Пенсионная система России: современное состояние, правовые проблемы, дальнейшее развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.

Содержание

Введение

Глава І. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы
Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ПФР.docx

— 58.22 Кб (Скачать файл)

реальная оплата труда, относительный уровень пенсионного  обеспечения  обычно

сравнительно невысок  и, наоборот, в тех странах, где  низкая  оплата  труда,

он повыше. Объясняется  это просто:  при  уровне  пенсионного  обеспечения  в

первых странах, допустим, в  40-45%,  человек,  живущий  на  пенсию,  вполне

может за счёт такой  пенсии удовлетворять свои обычные  потребности  (в  пище,

одежде, оплате соответствующих  услуг и т.  д.),  поскольку  работающий  член

общества затрачивает  на эти цели не более той  же  части  своего  заработка.

Что касается других стран, то в них на удовлетворение  обычных  потребностей

человека расходуется  значительно  большая  часть  заработка,  следовательно,

относительный уровень  пенсионного обеспечения должен быть существенно  выше.

В противном случае пенсионер  оказывается  за  чертой  бедности  или  на  её

грани.

      Абсолютный  уровень  пенсионного  обеспечения   –  это  потребительская

стоимость пенсии –  от минимальной до максимальной. Другими  словами,  данный

показатель  определяет,  в  каком   объёме   пенсионер   может   приобретать

необходимые ему  потребительские товары, и, в частности,  услуги,  достаточны

ли они для  того, чтобы обеспечить ему достойный  уровень и качество жизни.

      В  российском пенсионном Законе 1990 г. Отражены все перечисленные  выше

критерии – принципы, на которых должна основываться  обязательная  страховая

пенсионная система. На их основе, кстати, во всех развитых  странах  успешно

функционируют  и  развиваются  общенациональные   страховые   системы.   Эти

критерии являются не изобретением разработчиков закона и законодателей,  его

принявших,  а  практической   реализацией   общепризнанных   в   мире   идей

обязательного пенсионного  страхования.

      Вторая  причина, побудившая  Россию  приступить  к  формированию  новой

пенсионной системы,  состояла  в  необходимости  повысить  реальный  уровень

доходов основной части  пенсионеров, живущих, как  правило,  на  пенсию.  При

этом учитывалось, что за последние годы  в  СССР  существенно  снизился  как

относительный, так  и абсолютный уровень  пенсионного  обеспечения,  особенно

тех граждан, пенсия которых превышала минимальный  размер.  Это  произошло  в

связи с ростом номинальной  оплаты  труда  и  консервацией  в  то  же  время

максимального размера  пенсии (он не повышался более 30  лет).  В  результате

пенсия стала  составлять значительно меньшую  часть заработка, чем  прежде[4].

Кроме того, в прошлом  пенсии вообще не индексировались  ни  с  учётом  роста

цен на потребительские  товары, ни с  учетом  роста  заработка.  Материальный

достаток пенсионеров  в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.

      Закон  1990 г. затронул и бюджетную   систему  пенсионного  обеспечения.

Он,  во-первых,  существенно   повысил   уровень   пенсионного   обеспечения

военнослужащих  из числа солдат, сержантов и старшин  и  приравненных  к  ним

категорий граждан, упорядочил  их  пенсионное  обеспечение.  Ранее  зачастую

пенсии граждан, инвалидность которых наступила  вследствие  военной  травмы,

оказывались по своему уровню ниже пенсий по инвалидности  вследствие  общего

заболевания и пенсий  по  старости.  Закон  устранил  эту  явную  социальную

несправедливость. То же  касалось  и  пенсии  по  случаю  потери  кормильца,

умершего вследствие военной травмы. С введением в  действие с 1 февраля  1993

г. Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную  службу,  службу

в органах внутренних дел, и их  семей»[5]  завершилось  создание  достаточно

развитой и «возвышенной»  системы  пенсионного  обеспечения  всех  категорий

военнослужащих  и приравненных к ним других категорий  граждан и их семей.

      «Возвышенная»,  т. е. прежде  всего  более   высокая  по  своему  уровню

система пенсионного  обеспечения для  указанных  категорий  граждан,  условия

службы которых  специфичны и опасны, и  их  семей,  типична  для  большинства

стран. Особые пенсии для таких граждан были и в  СССР.

