Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 18:30, курсовая работа
На современном этапе развития общественных отношений в России, представляющий в перспективе широкие возможности выбора путей удовлетворения потребностей населения, выявляет сложные проблемы, которая связана со здравоохранением населения. Оценка состояния общественного здоровья населения России неблагоприятная и указывает на серьезное неблагополучие, которое может привести к ухудшению качества жизни населения и ограничению его созидательного участия в улучшении социально - экономической ситуации в стране. В условиях, когда в результате углубления рыночных реформ видно социальное и имущественное расслоение общества, потребовалась разработка четкой концепции социальной и медицинской защиты. Обязательное (социальное) страхование возникло 110 лет назад в Германии и во многих странах составляет основу финансирования здравоохранения [14].
Введение
Глава 1 Обязательное медицинское страхование в России: понятие, сущность, система
1.1 Понятие и сущность медицинского страхования
1.2 Система медицинского страхования в России
1.3 Принципы организации обязательного и добровольного медицинского страхования в России
Глава 2 Организация и основные тенденции реформирования медицинского страхования в России
2.1 Нормативно-правовое регулирование медицинского страхования на примере ОАО «Росгосстрах»
2.2 Основные направления реформирования медицинского страхования в России на примере ОАО «Росгосстрах»
2.3 Анализ Территориального фонда обязательного медицинского страхования (Республики Башкортостан)
Глава 3 Проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования в России
Заключение
Список использованной литературы и других источников информации
По данным «Эксперта РА» для улучшения развития медицинского страхования нужно применять методы, указанные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Методы улучшения системы медицинского страхования
Для полноценного «запуска» страховых механизмов финансирования медицины нужно четко разграничить ДМС и ОМС и вернуть СМО функции страховщиков, иначе рынок медицинского страхования ждет стагнация. Сегодня рынок ДМС растет за счет инфляции (объем рынка ДМС за 2012 год составил 101,5 млрд рублей, что на 8,8% выше значения 2011 года). При законодательном разграничении услуг по ОМС и ДМС в 2014 году рынок ДМС вырастет в 4-5 раз уже в 2017 году, качество и доступность медицинских услуг повысятся. Возврат функций страховщиков страховым медицинским организациям станет возможным после консолидации и повышения надежности рынка. По прогнозам «Эксперта РА», в ближайшие 2 года рынок ДМС (без учета страхования выезжающих за рубеж) продолжит слабый рост за счет инфляции стоимости услуг ЛПУ, вероятность появления новых драйверов роста низка. Объем рынка ДМС (без учета страхования выезжающих за рубеж) за 2012 год составил 101,5 млрд рублей, что на 8,8% выше значения 2011 года. В 2014 году объем взносов по ДМС составит 114-119 млрд рублей (темпы прироста взносов – 5-10% по сравнению с 2013 годом). Объем платежей по ОМС за 9 месяцев 2012 года составил 524,6 млрд рублей, что на 19,3% выше, чем значение за 9 месяцев 2011 года. В бюджете фонда ОМС на 2014 год на расходы на здравоохранение предусмотрено 1 208,8 млрд рублей.
В случае четкого разграничения услуг по ОМС и ДМС в 2014 году объем рынка ДМС вырастет в 4-5 раз уже в 2017 году. При разграничении услуг по ОМС и ДМС возрастет качество системы здравоохранения. За счет более широкого охвата населения совместными продуктами ОМС+ДМС, в связи с сокращением периода окупаемости, повысится мотивация страховых компаний к созданию собственных высокотехнологичных клиник. Увеличение доступности качественной медицинской помощи за счет снижения стоимости полиса ДМС приведет к устранению «серых» платежей. При сохранении текущих условий работы рынков ОМС и ДМС рынок ДМС продолжит расти за счет инфляции, количество застрахованных практически не увеличится.
Очищение рынка ОМС от слабых игроков уже в скором времени сделает возможным возврат функций страховщиков страховым медицинским организациям. Ужесточение финансовых условий работы СМО привело к очищению рынка от финансово неустойчивых компаний (до начала реформы на 01.01.2010 в системе ОМС работало 107 страховых медицинских организаций, на 01.10.2012-72). Доказав свои способность и готовность работать в этом бизнесе «вдолгую», получив функции страховщиков, страховые медицинские организации могли бы показать высокую эффективность. Наделение СМО функциями страховщиков сократит перебои с оплатой медицинской помощи, усилившиеся в связи с переходом на методы нормирования. Кроме того, вырастет заинтересованность СМО в эффективности лечения застрахованных и профилактики болезней как средства предотвращения серьезных заболеваний, расходы на лечение которых значительно превышают расходы на профилактику [25].
Заключение
Здоровье населения – это важнейший элемент социального, культурного и экономического развития страны, в связи с которым обеспечение населения гарантированно объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из бюджетов всех уровней и средств ОМС, которая является важнейшей государственной задачей. Это положение особо подчеркивается в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Важнейшим условием организации системы медицинского страхования, является создание достаточных гарантий для выполнения договорных обязательств страховыми фирмами (компаниями). Для этого необходима диверсификация медицинской страховой деятельности, благодаря которой средства, вырученные в результате высокоприбыльных договоров, направляются на оплату услуг.
Существующие в настоящее время федеральные стандарты медицинской помощи разрабатываются с учетом лучших достижений медицинской науки и включают значительное число манипуляций, необходимых для более точной диагностики и наилучшего лечения [9, c. 67].
Более перспективно использовать различные виды страховых полисов при личном страховании граждан – так называемое возвратное страхование с компенсацией, которое предполагает выплату клиенту страховых взносов полностью или частично за вычетом стоимости всех видов лечебно- диагностических услуг оказанных за определенный отрезок времени. Так, при медицинском страховании на дожитие застрахованному, (в зависимости от частоты его обращений за врачебной помощью) выплачивается оговоренная заранее денежная сумма по достижении им определенного возраста. В настоящее время законодатели сумели создать единую всероссийскую больничную кассу (фонд) с множеством территориальных подразделений во всех областях, множеством местных функционеров и руководителей в центре и на местах. Деньги в фонд обязательного страхования поступают в форме налогов от страхователей. Потом фонд распределяет их страховым организациям в объемах, которые считает необходимыми. После одобрения Правительством Российской Федерации Концепции формирования системы обязательного медико-социального страхования началась активная работа над проектами федеральных законов «Об обязательном медико-социальном страховании в Российской Федерации» и «О Федеральном фонде обязательного медико-социального страхования». Ответственным за разработку проектов федеральных законов Правительство Российской Федерации определило Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Для современной России чрезвычайно важно обеспечить права застрахованных в системе медицинского страхования в части получения медицинских услуг необходимого объема и качества. Кроме разработки нормативной базы, обеспечивающей права застрахованных, необходимо определить конкретные механизмы компенсации причиненного ущерба пострадавшим. Одновременное с этим введение обязательного страхования профессиональной ответственности врачей позволит обеспечить защиту не только прав пациента, но и защиту профессиональных и имущественных прав медработников.
Главная цель введения медицинского страхования – создать рыночную среду для работы учреждений здравоохранения, что в свою очередь позволит мобилизовать дополнительные денежные ресурсы со стороны предприятий и населения путем дополнительного страхования. Создается рынок медицинских услуг, который превращает руководителей лечебно-профилактических учреждений в продавцов этих услуг.
Список использованной информации и других источников информации
Информация о работе Проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования в России