Анализ эффективности развития страхового маркетинга в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование эффективности функционирования страхового маркетинга и анализ динамики развития страхового рынка.

Для реализации данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

•изучение экономической сущности страхового маркетинга, его значения;
•исследование факторов, определяющих развитие страхового маркетинга;
•проведение анализа динамики развития страхового рынка РБ;
•подведение итогов анализа;
•предложение направлений совершенствования страхового маркетинга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………………………...6

1.1 Экономическая сущность и назначение страхового маркетинга………....6

1.2 Структура страхового маркетинга………………………………………….8

1.3 Факторы, определяющие развитие страхового маркетинга……………..13

1.4 Нормативно-правовые акты, регулирующие маркетинговую

деятельность в страховании………………………………………………….....15


2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО

МАРКЕТИНГА В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………….....20

2.1 Анализ динамики развития страхового рынка в РБ…………………...….20

2.2 Анализ эффективности функционирования страхового маркетинга на примере РДУСП «Стравита»…………………………………………………... 26


3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАХОВОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………… ………….…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....35

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…36

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО МАРКЕТИНГА.docx

— 142.25 Кб (Скачать файл)

       СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                 С.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО       МАРКЕТИНГА…………………………………………………………………...6

1.1 Экономическая  сущность и назначение страхового маркетинга………....6

1.2 Структура  страхового маркетинга………………………………………….8

1.3 Факторы, определяющие  развитие страхового маркетинга……………..13

1.4 Нормативно-правовые  акты, регулирующие маркетинговую

деятельность  в страховании………………………………………………….....15 

2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ   РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО 

МАРКЕТИНГА В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………….....20

2.1 Анализ динамики  развития страхового рынка в РБ…………………...….20

2.2 Анализ эффективности  функционирования страхового маркетинга на примере РДУСП «Стравита»…………………………………………………... 26 

3 НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАХОВОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………… ………….…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....35

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…36 
 
 
 

 

       ВВЕДЕНИЕ 

         В любом современном обществе  большую роль в функционировании  экономики и поддержке достойного  уровня жизни населения  играет  страхование. Страхование - один  из институтов экономического  развития общества, независимо от  его политического устройства.

       На  современном этапе формирования социально ориентированной рыночной экономики актуальность страхования  и заинтересованность в нем  хозяйствующих  субъектов возрастает.

       Соответственно, такой вид деятельности, как страхование, предопределяет объективные основания  для своего широчайшего использования  в решении государственных задач  социального характера, покрытии убытков, возникающих в результате стихийных  бедствий, катастроф.

       В настоящее время нельзя недооценивать  значение маркетинга в страховании. Страховой маркетинг представляет собой ряд действий, которые направлены на максимизацию прибыли страховой  компании за счет более глубокого  анализа потребностей страхователей. Таким образом, маркетинг в страховании  выступает инструментом конкурентной борьбы, средством адаптации производства  страхового продукта к потребностям страхователей.

       Объектом  исследования курсовой работы выступает  маркетинговая деятельность в страховании. Предметом исследования – эффективность  развития страхового маркетинга.

       Целью курсовой работы является исследование  эффективности функционирования страхового маркетинга и анализ динамики развития страхового рынка.

       Для реализации данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

  • изучение экономической сущности страхового маркетинга, его значения;
  • исследование факторов, определяющих развитие страхового маркетинга;
  • проведение анализа динамики развития страхового рынка РБ;
  • подведение итогов анализа;
  • предложение направлений совершенствования страхового маркетинга.

       В первой главе настоящей курсовой работы освещены вопросы, раскрывающие экономическую сущность и назначение страхового маркетинга, его структуру.

       Во  второй главе проведен анализ динамики развития страхового рынка за 2008-2010 гг.

       В третьей главе предложены направления  совершенствования страхового маркетинга, перечислены методы, которыми необходимо обладать для того, чтобы достичь  максимального успеха в страховой  деятельности.

       Информационной  базой в данной работе является: постановления, периодические издания, а также законодательные акты правительства Республики Беларусь, статьи отечественных и зарубежных экономистов, Указ Президента Республики Беларусь. Проблемы и перспективы развития страхового маркетинга рассмотрены в научных изданиях Ф. Котлера, М.А. Зайцевой, В.В. Шахова, Б.Ю. Сербиновского, В.А. Михалевой и др. 
 

 

       

       1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО МАРКЕТИНГА 

       
    1. Экономическая сущность и назначение страхового маркетинга
 
 

       В условиях перехода нашей экономики  к рыночному типу, следует отметить то, что, становясь на путь цивилизации, наша страна находит для себя множество  различных нововведений, используя  при этом не только опыт отечественных  ученых, но и труды специалистов ближнего и дальнего зарубежья. Следует отметить, что все-таки для осуществления экономических реформ интеграции экономики Республики Беларусь в мировое хозяйство необходимы глубокие знания рыночных механизмов, принципов методов изучения рынков, завоевание конкурентных позиций в различных областях.

       Маркетинг является одним из наиболее эффективных  средств, которое используют различные  предприятия в конкурентной борьбе. Он представляет собой итог обобщения мирового опыта маркетинговой деятельности, отражающийся на закономерности  развития рынка. В моем случае,  страхового рынка.

