Теоретические основы проведения статистического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проведение экономико-статистического анализа производства продукции на ОАО “Уржумский маслодельно-сыродельный завод” Кировской области. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретические основы статистического исследования;
дать организационно-экономическую характеристику изучаемого предприятия;
оценить состав, структуру, уровень обеспеченности предприятия основными и оборотными средствами, трудовыми ресурсами и эффективность их использования на предприятии, оценить финансовые результаты деятельности предприятия;
провести экономико-статистический анализ динамики объемов производства продукции;
применить индексный и корреляционно - регрессионный анализ производства продукции.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы проведения статистического исследования 5
2 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.1 Местоположение предприятия. Организационно-правовая форма предприятия 14
2.2 Рабочий персонал предприятия и эффективность его использования 17
2.3 Основные и оборотные средства предприятия и эффективность их использования 18
2.4 Финансовые результаты деятельности предприятия 22
3 Экономико-статистический анализ производства продукции 23
3.1 Анализ динамики объемов производства продукции 23
3.2 Индексный анализ объемов производства 27
3.3 Корреляционно-регрессионный анализ производства продукции 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 37

Вложенные файлы: 1 файл

статистика Изергиной.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

3 Экономико-статистический  анализ производства продукции

3.1 Анализ динамики объемов производства продукции

 

 

Таблица 10 – Показатели динамики производства сыра

Квартал

Производство продукции

тонн

Абсолютный прирост

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1 % прироста

Базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

I

92,2

-

-

-

-

-

-

-

-

II

121,3

29,1

29,1

131,6

131,6

31,6

31,6

0,9

0,9

III

117,1

24,9

-4,2

127,0

96,5

27,0

-3,5

0,9

1,2

IV

138,4

46,2

21,3

150,1

118,2

50,1

18,2

0,9

1,2


 

Также рассчитываем следующие  показатели:

  1. средний уровень показателя

(92,2+121,3+117,1+138,4)/4=117,25 т

  1. средний абсолютный прирост

 

 т

  1. средний темп роста

%

  1. средний темп прироста

%

        Данные таблицы свидетельствуют  о том, что за 4 квартала производство  продукции увеличилось с 92,2 тонн  до 138,4 тонн. Наибольший прирост производства  наблюдается в IV квартале по сравнению с I кварталом, когда производство увеличилось на 46,2 тонны или на 50,1%, а в сравнении с предшествующим III кварталом, производство увеличилось на 21,3 тонны или на 18,2%.

         По данным таблицы можно сделать  вывод о том, что сокращение  производства наблюдается в III квартале по сравнению со II кварталом, а именно на 4,2 тонны или на 3,5%.

          За анализируемый период среднегодовое  производство продукции составило  117,25 тонн. Производство продукции  в среднем за год увеличивалось  на 15,4 тонны или на 12,9%.

          Для выявления основной тенденции изменения изучаемого явления во времени используют различные способы выравнивания или сглаживания динамических рядов.

           Проведем выравнивание ряда динамики тремя способами.

         1 способ – выравнивание способом укрупнения периодов, который заключается в выделении качественно-различных периодов с последующей их характеристикой средними уровнями.

 

Таблица 11 – Выравнивание способом укрупнения периодов

Квартал

Сумма по укрупнению периодов

Средняя по укрупнению периодов

I-II

213,5

106,75

III-IV

255,5

127,75


 

         2 способ – выравнивание способом скользящей средней заключается в последовательном расчете средних уровней за периоды, сдвигаемые на одну дату.

 

 

Таблица 12 – Выравнивание способом скользящей средней

Квартал

Сумма скользящей средней по двум кварталам

Средняя скользящая по двум кварталам, тонн

I

213,5

106,75

II

238,4

119,2

III

255,5

127,75

IV

-

-


 

           Рассмотренные способы выравнивания позволяют выявить основную тенденцию изменения производства по времени: в начале наблюдается тенденция сокращения производства, а со II квартала – незначительный рост производства.

           Самым эффективным и основным  способом выравнивания, позволяющим  точно определить тенденцию, является способ аналитического выравнивания. Данный способ заключается в том, что подбирается математическая модель, которая наилучшим образом описывает основную тенденцию изменения явления во времени.

          3 способ – сглаживание способом аналитического выравнивания.

