Рынок страховых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение современного состояния рынка страховых услуг в России, тенденций его развития и разработка теоретически обоснованных мероприятий, направленных на совершенствование страхования.
Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции и структуру;
- определить современное состояние российского страхового рынка и рынков стран с развитой рыночной экономикой;
- проанализировать существующие на сегодняшний день проблемы функционирования рынка страховых услуг и пути их решения.
- рассмотреть перспективы развития страхования в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 60.26 Кб (Скачать файл)

- предварительное утверждение  содержания стандартных форм  договоров с точки зрения всех  условий - Германия.

Государственное регулирование текущей  деятельности страховых организаций  направлено в первую очередь на обеспечение  их финансовой устойчивости. Во всех развитых странах требования государства  к финансовой устойчивости страховщиков достаточно жестки.

Так же актуально регулирование  размещения страховых резервов. Оно  служит для достижения государством ряда целей. Во-первых, имеет значение прямой результат - обеспечение финансовой устойчивости страховщиков и гарантий выполнения ими обязательств перед  клиентами. Во-вторых, регламентация  размещения резервов имеет и косвенные  последствия, в результате действия которых она может использоваться как регулятор структуры страхового рынка и капитала страховщиков. В  частности, ужесточение инвестиционных требований отражается в первую очередь на мелких страховщиках, которые уступают позиции более сильным конкурентам, таким образом, происходит укрупнение страховых компаний. В некоторых странах покупка государственных долговых обязательств является обязательной для страховщиков. В этом случае, обязывая вкладывать резервы в государственные ценные бумаги, государство тем самым обеспечивает устойчивый спрос на них со стороны страховщиков и превращает страховую отрасль (а она перераспределяет в развитых странах до 8-10% ВВП) в стабильного заимодавца государства. Такие нормы могут использоваться в развитых странах, где инвестиции в государственные ценные бумаги считаются "безрисковыми". В России аналогичная норма действовала до 1998 г., однако затем от нее отказались.

В некоторых странах используются такие методы регулирования, как  отчисления страховщиков в обязательные государственные резервы, гарантийные  фонды и внесение гарантийных  депозитов. Максимального развития они достигли в США, так как  там они вводятся на уровне каждого  штата. В Германии, напротив, гарантийных  инструментов нет. В отечественной  практике подобные инструменты тоже пока не применяются.

Механизм их действия имеет две  стороны. С одной стороны, они  несут положительный эффект для  рынка. Здесь действует свойственный страхованию принцип замкнутой  раскладки ущерба: из средств этих фондов осуществляются выплаты в  случаях крупных катастроф, банкротств страховщиков и т.д., поэтому они  способствуют повышению надежности функционирования страхового рынка  и защите прав потребителей страховых  услуг. Однако, с другой стороны, обязательства  обанкротившегося страховщика фактически оплачиваются финансово благополучными компаниями, что снижает у страхователя стимулы к поиску надежных страховщиков, более обдуманному подходу к  их выбору и, следовательно, не соответствует  принципам свободной рыночной экономики.

Таким образом, можно сделать вывод, что функционирование рынка страховых  услуг в странах с развитой рыночной экономикой напрямую зависит  от государственной политики и контроля в этом направлении. Опыт развитых стран  должен сыграть положительную роль в дальнейшей интеграции России в  мировой страховой рынок.

2. Анализ состояния рынка страховых услуг в России

2.1 История развития рынка страховых услуг в России

Первые проявления страхования  появились в глубокой древности, когда знать и купцы пыталась защитить своё движимое и недвижимое имущество, в результате катаклизмов, катастроф и нападений. Именно в  эти времена был заложен самый  главный принцип - целью страхование  может быть только защита, а не обогащение на этом.

Если сегодня рассматривать  этапы или процессы становления  рынка страховых услуг в России то, выделяют два периода:

- дореволюционный;

- послереволюционный.

Дореволюционный период длился с 1786 по 1917 годы, этот период также называют страхование в царской России. До конца 18 века Россия пользовалась иностранными страховыми компаниями. Но первое общество взаимного страхования от огня было создано в 1765 году в Риге, и поэтому  Россия считается первым государством, которое создало этот вид страхования. Также в 1781 г. Екатерина II издала указ « Купеческого водоходства», который  основал морское страхование  в России.

В 1786 году Екатерина II вместе с организацией ипотечного кредита попыталась организовать государственное страхование, так  как большинство аристократии получало страховые услуги за границей.

В 1797 году в России была предпринята  попытка страхования товаров  в страховой конторе при Ассигнационном Банке, но 1805 это контора закончило  свое существование.

С 1862 за короткое время образовались новые страховые общества:

- 1862 - общества взаимного страхования  от огня, преобразованные в «Российский  союз» в 1890;

- 1867 - «Русское» ;

- 1870 - «Коммерческое», «Варшавское», «Русский  Ллойд»;

- 1872 - «Северное», «Якорь», « Волга»;

- 1881 - «Россия», оно производило  страхование жизни, капиталов,  коллективное и индивидуальное  страхование.