       Маркетинг в страховании представляет особый вид коммерческой деятельности, направленный  на достижение стратегических и тактических  целей страховой организации. Деятельность подобного рода осуществляется  определенными методами, учитывающими все факторы, влияющие на процесс разработки и оказания страховых услуг. Страховая услуга – специфический товар. Его продажа сложна. Поэтому маркетинг как метод организации и управления деятельностью страховых компаний и метод исследования рынка страховых услуг столь важен. Центральная часть маркетинга страховщика – сбытовая деятельность, направленная на продажу и продвижение страховых услуг от страховщика к страхователю. Но этим задачи маркетинга не ограничиваются. Основной задачей страхового маркетинга является увеличение количества страхователей путем внедрения новых или изменения существующих страховых продуктов и достижение максимального возможной степени удовлетворения потребностей страхователей. Страховой маркетинг имеет две основные плоскости: макроэкономическую и практическую. С одной стороны, это явление страхового рынка, в значительной мере определяющее лицо страхования; а с другой – практический инструмент работы страховых компаний [4].

       В страховании маркетинг выполняет те же функции, что и в других сферах деятельности, но его содержание определяется спецификой страхования. Сущность маркетинга реализуется путем выполнения следующих функций:

  • аналитическая;
  • производственная;
  • сбытовая;
  • управленческая.

       В рамках аналитической функции производится сбор, обработка, анализ, систематизация всей маркетинговой информации. Производственная функция реализуется как функция  создания новых услуг и модернизация существующих в соответствии с изменениями  потребностей страхователей. Сбытовая функция реализуется путем организации  работы каналов распространения  страховых услуг, системы маркетинговых  коммуникаций, то есть рационального  сочетания и использования средств  формирования спроса, стимулирования сбыта, директ-маркетинга, паблик-рилейшнз. Функция управления предполагает глубокое осознание роли маркетинга в работе современной страховой организации и последующее управленческое воздействие на ее работу.

       С применением маркетинга в страховой  организации связано внедрение  комплекса маркетинга как взаимосвязанной системы по разработке и внедрению страховых услуг, а также продвижению их на рынке, включая совершенствование страховых услуг в процессе прохождения ими фаз жизненного цикла.

       Как уже отмечалось, аналитическая функция  маркетинга предполагает изучение страхового рынка, страхователей, фирм, действующих  на рынке, ассортимента страховых услуг, а также внутренней среды страховой  организации.

       Изучение  рынка происходит в разрезе видов  страхования и охватывает:

  • измерение размеров страхового поля;
  • определение степени его охвата;
  • изучение стабильности правового и налогового режимов страхового рынка;
  • выявление сильных и слабых сторон страховых продуктов, представляемых как самой страховой организацией, так и ее конкурентами;
  • изучение эффективности проводимой страховой организацией и ее конкурентами сбытовой политики, в том числе  используемых каналов распространения страховых услуг и проводимой политики формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС), а также ряд других.

       Вся информация, полученная в рамках действия аналитической функции маркетинга, формирует маркетинговую информационную систему, которая представляет собой  совокупность процедур и методов, разработанных  с целью создания, анализа и  распространения информации, необходимой  для управленческих решений.

       Таким образом, аналитическая функция  предполагает проведение комплексных маркетинговых исследований. При этом проведение исследований означает не только применение специальных методов, но также сбор любой информации, необходимой в деятельности страховщика.

       Наиболее  важными практическими задачами, помощником в решении которых  выступает маркетинговое исследование, являются определение потенциальных  партнеров, а также нахождение методов  их привлечения в качестве страхователей; прогнозирование ситуации на рынке  относительно возможностей развития отдельных  видов страхования; повышение эффективности  политики ФОССТИС; поднятие престижа страховой  организации и определение направлений  ее развития.

       Все данные, полученные в процессе маркетинговых  исследований, а также методы сбора, обработки и анализа, систематизации, накопления информации, применяемые страховщиком, составляют его систему маркетинговой информации. Данная система служит основой осуществления производственной функции маркетинга. Специалисты службы маркетинга на основе результатов анализа информации, полученной в процессе маркетинговых исследований, разрабатывают рекомендации по совершенствованию работы страховщика, а также осуществляют управленческое воздействие в других формах [10].

       Таким образом, можно сделать вывод  о том, что страховой маркетинг  – важная и, пожалуй, неотъемлемая составляющая в деятельности любой страховой компании, потому как без наличия такого важного элемента как маркетинг, не возможен ее успех. Создание комплекса маркетинга и последующая его реализация служат основой для принятия управленческих решений, что говорит о высоком уровне востребованности такого вида деятельности. 
 

       
    1. Структура страхового маркетинга
 
 

       В структуре страхового маркетинга западные специалисты выделяют два самостоятельных  направления:

  • товарный, рыночный маркетинг;
  • структурный, организационный маркетинг.

       Рыночный  маркетинг включает в себя:

  • изучение и сегментацию рынка;
  • определение потребностей рынка в страховой продукции;
  • наиболее точное определение уровня риска;
  • учет потребностей страхователей при разработке страхового продукта;
  • обеспечение эффективной информационной, прежде всего, рекламной поддержки продаж;
  • разработка мер по активизации потребительского поведения.

Информация о работе Анализ эффективности развития страхового маркетинга в Республике Беларусь