатель уменьшится  на 0,35 чел, если показатели  будут  зафиксированы на среднем уровне;

-при изменении  доли кандидатов наук, соотношение  выпуска из аспирантуры увеличится на 0, 19, при условии неизменности остальных факторов.

-при изменении  соотношения аспирантов с численностью  кандидатов наук на 1%, соотношение  выпуска из аспирантуры с численностью  исследователей увеличится на 0,15.

2) Теснота связи  между факторами и результатом низкая (коэффициент множественной корреляции R=0.91), включенные в модель факторы включают 8,3% (R²=0.83) вариации результативного признака.

Полученное  уравнение в целом значимо: F-критерий Фишера=0,64. Следовательно, влияние факторов, включенных в модель, на общую площадь жилых помещений достоверно.

Коэффициенты  чистой регрессии и условного  начала будут значимы для генеральной  совокупности, если ”P-значение” по каждому из параметров менее 0,05 (5%).

В данной модели не значимы коэффициенты чистой регрессии:

t1= -2,3 “P-значение”=0,03 или 3%, что меньше 5%; t2=1,53 “P-значение”=0,14 или 14%>5%, t3= -2,7 “P-значение”=0,015 или 1.5%<5%. Следовательно, полученные закономерности нельзя распространять на всю совокупность.

Так же незначимым осталось условное начало (“P-значение”=62%)- уравнение связи нельзя использовать в целях прогнозирования.

3) Чтобы продолжить  корреляционный анализ и сравнить  факторы по силе влияния, определить  чистый вклад каждого фактора,  рассчитаем стандартизированные коэффициенты (коэффициенты эластичности (Э) и β-коэффициенты (β)) по каждому фактору:

, ,

Где - средние значения, - средние квадратические отклонения результативного признака.

 

Таблица 2.8-Расчеты коэффициента эластичности и бета- коэффициента

№ п/п

СВА/ЧА

ДДН

ДКН

СА/ЧКН

СВА/ЧИ

1

0,292683

0,021739

0,246377

0,602941

0,043478

2

0,413793

0,011095

0,034024

1,26087

0,017751

3

0,26087

0,022388

0,097015

1,769231

0,044776

4

0,313725

0,010152

0,034856

0,495146

0,005415

5

0,28

0,028436

0,17654

0,33557

0,016588

6

0,24

0,006873

0,026346

2,173913

0,013746

7

0,307692

0,014257

0,077393

0,513158

0,01222

8

0,369565

0,008299

0,058091

0,821429

0,017635

9

0,245283

0,015614

0,07332

0,490741

0,008826

10

0,241935

0,009465

0,050261

0,402597

0,004896

11

0,240506

0,038819

0,217722

0,306202

0,016034

12

0,267606

0,011397

0,082334

0,169451

0,003734

13

0,265306

0,005706

0,031382

0,212121

0,001766

14

0,302632

0,007532

0,039922

0,286792

0,003465

15

0,280899

0,054934

0,178415

0,242507

0,012154

16

0,27907

0,035693

0,105315

0,160149

0,004707

17

0,301587

0,015021

0,139485

0,969231

0,040773

18

0,351852

0,074935

0,254522

0,274112

0,024548

19

0,305085

0,010288

0,062956

0,063853

0,001226

20

0,304348

0,026895

0,107266

0,101173

0,003303

21

0,288889

0,007788

0,026263

0,310345

0,002355

22

0,244898

0,004993

0,021719

0,109375

0,000582

23

0,271186

0,017948

0,074578

0,122407

0,002476

24

0,208333

0,015271

0,058978

0,642857

0,007899

среднее значение

0,286573

0,019814

0,094795

0,53484

0,012931

среднее квадратическое отклонение

0,044436

0,016543

0,069384

0,522112

0,013007

коэффициенты  чистой регрессии

 

0,0428

-0,3467

0,1905

0,0154

эластичность

 

0,002959

-0,11468

0,355537

0,000695

бета

 

0,015934

-0,54135

2,238318

0,004508


 

Коэффициенты  эластичности показывают, что при  увеличении первого фактора на 1%, выпуск аспирантуры увеличится на 0,003%, при увеличении второго фактора  уменьшится на 0,115%,а при изменении  третьего фактора увеличится на 0,36%, при изменении четвертого- увеличится на 0,001%.

β-коэффициенты показывают, что, если каждый из факторов изменится на свое среднее квадратическое отклонение, то выпуск аспирантуры  под воздействием первого фактора  увеличится на 0,016 своего среднеквадратического  отклонения, второго фактора уменьшится на 0,54,  третьего увеличится  на 2,24, а четвертого- увеличится на 0, 005.

Итак, при анализе  стандартизированных коэффициентов  регрессии было выявлено, что на соотношение выпуска из аспирантуры  с численностью исследователей влияние  соотношения  аспирантов с общей  численностью аспирантов, чем остальные.

2.4 ЗАДАНИЕ 4

Имеются данные (табл.2.9)

Таблица – Динамика доли выпущенных из аспирантуры с  защитой диссертации по одному из регионов РФ

годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

%

15,6

17,3

20,3

18,3

23,6

12,3

19,6

25,6

12,0

15,6


  1. проведите сглаживание уровня ряда динами механическими методами (методы укрупнения интервалов и скользящей средней) с заданным интервалом
  2. проведите анализ трендовой модели  методом аналитического выравнивания по уровням прямой и параболы и установите наиболее прямолинейную линию для выравнивания ряда динамики
  3. сделайте выводы по результатам расчетов.