В 1865 в акционерных страховых  обществах было застраховано имущества  на 886 млн. руб., в 1886 году - на 4 млрд. руб. На 1913 год насчитывалось 13 акционерных  страховых обществ, в которых  осуществлялось страхование от огня, от несчастных случаев и страхование  жизни. «Общество русского перестрахования» и общество «Помощь» занимались перестрахованием, а к 1888 году они также страховали от несчастных случаев, краж со взломом  и т.д. Управляли этими обществами крупные домовладельцы. Существовали также общества взаимного страхования  промышленников и землевладельцев.

К 1913 году взаимное страхование значительно  уступало акционерному. Так как вся  сумма застрахованного имущества  составляла 21 млрд. руб. Из них 63% приходилось  на долю акционерных страховых обществ, 15 - на долю земского страхования и 8% - на долю городских взаимных страховых  обществ. Общая сумма страховых  взносов в 1913 г. составила 204,5 млн. руб., в том числе на долю акционерных страховых обществ пришлось 63,1%, земств - 19,8, взаимного страхования - 6,7%. Из этих показателей видно, что выплаты страховых сумм покрывали лишь пятую часть убытка по пожарам (700-800 млн. руб. убытков в год).

К 1917 году в России личное страхование  охватывало только состоятельное население. Этим занимались 20 организаций, среди  которых были специальные по страхованию  жизни, такие как: «Жизнь», «Заботливость», «Генеральное». Застрахованных людей  на случаи смерти было 400 тыс. чел. Страхование  жизни проводили также сберегательные и пенсионные кассы служащих на железной дороге.

В это время активы страховых  обществ составили 374 млн. руб. На долю российских акционерных обществ  приходилось 63,1% собранных страховых  взносов, а на долю иностранных страховых  компаний - 5,9% .

В послереволюционный период, а точнее 23 марта 1918 г., декретом СНК РСФСР  был учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме  социального, который возглавлялся Комиссариатом по делам страхования. Позже 28 ноября 1918 г. декретом СНК РСФСР  страховое дело было признано государственной  монополией во всех его видах. А 18 сентября 1925 г. в положения о государственном  страховании в СССР было записано, что страхование во всех его видах  является государственной монополией СССР.

В 1947 г. из состава Госстраха СССР выделилось Управление иностранного страхования  СССР - Ингосстрах, как самостоятельная  хозрасчетная организация. Сейчас Ингосстрах занимает ведущую позицию среди  страховых организаций.

Также до 1958 года главным управлением  государственного страхования в  СССР совместно с его органами в республиках, краях, областях, городах  и районах был Госстрах, система  которого была жестко централизованной в масштабе СССР.

С 1958 г. часть системы Госстраха  передается в ведение министерств  финансов союзных республик. С 1967 по 1991 г. система Госстраха была уже  союзно-республиканской. Она возглавлялась  Правлением Госстраха СССР, которое  подчинялось Минфину СССР.

Для сознания советского народа страхование  не являлось главной основополагающей жизни. Большинство людей даже не знали о формах и видах страхования. Но после 30 августа 1984 года, когда Совет  Министров СССР вынесло положение  «О мерах по дальнейшему развитию Государственного страхования и  повышению качества работы страховых  органов». Ситуация поменялась, когда  для бизнесменов финансовые риски  стали реальностью. С этого момента  количество страховых компаний резко  увеличилось, эти компании страховали все что угодно и на любых условиях.

С 1991 года по настоящее время в  становлении страхования также  можно выделить несколько периодов :

- с 1991 по 1997 - до финансового кризиса;

- с 1998 по настоящее время - после финансового кризиса.

С 1992 по 1997 число страховых фирм увеличилось в 3 раза, общий сбор страховых взносов - более чем  в 2797,6 раза (в текущих ценах) и  в 1,54 раза (за 1994 - 1997 гг. в постоянных ценах); общий объем страховых  выплат - в 883 раза (в текущих ценах) и более чем в 1,75 раза (за 1994 - 1997 гг. в постоянных ценах). С 1998 года количество государственных и негосударственных  страховых фирм стало уменьшаться. В 1998 количество страховых фирм было 1866, в 1999 г. - 1532, в 2000 -1271 и т.д. (Приложение А)

Причины ухудшения страхового рынка  в 1997 году:

- Снижение, количества страховых  фирм в условиях экстенсивного  развития - закономерный результат  концентрации и централизации  страхового капитала.

- Крушение рынка государственных  ценных бумаг (прежде всего  - ГКО) 17 августа 1998 г. По некоторым  оценкам, страховому рынку был  нанесен ощутимый урон, т.к. более  60% активов страховых фирм (более  8 млрд. руб.), размещенных в ГКО,  оказалось замороженными.

