Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:42, курсовая работа
Данная тема является актуальной, так как важнейшей задачей государственной политики Российской Федерации на среднесрочный период, определенной «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» является оптимальное решение кадровой проблемы в научно-техническом комплексе. Целью проекта является анализ закономерности изменения кадрового потенциала науки и оценка степени влияния факторов на него.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ. 4
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ 4
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКОЙ СВОДКИ И ГРУППИРОВКИ 8
ПОНЯТИЕ ВАРИАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЁ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ11
ГЛАВА 2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 14
Задание 1 14
Задание 2 21
Задание 3 22
Задание 4 25
ГЛАВА 3.АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ 29
Задание 1 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Статистика кадров науки имеет своей целью сбор, обработку и представление статистической информации о численности, составе и динамике занятых научными исследованиями и разработками. Ее основной категорией в современной статистической практике является персонал, занятый научными исследованиями и разработками, - совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок.
В статистике персонал, занятый научными исследованиями и разработками, учитывается как списочный состав работников организаций, выполняющих научные исследования и разработки.
В соответствии с характером фактически выполняемой работы и уровнем квалификации в составе персонала, занятого научными исследованиями и разработками, выделяются четыре категории работников:
исследователи - работники, профессионально занимающиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют высшее образование. В эту категорию включается также административно-управленческий персонал, осуществляющий непосредственное руководство исследовательским процессом (руководители научных организаций и подразделений, выполняющих научные исследования и разработки);
техники - работники, участвующие
в научных исследованиях и
разработках и выполняющие
Вспомогательный персонал - работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением научных исследований и разработок (сотрудники планово-экономических, финансовых, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек; рабочие, осуществляющие монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов; рабочие опытных (экспериментальных) производств; лаборанты, не имеющие высшего и среднего профессионального образования);
прочий персонал - работники, осуществляющие хозяйственное обслуживание и иные функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом (работники бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материально-технического обеспечения, машинистки и т. п.).
Статистика учитывает численность
Таблица 2. Динамики численности персонала, занятого исследованиями и разработками в РФ (человек)
1995 |
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Численность персонала – всего |
1061044 |
887729 |
858470 |
839338 |
813207 |
807066 |
801135 |
761252 |
в том числе: |
||||||||
исследователи |
518690 |
425954 |
409775 |
401425 |
391121 |
388939 |
392849 |
375804 |
техники |
101371 |
75184 |
71729 |
69963 |
65982 |
66031 |
64569 |
60218 |
вспомогательный персонал |
274925 |
240506 |
229214 |
223356 |
215555 |
213579 |
208052 |
194769 |
прочий персонал |
166058 |
146085 |
147752 |
144594 |
140549 |
138517 |
135665 |
130461 |
Как видно по данным таблицы 3, за 8 представленных лет численность персонала снизилась почти вдвое. Причем резкое снижение показателей наблюдается в 2005 году, далее численность возрастает по всем категориям работников, кроме техников, а к 2008 году снова происходит сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками.
Рассмотрим динамику
структуры численности
Таблица 4. Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками в РФ по секторам деятельности
Годы |
Численность |
в том числе по секторам деятельности | |||
государственный |
предпринимательский |
высшего |
некоммерческих организаций | ||
1995 |
1061044 |
282166 |
726568 |
52065 |
245 |
2000 |
887729 |
255850 |
590646 |
40787 |
446 |
2001 |
885568 |
256137 |
585416 |
43463 |
552 |
2002 |
870878 |
257462 |
568628 |
44135 |
653 |
2003 |
858470 |
256098 |
558668 |
43120 |
584 |
2004 |
839338 |
258078 |
537473 |
43414 |
373 |
2005 |
813207 |
272718 |
496706 |
43500 |
283 |
2006 |
807066 |
274802 |
486613 |
44473 |
1178 |
2007 |
801135 |
272255 |
478401 |
49059 |
1420 |
2008 |
761252 |
260854 |
451532 |
47595 |
1271 |
Таким образом, наибольшая доля персонала, занятого исследованиями и разработками приходится на предпринимательский и государственный секторы. Рост показателей наблюдается только в некоммерческих организациях от 245 до 1271 человек, что свидетельствует о развитии данного сектора.
Далее проведем сравнительную оценку по данным показателям по Орловской области.