      Общие   тенденции  развития  двух  российских  пенсионных  подсистем   в

последние годы (начиная  с 1993 г.) очевидны: они  характеризуются,  с  одной

стороны,  резким,   постоянно   нарастающим   снижением   относительного   и

абсолютного уровня пенсионного обеспечения  практически  всех,  без  какого-

либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию  в  соответствии  с  Законом

1990 г., а с  другой  –  введением  значительно   более  высоких  пенсий  для

сотрудников  властных,  силовых  структур  как  на  федеральном,  так  и  на

региональном уровнях. Эти тенденции явно  противоречат  тем  целям,  которые

определены в  Законе 1990 г., - формированию единой  системы  государственных

пенсий в России, обеспечению стабильности  достигнутого  уровня  пенсионного

обеспечения и повышению  его,  дифференциации  условий  и  норм  пенсионного

обеспечения с учётом труда и его результатов.

 

                1.2.Результаты и проблемы пенсионной  реформы

      В  настоящее время происходит переход  к трёхуровневой системе

пенсионного обеспечения:

      1) базовая часть формируется за  счёт 14% от фонда оплаты труда.  Эта

сумма поступает  в федеральный бюджет, а затем  в Пенсионный фонд РФ и

используется для  выплаты социальной пенсии и базовой  части трудовой пенсии.

В случае недостатка поступлений федеральный бюджет компенсирует

образующийся дефицит;

      2) страховая часть пенсии (11-14% от  фонда оплаты труда) поступает

сразу в Пенсионный фонд РФ. Она используется для выплаты  условно-

накопительной части  трудовой пенсии, размер которой зависит  от стажа

работы, платежей пенсионера в Пенсионный фонд РФ, средней величины

заработной платы  по стране;

      3) накопительная часть пенсии (2-6% от  фонда оплаты труда) поступает

на специальный  индивидуальный счёт работника. Будущий  размер выплат зависит

от взносов работника  и дохода от инвестирования накопительной  части пенсии.

      Кроме  того, работник (или работодатель) могут  добровольно делать

взносы в негосударственные  пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от

них пенсию.

      Трёхуровневая  система позволяет осуществлять  переход от

распределительной системы пенсионного обеспечения  к системе с преобладанием

страхового принципа. Это способствует повышению устойчивости пенсионной

системы. Помимо этого, за счёт большей дифференциации пенсий вырастет

заинтересованность  граждан (особенно со средними и высокими доходами) в

участии в пенсионной системе, а значит и в легализации  своих заработных

плат.

       На 1 января 2003 года пенсионные накопления  в Пенсионном фонде РФ

составили 39,95 млрд. руб. (0,37% от ВВП), причём 1,36 млрд. руб. из них

были получены в  виде дохода от временного размещения средств в

государственных ценных бумагах. Таким образом, доходность этих вложений

составила около 8%, что в условиях инфляции более 15% за 2002 год означает

сокращение реального  размера пенсионных накоплений.

      Современный  период пенсионной реформы является  одним из основных в

переходе от распределительной  системы пенсионного обеспечения  к смешанной

накопительно-распределительной  системе. В настоящий момент граждане впервые

могут самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование

накопительной части  своей пенсии. Для реализации этого  этапа были

осуществлены следующие  мероприятия:

      1) практически сформирована нормативная  база для трёхуровневой системы

пенсионного обеспечения;

      2) создан Общественный совет по  инвестированию средств пенсионных

накоплений, который  провёл первые заседания;

      3) проведены конкурсы по выбору  управляющих компаний и

спецдепозитария;

      4) заключены договоры между Пенсионным  фондом РФ и управляющими

компаниями на управление накопительной частью пенсии;

      5) проведена рассылка писем гражданам  о размере накопленных за 2002 г.

средств на их индивидуальном счёте и бланков заявлений  для выбора

управляющей компании;

      6) подписаны соглашения об удостоверении  подписей на заявлениях о

выборе частной  управляющей компании между несколькими  крупными банками и

Пенсионным фондом РФ.