- Отказы клиентов от страхования  в связи с ухудшением их  собственного финансового положения  после августа 1998 г.

- Большая часть активов страховщиков  оказалась замороженной на срочных  счетах в проблемных банках  в результате развертывания системного  банковского кризиса.

Но в последующих годах рынок  страховых услуг продолжил активное развитие. К примеру, в Концепции  развития страхования в Российской Федерации (одобренной распоряжением  правительства РФ от 27.09.2002 г. №1361р) отмечаются следующие позитивные характеристики страхового рынка:

- доля средств от страхования  в ВВП выросла с 1,6 % в 1998 г.  до 3 % в 2001 г.;

- средства страховых резервов, инвестированные в объеме 88,5 млрд.рублей, увеличились по сравнению с  2000 г. на 174,2 %;

- в системе страхования, по  различным оценкам, занято от 250 до 300 тыс. человек.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок страховых услуг  России в 2001 г. продолжал развиваться, подкрепленный по имущественным  видам страхования и страхованию  ответственности положительными перспективами.

2.2 Анализ основных отраслей страхования в России

Современный российский страховой  рынок функционирует в крайне непростых условиях. На протяжении ряда последних лет и без того крайне незначительная доля реального  страхования в ВВП неуклонно  снижалась, что являлось индикатором  невостребованности обществом и  нежизнеспособности сложившейся в  стране модели страховых отношений. Сегодня трудности развития отечественного страхования многократно усилены  экономическим кризисом.

Текущее состояние страхового рынка:

В первом квартале 2009 года страховой  рынок продолжил активное развитие. Можно выделить следующие основные тенденции:

- дальнейшее сокращение числа  страховых компаний; активные действия  надзора по борьбе с недобросовестными  страховщиками;

- структуризация рынка в связи  с отраслевой специализацией;

- укрупнение компаний; сохранение  высокой активности по сделкам  слияния и поглощения; активное  формирование и реструктуризация  страховых и финансовых групп;

- постепенное развитие классического  страхования жизни на фоне  очищения рынка страхования жизни;  рост убыточности в отдельных  секторах общего страхования.

Не смотря на то, что взносы на страховом  рынке выросли уже более чем  на 30%, но страховщики не видят своего дальнейшего развития, так как  слабость перестраховочного рынка  формирует зависимость от мирового финансового рынка, что превращает российские страховые компании в  посредников. Это в результате может  привести к тому, что потребности  российской экономики в страховой  защите не будут удовлетворены.

По итогам 1 квартала 2009 года число  страховых организаций продолжает сокращаться. На 1 сентября их зарегистрировано в Государственном реестре 842. Этот привычный с 2002 года для рынка  процесс связан с усилением контрольных  мер со стороны надзорного органа, активизацией сделок слияния и поглощения страховых организаций, а также  ростом убыточности в отдельных  секторах страхового рынка на фоне неосмотрительной политики агрессивного расширения доли рынка отдельных  компаний при росте конкуренции, стимулируемом приходом иностранных  страховщиков.

В первом полугодии 2009 года, по сравнению  с аналогичным периодом 2008 года, совокупный объем страховых премий, без учета платежей по ОМС, упал лишь на 8,1%. Величина снижения покажется  незначительной, если сравнивать ее с  падением ВВП за тот же период (- 10,4%), снижением индекса промышленного  производства (- 14,8%), грузооборота (- 17,5%) и объема строительных работ (- 19,3%).

Сокращение количества страховых  и кредитных организаций по данным Центрального банка Российской Федерации  и Федеральной службы страхового надзора можно увидеть в приложении В.

Как показали результаты исследований, в наибольшей степени собранные  страховые премии сократились у  кэптивных компаний. Это стало  прямым следствием сокращения страховых  бюджетов их основных клиентов, ведь бизнес таких страховщиков наименее диверсифицирован и сильно завязан на одну финансово - промышленную группу. Если посмотреть в разрезе видов страхования, то лидерами падения стали: кредитное  автоКАСКО и ипотечное страхование. Наибольшие объемы падения спроса на страховые услуги отмечаются по видам, еще недавно выступавшим локомотивами отрасли - по автострахованию (-13,2 млрд. рублей за первое полугодие 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008 года), добровольному медицинскому страхованию (-4,0 млрд. рублей), страхованию  от несчастных случаев (-3,2 млрд. рублей). В разрезе розница - корпоратив наиболее всего упало розничное страхование, т. к. корпоративный сегмент был  в определенной мере поддержан введением  новых обязательных видов страхования  ответственности, а также ростом стоимости зарубежной перестраховочной защиты крупных рисков из-за девальвации  рубля. В территориальном разрезе  впервые после нескольких лет  снижения доля Москвы в общем объеме собранной по стране страховой премии выросла с 40,9% в первом полугодии 2008 года до 47,4% в первом полугодии 2009 года.

Информация о работе Рынок страховых услуг