Таблица 5. Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками, по субъектам РФ (человек)15
1995 |
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Российская Федерация |
1061044 |
887729 |
839338 |
813207 |
807066 |
801135 |
761252 |
Центральный федеральный округ |
544759 |
455985 |
420375 |
408330 |
411958 |
415522 |
396272 |
Белгородская область |
4164 |
1953 |
1321 |
1289 |
1297 |
1314 |
1189 |
Брянская область |
3510 |
2611 |
1816 |
1927 |
1770 |
1950 |
2010 |
Владимирская область |
11795 |
9499 |
8638 |
7913 |
7640 |
7453 |
7075 |
Воронежская область |
12163 |
13140 |
13772 |
13806 |
14144 |
14984 |
14651 |
Ивановская область |
3087 |
1557 |
1289 |
1105 |
918 |
892 |
732 |
Калужская область |
15568 |
11881 |
10778 |
10413 |
10708 |
10920 |
10386 |
Продолжение таблицы 5 | |||||||
Костромская область |
496 |
305 |
159 |
147 |
139 |
137 |
146 |
Курская область |
2607 |
2016 |
1641 |
1571 |
3469 |
3377 |
3185 |
Липецкая область |
990 |
547 |
367 |
362 |
417 |
352 |
353 |
Московская область |
110047 |
100601 |
90755 |
88681 |
91062 |
88114 |
84375 |
Орловская область |
2742 |
1900 |
1260 |
920 |
1082 |
1006 |
936 |
Рязанская область |
6212 |
3637 |
2976 |
3311 |
3461 |
3584 |
3555 |
Смоленская область |
1552 |
1102 |
986 |
944 |
1170 |
1094 |
1031 |
Тамбовская область |
3234 |
2933 |
2825 |
2800 |
2285 |
2282 |
2038 |
Тверская область |
6701 |
5978 |
5628 |
5499 |
5430 |
5340 |
5505 |
Тульская область |
10940 |
10241 |
10304 |
9959 |
10359 |
7544 |
5754 |
Ярославская область |
11594 |
9259 |
7593 |
6608 |
6660 |
7190 |
6739 |
г. Москва |
337357 |
276825 |
258267 |
251075 |
249947 |
257989 |
246612 |
Статистический анализ численности и состава кадров науки сочетается с изучением их фактической занятости научной деятельностью. Более объективному учету затрат труда в науке способствует определение численности работников (по категориям персонала) в эквиваленте полной занятости научными исследованиями и разработками. Целью таких оценок является учет не только лиц, полностью занятых этим видом деятельности (причем многие из них могут участвовать в нескольких проектах одновременно), но также тех, кто занят исследованиями лишь часть времени (преподавателей вузов, консультантов, аспирантов и др.).
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в эквиваленте полной занятости отражает не количество выполняющих их физических лиц, а объем трудозатрат, выраженный суммой долей времени, фактически затраченного на эту работу, и измеряется в человеко-годах.
Оценки кадров науки
по объему рабочего времени, фактически затраченного
на научные исследования и разработки,
наиболее распространены в статистике
стран с развитой рыночной экономикой;
они используются в расчетах производительности
общественного труда и международных
сопоставлениях. Первичным источником
информации для расчета эквивалента полной
занятости научными исследованиями и
разработками служат оценки бюджета времени
работников науки и профессорско-
В соответствии с «Канберрским
руководством» научно-техническ
Статистическое изучение подготовки научных кадров охватывает показатели деятельности аспирантуры и докторантуры (число научных организаций и вузов, имеющих аспирантуру и докторантуру; численность, прием и выпуск аспирантов и докторантов в разрезе отраслей наук и научных специальностей). Отдельно учитывается численность искателей ученой степени кандидата наук, осуществляющих подготовку диссертаций самостоятельно, а также лиц, защитивших кандидатские либо докторские диссертации.
ГЛАВА 2.
РАССЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 ЗАДАНИЕ 1
По исходным данным таблицы 1.1:
Таблица 2.1- Численность исследователей по регионам РФ, чел.
№ п/п |
исследователей всего |
в том числе |
численность аспирантов |
выпуск из аспирантуры | |
доктора наук |
кандидаты наук | ||||
1 |
276 |
6 |
68 |
41 |
12 |
2 |
1352 |
15 |
46 |
58 |
24 |
3 |
134 |
3 |
13 |
23 |
6 |
4 |
2955 |
30 |
103 |
51 |
16 |
5 |
844 |
24 |
149 |
50 |
14 |
6 |
873 |
6 |
23 |
50 |
12 |
7 |
1964 |
28 |
152 |
78 |
24 |
8 |
964 |
8 |
56 |
46 |
17 |
9 |
1473 |
23 |
108 |
53 |
13 |
10 |
3064 |
29 |
154 |
62 |
15 |
11 |
1185 |
46 |
258 |
79 |
19 |
12 |
5089 |
58 |
419 |
71 |
19 |
13 |
7361 |
42 |
231 |
49 |
13 |
14 |
6638 |
50 |
265 |
76 |
23 |
15 |
2057 |
113 |
367 |
89 |
25 |
16 |
5099 |
182 |
537 |
86 |
24 |
17 |
466 |
7 |
65 |
63 |
19 |
18 |
774 |
58 |
197 |
54 |
19 |
19 |
14677 |
151 |
924 |
59 |
18 |
20 |
6358 |
171 |
682 |
69 |
21 |
21 |
5521 |
43 |
145 |
45 |
13 |
22 |
20627 |
103 |
448 |
49 |
12 |
23 |
6463 |
116 |
482 |
59 |
16 |
24 |
1899 |
29 |
112 |
72 |
15 |
всего |
98113 |
1341 |
6004 |
1432 |
409 |
Информация о работе Статистическо-экономический анализ кадрового потенциала науки