Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 23:33, курсовая работа
Рынок выполняет важную функцию: ориентируясь на платежеспособный спрос, учитывая постоянно изменяющиеся потребности, он заставляет добиваться снижения издержек в продвижении услуг, создает конкуренцию. Однако рыночные механизмы не способны в полной мере удовлетворить все запросы потребителей и обеспечить поступательное развитие для достижения общегосударственных целей, особенно в условиях высокой изменчивости внешней среды. Не является исключением и страховой рынок. Обеспечить целенаправленное, предсказуемое и эффективное развитие страхового рынка с позиции интересов национальной экономики в целом можно, в том числе путем реализации адекватного современным условиям государственного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие, функции, роль страхового рынка и особенности его функционирования 5
1.2 Субъекты и объекты страхового рынка 9
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2.1 Обзор современной структуры и финансовых показателей страхового рынка Республики Беларусь 15
2.2 Государственное регулирование страхового рынка в Республике Беларусь 18
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
3.1. Проблемы развития страхового рынка 21
3.2. Приоритетные направления развития страхового рынка 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
В условиях низкой востребованности страхования как способа управления рисками в белорусской практике хозяйствования одним из главных критериев выступает цена страховой защиты. Оценка собственных рисков страхователей должна проводиться с учетом цен на страхование. В связи с этим, формируя методический инструментарий стимулирования спроса на страховые продукты, необходимо определить место страхования в современной системе управления рисками экономических субъектов.
Более углубленный анализ спроса направлен на выявление детерминант, влияющих не только на объем реализации конкретного страхового продукта, но и в целом на все предложения страховой организации. При определении такого влияния целесообразно использовать моделирование как способ представления достижения цели и решения поставленной задачи. При этом учитывая, что конечной целью страховщика является получение прибыли, объем продаж страховых услуг будет являться целевой функцией, а факторы, влияющие на спрос, выступать в качестве ограничений. Подобного рода зарубежные подходы не учитывают весь набор факторов, влияющих на развитие страхования, в силу объективных причин мирового развития данного сегмента экономики.
Формализация процессов, происходящих в Республике Беларусь в отношении спроса и предложения в области продуктов страхования, является весьма конкретным и необходимым инструментом развития в условиях белорусской действительности.
Немаловажным фактором, влияющим на потребление страховых продуктов в отечественной практике, является повышение доверия к страхованию его потребителей. В этой связи на первый план выходят проблемы устойчивости страховых организаций, одним из решений которых является развитие отечественных страховых пулов. Целью их создания является удовлетворение потребностей страхователей, страховщиков, а также перестраховщиков в организации комплексной страховой защиты по указанным имущественным интересам, в том числе за счет обеспечения финансовой устойчивости страховых операций, а также гарантий страховых выплат. Страхуясь в компании, входящей в страховой пул, страхователь будет чувствовать себя более защищенным, так как ответственность за его риски несет уже не один, а несколько страховщиков.
Еще одним позитивным шагом к повышению востребованности страхования как способа защиты от рисков является введение новых обязательных видов страхования. По мнению экспертов такие нововведения «приучают» людей к пользованию страховой защитой, делают ее неотъемлемой частью жизни человека, способствуют в целом модернизации экономики и повышают социальную роль страховщиков, как защитников граждан на случай чрезвычайных ситуаций, что требует от них гораздо большей ответственности. С бюджета же снимается финансовая нагрузка по ликвидации последствий страховых событий, вызванных реализацией того или иного риска [8, c. 30].
Исходя из рассмотренных выше сдерживающих факторов развития страхового рынка, можно указать на следующие предложения, которые ускорят развитие страхового рынка в Республике Беларусь:
– начать выплату компенсаций по договорам долгосрочного страхования, заключенным до 1992 г.;
– взносы по добровольному страхованию должны выплачиваться не из прибыли, а относиться на издержки предприятий;
– обязательное страхование не должно рассматриваться как средство прививания страховой культуры;
– право проводить обязательные виды страхования должно быть предоставлено всем компаниям без исключения;
– открыть доступ иностранным страховщикам на белорусский рынок страховых услуг.
