Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:52, курсовая работа
Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.
Введение
Глава І. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы
Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой литературы
обеспечивают стабильное и достойное пенсионное обеспечение в старости, при
наступлении инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсионная система
России строится на основе следующих базовых принципов: многоукладность,
всеобщность и гарантированность базового уровня, дифференциация условий и
норм пенсионного обеспечения, государственное регулирование, разграничение
властных полномочий Федерации и её субъектов, социальное партнёрство,
финансовая устойчивость системы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции
Российской Федерации
обеспечение относится к предметам совместного ведения России и её
субъектов.
Устанавливаются следующие
пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери
кормильца и социальная пенсия. Система пенсионного обеспечения состоит из
обязательного и дополнительного пенсионного обеспечения. Обязательное
пенсионное обеспечение осуществляется посредством нестрахового
государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного
страхования. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется
посредством коллективного и индивидуального пенсионного обеспечения и
страхования. Все уклады системы дополняют друг друга.
Базовым укладом является нестраховое государственное пенсионное
обеспечение. Базовые пенсии устанавливаются с учётом прожиточного минимума
в одинаковом для всех размере. Они призваны обеспечить минимальный уровень
пенсий всем пенсионерам и ликвидировать проблему их бедности. Источником
финансирования базовых пенсий является федеральный бюджет. Средства
федерального бюджета, направляемые на финансирование базовых пенсий,
формируются за счёт налоговых поступлений, включая часть единого
социального налога, и определяются законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год. Через нестраховое государственное пенсионное
обеспечение также осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих и
иных категорий служащих (судей, прокуроров и др.).
В дополнение к базовому
уровню предусматривается
пенсионное страхование. Обязательные страховые пенсии дифференцированы по
размеру в зависимости от экономического вклада застрахованного в пенсионную
систему. Обязательному
пенсионному страхованию
трудовой деятельностью с целью получения дохода. Обязательное пенсионное
страхование осуществляется на принципах солидарности поколений, отраслей
народного хозяйства и застрахованных. Финансирование страховых пенсий
осуществляется за счёт части единого социального налога, пеней, штрафов,
налагаемых за неисполнение своих обязательств налогоплательщиками. Учёт
пенсионных прав застрахованных осуществляется через механизм условного
накопления.
За последние десять лет в России получило развитие дополнительное
пенсионное обеспечение, осуществляемое на добровольной основе
негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями. Закон «О
негосударственных пенсионных фондах» закрепляет сложившуюся практику этого
уклада и разделяет его на дополнительное коллективное и дополнительное
индивидуальное пенсионное обеспечение и страхование, которые осуществляются
негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями и
специализированными
паевыми инвестиционными
о дополнительном пенсионном обеспечении.
Реализация пенсионного
функции: аккумулирование средств, учёт пенсионных прав граждан, назначение
и выплата пенсий, управление финансовыми потоками и резервами пенсионной
системы. Управление системой пенсионного обеспечение базируется на принципе
разделения властных и финансовых функций.
Для управления пенсионными потоками и резервами обязательного
пенсионного страхования создаются специализированные финансово-кредитные
учреждения. Они осуществляют аккумулирование средств, размещают резервы и
управляют финансами.
Основой существовавшей в
являлся Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20
ноября 1990 г. №340-1. Социальная сущность данного закона заключалась в
солидарности всех застрахованных и всех страхователей, в солидарности
поколений. Эта пенсионная система называется распределительной
(нефондируемой).
В течение последних десяти лет в Закон 1990г. был внесён целый ряд
изменений и дополнений,
принято несколько новых
на правительственном уровне были разработаны Концепция и Программа
пенсионной реформы в России. Основная цель этих изменений – усиление в
пенсионном обеспечении страховых начал.
Важную роль в развитии
Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе
государственного пенсионного страхования». Он явился основой создания новой
инфраструктуры пенсионной системы, безусловно необходимой для
материализации страхового аспекта а построении пенсионного обеспечения.
Для упорядочения деятельности негосударственных пенсионных фондов
большое значение имеет Федеральный закон «О негосударственных пенсионных
фондах» от 7 мая 1998г. №75-ФЗ. Он создал основу регулирования деятельности
негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и установил основные принципы
государственного контроля за их деятельностью.