Решение.

1) Ряды динамики –  статистические  данные  ,  отображающие  развитие  во времени изучаемого явления  .  Их  также  называют  динамическими  рядами, временными рядами .

В каждом ряду динамики имеется два основных элемента :

1) показатель  времени t ;

2) соответствующие  им уровни развития изучаемого  явления y;

В  качестве  показаний  времени  в данном ряде  динамики   выступают   отдельные  периоды  (годы).

Рассмотрим  ряды динамики по относительным показателям с 2002 по 2011 года.

С помощью программы Dinamica получены следующие данные:

Рис.3- Сглаживание уровня ряда динамики механическими методами (методы укрупнения интервалов и скользящей средней) с заданным интервалом;

 

По полученным данным можно сделать вывод, что коэффициент доли выпущенных из аспирантуры с защитой диссертации увеличивается. Увеличение можно проследить по линии скользящих средних.

Уравнение прямой имеет  вид:

y=18.02- 0.13t

где a0=18,02 – среднее значение коэффициента выпущенных из аспирантуры с защитой диссертации,  a1=0,6 отражает среднее уменьшение исследуемого показателя. Остаточное СКО составляет 4.19

Уравнение параболы имеет  вид:

y=19.97- 0.13t- 0.18t^2

где a0=19.97 – среднее значение коэффициента выпущенных из аспирантуры с защитой диссертации, a1=0,13 – среднегодовое увеличение показателя, a2=-0,18 – ускорение увеличения показателя. Остаточное СКО по параболе составляет 3,90.

Рис.4- Анализ трендовой модели методом аналитического выравнивания по уравнениям прямой и параболы

Рис.5- График динамики

Рис.6- Расчетные  данные

По результатам проведенного исследования динамики коэффициента в  регионе за 2002-2011 гг. можно отметить положительную динамику исследуемого явления, а так же отметить, что  наиболее приемлемой линией для выравнивания ряда динамики исследуемого явления является выравнивание по уравнению параболы, т.к. остаточное СКО по параболе меньше, чем по прямой (3,90<4,19).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ 

Имеются данные (табл.3.1)

Таблица3.1 - Динамика инновационной активности организаций по Калужской области.

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

%

12,7

10,3

11,0

10,6

12,7

14,0

13,3

12,0

8,9

7,9

8,3

7,9


 

  1. проведите сглаживание уровня ряда динами механическими методами (методы укрупнения интервалов и скользящей средней) с заданным интервалом
  2. проведите анализ трендовой модели  методом аналитического выравнивания по уровням прямой и параболы и установите наиболее прямолинейную линию для выравнивания ряда динамики
  3. сделайте выводы по результатам расчетов.

Решение.

1) Ряды динамики –  статистические  данные  ,  отображающие  развитие  во времени изучаемого явления  .  Их  также  называют  динамическими  рядами, временными рядами .

В каждом ряду динамики имеется два основных элемента :

1) показатель  времени t ;

2) соответствующие  им уровни развития изучаемого  явления y;

В  качестве  показаний  времени  в данном ряде  динамики   выступают   отдельные  периоды  (годы).

Рассмотрим  ряды динамики по относительным показателям с 2002 по 2011 года.

С помощью программы Dinamica получены следующие данные:

 

 

Рис.7- Сглаживание уровня ряда динамики механическими методами (методы укрупнения интервалов и скользящей средней) с заданным интервалом;

По полученным данным можно сделать вывод, что коэффициент инновационной активности организаций Калужской области уменьшился . Уменьшение можно проследить по линии скользящих средних.

Уравнение прямой имеет  вид:

y=10.80- 0.32t

где a0=10.80 – среднее значение коэффициента инновационной активности организаций,  a1=0,32 отражает среднее уменьшение исследуемого показателя. Остаточное СКО составляет 1.67

Уравнение параболы имеет  вид:

y=12.11- 0.32t- 0.09t^2

где a0=12.11 – среднее значение коэффициента инновационной активности организаций , a1=0,32 – среднегодовое увеличение показателя, a2=-0,69 – ускорение увеличения показателя. Остаточное СКО по параболе составляет 1.29 .

Рис.8- Анализ трендовой  модели методом аналитического выравнивания по уравнениям прямой и параболы.

Рис.9- График динамики

 

Рис.10- Расчетные  данные

По результатам проведенного исследования динамики коэффициента в регионе за 2000-2011 гг. можно отметить отрицательную динамику исследуемого явления, а так же отметить, что наиболее приемлемой линией для выравнивания ряда динамики исследуемого явления является выравнивание по уравнению параболы, т.к. остаточное СКО по параболе меньше, чем по прямой (1.29<1.67).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель курсовой работы была достигнута. Закреплены практические навыки по использованию количественных методов анализа кадрового потенциала науки, применены на практике различные методы статистического анализа для выявления тенденций и факторов развития социально-экономических явлений, степени их взаимодействия и обусловленности при адекватной характеристике количественных оценок сущности исследуемых явлений.

Информация о работе Статистическо-экономический анализ кадрового потенциала науки