Белорусский рынок страхования находится на начальном этапе интеграции в международное сообщество. Первые шаги в этом направление уже предприняты:
Подводя итог, необходимо отметить, что для повышения спроса на страхование необходимо широко развивать риск-менеджмент на предприятиях и разработать систему законодательных норм об ответственности и ее страховании. Позитивное влияние способны оказать корректировка налогового режима и устранение противоречивых законодательных норм, связанных с налогообложением. Государство и страховое сообщество в целом должны заботиться о повышении страховой грамотности населения, обеспечении высоких стандартов качества предоставляемых услуг, формировании имиджа страховых компаний как надежных защитников на случай чрезвычайной ситуации.
Нужно повысить статус и международную привлекательность страховых организаций за счет стимулирования притока средств стратегических инвесторов и поэтапного снятия ограничений в отношении доступа иностранного капитала на страховой рынок нашей страны. Роль обязательных видов страхования в развитии страхового рынка следует постепенно снижать. Доля обязательных видов страхования в совокупных страховых взносах к 2016 году не должна превышать 40%. Государству необходимо пересмотреть механизмы функционирования имеющихся обязательных видов страхования и построить их на основе рыночных принципов. Рост объемов собранных страховых взносов и повышение капитализации страхового рынка должны сопровождаться соответствующим развитием его инфраструктуры: созданием института независимых актуариев, совершенствованием деятельности оценщиков, сюрвейеров, страховых брокеров, повышением квалификации специалистов страхового дела. Нужно развивать конкурентную среду в страховой деятельности, создавать равные условия для всех организаций независимо от формы собственности.
По итогам проведенного исследования страхового рынка Республики Беларусь, можно сделать следующие выводы:
В современном понимании
страхование представляет
В рамках финансовой системы функционирование страхового рынка совершается как на партнерских условиях, так и на конкурентных условиях. Это определяется конкурсной борьбой между различными финансовыми институтами за свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов. Если страховые продукты предоставляет страховой рынок, то депозиты – банки, ценные бумаги – фондовый рынок и т. д.
Рынок постоянно ожидает определенных изменений в страховом законодательстве, особенно в плане либерализации и равенства прав собственности. Основным мероприятием здесь должен стать допуск частных страховых компаний к некоторым видам обязательного страхования.
Главной задачей государственного регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь как и в других странах является контроль за соблюдением интересов застрахованных, требований законодательства, обеспечение гарантии исполнения договоров страхования, а также проведение эффективной страховой политики.
Приоритетными направлениями
развития страхового рынка
Отдельные показатели деятельности страховых организаций Республики Беларусь на 2012 год, тыс. руб
№ п.п |
Наименование страховой организации |
Поступило взносов по договорам прямого страхования и сострахования |
Поступило взносов с учетом перестрахования |