Таблица 13 – Сглаживание способом аналитического выравнивания

 

 

 

Квартал

 

 

 

Производство  продукции, т

Отклонение от квартала, занимающего центральное место кварталов

 

 

Квадрат отклонения

 

 

 

Произведение  вариант

 

Выравненное производство продукции

y

t

t

yt

I

92,2

-2

4

-184,4

99,61

II

121,3

-1

1

-121,3

108,43

III

117,1

1

1

117,1

126,07

IV

138,4

2

4

276,8

134,89

Итого

469

-

10

88,2

469


 

 

       → 

 

Рассчитаем прогнозное значение производства на I квартал 2010 года:

 

t=7, то тонн

 

Рассчитаем ошибку прогноза по формуле:

 ε =2 =2 , где

 

 

 

Прогнозное значение производства в I квартале 2010 года составляет 178,99 тонн, при этом следует учитывать то, что прогнозное значение носит вероятностный характер. 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Индексный анализ  объемов производства

       Индекс - относительный показатель, характеризующий  изменение величины какого-либо  явления во времени, пространстве  или по сравнению с любым  эталоном.

        Для проведения индексного анализа составим вспомогательную таблицу.

        Анализ индивидуальных индексов, которые рассчитаны в таблице 14 показывает, что цены увеличились по всем наименованиям сыра, но наиболее они возросли на сыр 45% “Пошехонский ИТ” (парафин/пленка)-на 31% и на сыр 45% “Волховский” (парафин/пленка)-на 31%. При этом объем продаж  сыра 45% “Пошехонский ИТ” (парафин/пленка) увеличился на 2,7%, а на сыр сыр 45% “Волховский” (парафин/пленка)- снизился на 20,6%. Еще больше объем продаж уменьшился по сыру “Уржумский” 45% (парафин/пленка) - на 27%. Увеличение объема продаж наблюдается по сыру “Сусанинский” 45% (парафин/пленка) - на 14,9%.

Таблица 14-Исходные данные для индексного анализа

 

Продукция

Цена, руб. за 1 кг.

Объем продаж, кг.

Выручка от продаж, руб.

Индивидуальные  индексы

2007г.

2009г.

2007г.

2009г.

2007г.

2009г.

Усл.г.

Цены 

Объема продаж

/

/

Сыр “Уржумский” 45% (парафин/пленка)

100

124

 

44000

 

32110

 

4400000

 

3981640

 

3211000

 

1,24

 

0,730

Сыр “Сусанинский” 45% (парафин/пленка)

98

128

 

54826

 

63012

 

5372948

 

8065536

 

6175176

 

1,306

 

1,149

Сыр 45% “Пошехонский” (парафин/пленка)

101

132

 

126584

 

158649

 

12784984

 

20941668

 

16023549

 

1,307

 

1,253

Сыр 45% “Пошехонский ИТ” (парафин/пленка)

100

131

 

142690

 

146579

 

14269000

 

19201849

 

14657900

 

1,31

 

1,027

Сыр 45% “Волховский”

(парафин/пленка)

100

131

 

65895

 

52343

 

6589500

 

6856933

 

5234300

 

1,31

 

0,794

 

Итого

 

-

 

-

 

-

 

-

 

43416432

 

59047626

 

45301925

 

-

 

-


 

Проведем анализ общих  индексов:

  1. общий индекс выручки от продаж

59047626/43416432=1,360

Δpq= - =15631194 руб.

  1. общий индекс цен:

59047626/45301925=1,303

Δpq (p)= - =13745701 руб.

  1. общий индекс физического объема продаж

45301925/43416432=1,043

Δpq (q)= - =45301925-43416432=1885493 руб.

 

  Проверим правильность расчетов:

- через взаимосвязь  индексов

=1,303*1,043=1,360

- через абсолютные  изменения

Δpq= Δpq (p)- Δpq (q)= 15631194 руб.

 

      Сделаем выводы по рассчитанным индексам. Выручка от продажи увеличилась в 2009 году по сравнению с 2007 годом на 36% или на 15631194 руб. В среднем цены увеличивались на 30,3%, в следствие этого выручка увеличилась на 13745701 руб. В связи с увеличением объема продаж на 4,3%, выручка увеличилась на 1885493 руб.

3.3 Корреляционно-регрессионный  анализ производства продукции

Корреляционный анализ является одним из методов статистического анализа взаимосвязи нескольких признаков.

Он определяется как  метод, применяемый тогда, когда  данные наблюдения можно считать  случайными и выбранными из генеральной  совокупности, распределенной по многомерному нормальному закону. Основная задача корреляционного анализа (являющаяся основной и в регрессионном анализе) состоит в оценке уравнения регрессии.

Корреляция – это  статистическая зависимость между  случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при  которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой.

  1. Парная корреляция – связь между двумя признаками (результативным и факторным или двумя факторными).
  2. Частная корреляция – зависимость между результативным и одним факторным признаками при фиксированном значении других факторных признаков.
  3. Множественная корреляция – зависимость результативного и двух или более факторных признаков, включенных в исследование.

Корреляционный анализ имеет своей задачей количественное определение тесноты связи между двумя признаками (при парной связи) и между результативным признаком и множеством факторных признаков (при многофакторной связи).

Информация о работе Теоретические основы проведения статистического исследования