      В  ходе реализации указанных мероприятий  возникли определённые

проблемы, отрицательно влияющие на ход пенсионной реформы:

      1) технические проблемы в Пенсионном  фонде с рассылкой писем гражданам

привели к срыву  сроков проведения пенсионной реформы. В результате задержки

рассылки писем  на три месяца целый год оказался во многом потерян для

пенсионной реформы;

      2) отсутствие информационной кампании  о пенсионной реформе ведёт  к

тому, что большая  часть населения не очень хорошо знает, как можно

распорядиться накопительной  частью своей пенсии;

      3) сложность подачи заявления о  выборе управляющей компании  сокращает

число граждан, которые  доверят им управление своими пенсионными

накоплениями;

      4) отсутствие механизма раскрытия  информации о деятельности частных  и

государственных управляющих  компаний, а также самого Пенсионного  фонда РФ

приводит к сложности  выбора населением управляющей компании для наиболее

эффективного инвестирования пенсий;

      5) отсутствие закона о методике  расчёта размера пенсии в зависимости

от суммы накопленных  средств на индивидуальном счёте  сокращает прозрачность

пенсионной реформы  и ограничивает мотивацию граждан  к участию в пенсионной

реформе;

      6) юридическая неопределённость статуса  Внешэкономбанка в качестве

государственной управляющей  компании, а также самого Пенсионного  фонда РФ

повышает вероятность  возникновения конфликтов между  ними, частными

управляющими компаниями и гражданами;

      7) недостаточно жёсткие требования  к частным управляющим компаниям

позволили пройти конкурс 55 компаниям, большая часть из которых, вероятно,

не сможет принять  активного участия в реформе, а выбравшие их граждане не

будут получать стабильный доход от инвестирования их пенсионных накоплений.

      Единая  пенсионная система государственных  пенсий в России не

состоялась. Другого  вывода сделать, к сожалению, нельзя. В последние годы

для многих категорий  работников введены особые, привилегированные  по своему

уровню и условиям государственные пенсии либо весомые  доплаты к «обычным»

пенсиям. Все эти  «особые» пенсии и доплаты регулярно  повышаются

пропорционально росту  оплаты труда соответствующих продолжающих трудиться

чиновников, в отличие  от обычных пенсий, размеры которых  практически

оказались замороженными, несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся

процесс обесценения  рубля.

      Не  обеспечена также стабильность  реального уровня пенсионного

обеспечения, достигнутого до введения в действие Закона 1990 г. Он снизился

к началу 2000 г. по сравнению  с 1990 г. в несколько раз и продолжает

падать. Ныне даже самая  высокая обычная пенсия по старости, выплачиваемая

за многолетний  труд, значительно ниже нищенского прожиточного минимума и

практически не может  обеспечить выживание тех, кто вынужден жить на пенсию.

Следствие этого  – многократный рост смертности среди  пенсионеров, в

частности вследствие суицида, а также стремительный  рост у них тяжёлых

заболеваний, включая  психические.[6]

      В  связи со сдерживанием повышения  минимальных размеров пенсий,

ограничением их размеров предельной суммой, сопоставимой с заниженным

минимумом, неполной индексацией пенсионных сумм и заменой  её

компенсационными  выплатами общая пенсионная система  превращена в

уравнительную систему; дифференциация в зависимости от длительности

трудовой деятельности и уровня оплаты труда (т. е. трудового  вклада),

заложенная в  Законе 1990 г., практически ликвидирована. Сейчас в России

установлены нищенские  пенсии для большинства граждан, крайне незначительно

различающиеся в  зависимости от того, как долго, на какой работе и с какой

оплатой трудился человек[7].

 

 

 

          ГЛАВА І І. Тенденции развития  пенсионной системы в России

       2.1. Направления совершенствования  пенсионного законодательства

      Законы  и сопутствующие им нормативно-правовые  акты развивают  основные

положения  пенсионной  реформы,   предложенные   Президентом   России.   Они

устанавливают  основные  правовые,  организационные  и  финансовые  принципы

формирующейся  в  Российской  Федерации  пенсионной  системы.  Целью  данных

законов  является  закрепление  именно  направления  пенсионной  реформы   в

Российской  Федерации  и  создание  условий  для  построения   трёхуровневой

пенсионной  системы,   уклады   которой   взаимодополняют   друг   друга   и

Информация о работе Пенсионная система России: современное состояние, правовые проблемы, дальнейшее развитие