Выплачено страхового возмещения по договорам прямого страхования и сострахования |
Выплачено страхового возмещения с учетом перестрахования |
Прибыль (убыток) отчетного периода* |
Чистая прибыль (убыток)* |
Собственный капитал |
Уставный капитал |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Белгосстрах |
1 557 171 842 |
1 514 989 073 |
794 520 047 |
793 560 378 |
116 961 519 |
97 353 253 |
1 133 957 361 |
687 904 526 |
2 |
ЗАСО «ТАСК» |
266 878 422 |
256 591 678 |
148 046 072 |
146 690 286 |
31 490 433 |
27 771 189 |
86 465 383 |
49 925 942 |
3 |
ЗАСО «Промтрансинвест» |
228 419 304 |
178 929 447 |
99 793 811 |
96 391 701 |
11 705 251 |
9 661 011 |
45 897 814 |
28 482 769 |
4 |
ОАСО «Би энд Би иншуренс Ко» |
177 172 994 |
177 075 014 |
103 947 233 |
103 979 009 |
30 189 793 |
30 189 793 |
133 474 661 |
10 752 750 |
5 |
«Белэксимгарант» |
173 915 941 |
146 959 126 |
39 475 828 |
38 204 003 |
76 795 831 |
43 275 680 |
634 344 360 |
537 586 180 |
6 |
ЗАСО «Белнефтестрах» |
168 887 297 |
162 102 914 |
70 750 747 |
71 603 404 |
30 542 057 |
23 995 698 |
74 503 871 |
36 937 846 |
7 |
СООО «Белкоопстрах» |
112 032 986 |
109 019 698 |
50 683 697 |
51 306 028 |
30 100 352 |
23 364 916 |
39 244 654 |
12 538 725 |
8 |
ЗАО «СК„Белросстрах” |
88 540 856 |
87 400 656 |
46 465 716 |
45 677 045 |
5 736 099 |
5 361 997 |
41 598 352 |
30 289 286 |
9 |
СБА ЗАСО „Купала” |
56 168 623 |
50 595 408 |
15 024 264 |
13 928 157 |
4 820 168 |
3 164 927 |
24 661 331 |
5 213 800 |
10 |
ЗСАО „БелИнгострах” |
45 994 282 |
41 837 269 |
26 518 147 |
26 693 361 |
1 823 024 |
1 438 368 |
26 081 949 |
5 625 300 |
11 |
УСП „Белвнешстрах” |
29 187 921 |
23 859 816 |
14 018 707 |
13 189 208 |
2 567 032 |
2 012 355 |
16 530 230 |
12 921 886 |
12 |
ЗАСО „КЕНТАВР” |
23 449 693 |
28 500 313 |
11 447 182 |
14 032 609 |
3 770 544 |
3 009 922 |
17 539 821 |
8 100 000 |
13 |
ЗАО „СК „ЭРГО” |
21 099 661 |
24 817 891 |
13 675 544 |
14 390 944 |
250 917 |
176 009 |
15 380 049 |
4 708 250 |
14 |
ИС ЗАО „Генерали” |
18 494 894 |
18 494 894 |
77 757 |
77 757 |
18 282 104 |
15 023 365 |
44 726 110 |
6 903 060 |
15 |
ЗАСО „ГАРАНТИЯ” |
7 275 047 |
7 257 529 |
385 663 |
350 571 |
5 787 313 |
4 373 455 |
16 022 791 |
12 000 000 |
16 |
ИСП „ЦЕПТЕР ИНШУРАНС” |
4 625 060 |
4 494 785 |
2 574 513 |
2 493 606 |
346 569 |
320 319 |
10 293 353 |
5 610 000 |
17 |
ОАСО „БАГАЧ” |
4 455 469 |
4 658 901 |
2 250 681 |
2 371 808 |
1 080 419 |
1 080 419 |
9 806 046 |
4 534 495 |
18 |
СООО „Росгосстрах” |
3 346 223 |
2 487 620 |
552 401 |
504 325 |
32 565 |
(97 499) |
6 827 996 |
4 318 812 |
19 |
ЗАСО „Дельта Страхование” |
65 154 |
58 298 |
49 405 |
38 654 |
(43 526) |
(105 649) |
12 021 822 |
4 465 000 |
20 |
Частное предприятие „Вартма Иншуранс ” |
9 698 |
2 234 833 |
77 063 |
1 129 934 |
1 210 183 |
12 824 375 |
7 571 025 | |
21 |
РУП „Белорусская национальная перестраховочная организация” |
91 807 638 |
14 752 046 |
70 470 474 |
57 760 182 |
540 720 372 |
489 703 210 | ||
22 |
РДУСП „Стравита” |
107 309 496 |
107 309 496 |
18 641 169 |
18 641 169 |
82 983 054 |
81 238 636 |
185 969 091 |
31 513 497 |
23 |
ОАО „Белоруcский народный страховой пенсионный фонд” |
20 122 173 |
20 122 173 |
3 910 540 |
3 910 540 |
6 770 216 |
4 974 057 |