Существовавшая нормативно-
Правительства РФ проводить работу по частичному улучшению пенсионного
обеспечения в стране. Однако коренного прорыва в этом вопросе не могло быть
в силу ограничений, диктуемых распределительной сущностью действующей
системы и рядом объективных внешних факторов. Внесение в Государственную
Думу пакета законопроектов, направленных на создание новых принципов
функционирования пенсионной системы, стало следующим этапом проведения
пенсионной реформы. Среди них стоит выделить следующие законы:
1) «Об обязательном страховании в Российской Федерации», который
устанавливает
общие основы обязательного
2) «О трудовых
пенсиях в Российской
граждан
на трудовую пенсию по
потери кормильца;
3) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»,
который
устанавливает порядок
служащим, военным, а также гражданам, которые не приобрели права на
трудовую пенсию;
4) «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о
налогах и сборах», который затрагивает платежи на обязательное
пенсионное страхование;
5) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части
трудовой пенсии в Российской Федерации», который устанавливает
принципы управления направляемой на накопление частью пенсионных
взносов.
Устойчиво функционирующая пенсионная система – залог социальной
стабильности в обществе и, наоборот, неудовлетворительно работающая
пенсионная система порождает опасную социальную напряжённость.
Соотношение между населением трудоспособного и пенсионного
возрастов, от которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы в
нашей стране, является менее благоприятным, чем в подавляющем большинстве
развитых стран (за исключением Франции и Италии). Это происходит, несмотря
на то, что Россия в настоящее время существенно отстаёт от развитых стран
по средней продолжительности жизни.
Столь низкое соотношение
пенсионерами вызвано не только демографическими факторами и уровнем
занятости в экономике, но и широким распространением в России практики
досрочного выхода на пенсию, по существу снижающим фактический возраст
выхода на пенсию по сравнению с общеустановленным на 1,5-2 года. До 25 %
общей численности пенсионеров получили пенсию досрочно. В частности, в
целях привлечения работников на должности, связанные с неблагоприятными
условиями труда, а также в районы Крайнего Севера, принят целый ряд
нормативных правовых актов, предусматривающих снижение общеустановленного
пенсионного возраста на 5, 10 или даже 15 лет. Также существенную роль
играет более низкий в России возраст выхода на пенсию по сравнению с
некоторыми другими странами. За границей этот показатель в основном равен
65 годам для мужчин и для женщин[8].
Значительные преимущества установлены для назначения пенсии за
выслугу лет. Такие пенсии нередко назначаются трудоспособным лицам в
возрасте около 45 лет (педагогическим работникам, работникам учреждений
здравоохранения, творческим работникам театров и других театрально-
зрелищных предприятий и коллективов и т. д.), причём многие из них
продолжают трудовую деятельность, получая и пенсию, и зарплату.
Наличие многочисленных льгот
по возрасту ставит в
трудящихся и создаёт ситуацию, когда лица, меньше платившие взносы,
получают более высокий размер пенсии.
Нагрузка пенсионной системы
на экономически активную
с каждым годом возрастает. Уровень пенсионного обеспечения падает, число
пенсионеров растёт, число же занятых в различных сферах налогоплательщиков,
наоборот, снижается.
Современный уровень
Российской Федерации не может считаться приемлемым с точки зрения
поддержания необходимого уровня жизни пенсионеров. Углубившейся в августе –
сентябре 1998 года финансовый кризис и последовавший за ним резкий скачок
цен на потребительские товары привёл к существенному ухудшению финансового
положения самого уязвимого социального слоя – получателей государственных
пенсий, для которых пенсия является единственным источником существования.
Сложившаяся в Российской Федерации пенсионная система имеет
государственный и всеобщий характер.
Пенсионное
обеспечение основывается на
обширной законодательной
насчитывающей свыше 50 основных федеральных нормативных правовых актов.
Подавляющее большинство лиц, достигших пенсионного возраста обеспечивается
пенсиями в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных
пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, военнослужащие,
государственные служащие, лица, пострадавшие в результате аварии на
Чернобыльской АЭС и некоторые другие категории пенсионеров получают пенсии
на основании других законодательных актов.
Российское пенсионное законодательство характеризуется крайней
нестабильностью. После принятия в 1990г. Закона «О государственных пенсиях
в Российской Федерации» в него более 30 раз вносились изменения и
дополнения, а в последующие годы был принят ряд других крупных законов,
регламентирующих
особый порядок пенсионного
граждан[9]. Пенсионное законодательство становится всё более громоздким и
сложным, особенно в вопросах исчисления трудового стажа и размеров пенсии
на основе введённого с 1 февраля 1998 года так называемого индивидуального
коэффициента пенсионера, хотя по сути своей должно быть простым и понятным
каждому. Многие положения по-прежнему регулируются подзаконными
нормативными актами, что усложняет ознакомление с ними широкого круга
граждан.
Федеральным законом РФ от 21.07.1997г. №113-ФЗ «О порядке исчисления и
увеличения государственных пенсий» дана новая редакция статьи 7 Закона «О
государственных пенсиях в РФ», регулирующая исчисление и увеличение пенсий
в связи с ростом заработной платы в стране, коренным образом изменившая
ранее существовавший и, безусловно, несовершенный порядок исчисления