13 831 640 |
10 883 856 |
24 |
УСП „Седьмая линия” |
15 776 683 |
15 776 683 |
8 888 085 |
8 888 085 |
3 997 256 |
3 997 256 |
26 448 806 |
21 300 000 |
25 |
ОАСО „Пенсионные гарантии” |
2 949 123 |
2 949 123 |
116 874 |
116 874 |
4 162 201 |
3 875 965 |
20 213 907 |
9 600 000 |
Примечание: Источник (21)
№ п.п |
Наименование страховой организации |
Страховые взносы по договорам прямого страхования и сострахования |
Страховые взносы с учетом перестрахования |
Страховые выплаты по договорам прямого страхования и сострахования |
Страховые выплаты с учетом перестрахования |
Прибыль (убыток) отчетного период |
Чистая прибыль (убыток) |
1 |
Белгосстрах |
2 260 340 886 |
2 123 834 255 |
1 162 971 623 |
1 162 089 917 |
208 182 091 |
127 969 315 |
2 |
ЗАСО «ТАСК» |
383 321 491 |
360 661 151 |
172 139 533 |
168 573 843 |
43 748 561 |
29 061 594 |
3 |
«Белэксимгарант» |
379 928 979 |
248 030 936 |
43 501 402 |
42 057 348 |
82 979 754 |
40 612 914 |
4 |
ЗАСО «Промтрансинвест» |
319 858 262 |
268 912 622 |
115 702 794 |
117 305 137 |
25 252 221 |
18 368 056 |
5 |
ЗАСО «Белнефтестрах» |
281 639 450 |
278 837 156 |
98 023 308 |
97 219 530 |
48 601 444 |
38 763 390 |
6 |
ОАСО «Би энд Би иншуренс Ко» |
232 400 514 |
234 792 602 |
104 623 106 |
107 806 639 |
14 748 954 |
14 748 954 |
7 |
ЗАО «СК«Белросстрах» |
173 866 001 |
181 139 487 |
54 551 213 |
53 542 123 |
27 604 750 |
25 697 030 |
8 |
СООО «Белкоопстрах» |
147 347 040 |
147 795 630 |
59 418 974 |
62 047 525 |
22 659 151 |
17 266 159 |
9 |
СБА ЗАСО «Купала» |
98 667 172 |
83 085 171 |
20 264 825 |
14 619 914 |
11 856 194 |
7 734 262 |
10 |
ЗСАО «БелИнгострах» |
83 496 612 |
81 168 897 |
45 964 707 |
46 231 814 |
1 513 354 |
1 226 363 |
11 |
УСП «Белвнешстрах» |
57 604 344 |
49 872 852 |
17 493 139 |
16 986 329 |
7 074 211 |
5 653 472 |
12 |
ЗАСО «КЕНТАВР» |
47 440 375 |
59 489 305 |
27 689 552 |
34 154 129 |
833 768 |
276 886 |
13 |
ИС ЗАО «ППФ Страхование»** |
42 138 393 |
42 138 393 |
277 928 |
277 928 |
19 999 116 |
16 358 128 |
14 |
ЗАО «СК «ЭРГО» |
39 444 665 |
53 219 486 |
17 859 650 |
22 218 861 |
5 093 448 |
4 119 116 |
15 |
ЗАСО «ГАРАНТИЯ» |
21 136 230 |
20 945 580 |
867 610 |
686 638 |
756 622 |
(337 070) |
16 |
ОАСО «БАГАЧ» |
9 422 069 |
11 708 251 |
4 786 922 |
4 939 768 |
772 722 |
772 722 |
17 |
ИСП «ЦЕПТЕР ИНШУРАНС» |
7 646 658 |
7 168 712 |
4 319 769 |
4 202 935 |
3 048 332 |
2 998 325 |
18 |
СООО «Росгосстрах» |
5 253 193 |
5 701 126 |
897 107 |
1 024 674 |
304 304 |
107 159 |
19 |
Частное предприятие «Вартма Иншуранс» |
912 737 |
8 117 162 |
- |
90 331 |
4 259 229 |
3 492 532 |
20 |
ЗАСО «Дельта Страхование» |
291 064 |
270 704 |
111 253 |
94 244 |
(239 202) |
(299 094) |
21 |
РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация» |
− |
147 248 275 |
− |
18 124 601 |
81 910 141 |
56 459 393 |
22 |
РДУСП «Стравита» |
188 362 777 |
188 362 777 |
34 121 698 |
34 121 698 |
130 978 299 |
125 440 252 |
23 |
ОАСО «Пенсионные гарантии» |
27 107 753 |
27 107 753 |
250 011 |
250 011 |
1 336 038 |
1 336 038 |
24 |
УСП «Седьмая линия» |
17 826 644 |
17 826 644 |
3 231 128 |
3 231 128 |
2 024 490 |
2 024 490 |
25 |
ОАО «Белоруcский народный страховой пенсионный фонд» |
9 255 215 |
9 255 215 |
12 468 452 |
12 468 452 |
(6 346 065) |
(6 860 225) |