Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение современного состояния рынка страховых услуг в России, тенденций его развития и разработка теоретически обоснованных мероприятий, направленных на совершенствование страхования.
Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции и структуру;
- определить современное состояние российского страхового рынка и рынков стран с развитой рыночной экономикой;
- проанализировать существующие на сегодняшний день проблемы функционирования рынка страховых услуг и пути их решения.
- рассмотреть перспективы развития страхования в РФ.
Данные страховщиков демонстрируют
существенное увеличение доли договоров
с франшизой, как в корпоративном,
так и розничном видах
В приложении Г, мы можем увидеть прибыль и убыток крупнейших страховых организаций России на современном этапе.
Таким образом, мы видим, что страхование сейчас крайне нуждается в грамотном подходе к решению проблем, поиску новых путей развития и работы с клиентами. Так как очевидно сокращение количества организаций по предоставлению страховых услуг и, как следствие, уменьшение конкуренции. А это, в свою очередь, может позволить страховым фирмам вести себя на рынке «расслабленно», что естественно скажется только негативно.
2.3 Выявление проблем
функционирования рынка
На мой взгляд, одну из основных
ролей в наличии проблем
Для примера возьмем некоторые
показатели активности населения в
страховании за 2007 год. В мае 2007 года
компания «Ромир» провела
Исследование «Ромир» по страховому
рынку проводилось во всех федеральных
округах России. Опрошено 1584 человека
в возрасте от 18 лет и старше. В
ходе исследования социологи выяснили,
сколько наших
На тот период, среди россиян,
которые пользовались страховыми услугами,
а их оказалось лишь 39% от общего
числа опрошенных, совершенно очевидно
преобладали автомобилисты, так
как более половины из них имели
полис ОСАГО (51%). Наиболее популярной
данная услуга была среди людей в
возрасте 25-34 года. Чуть более трети
граждан (35%) являлись обладателями полиса
медицинского страхования, выданного
по месту работы. Этот вид страхования
наиболее часто встречался у категории
граждан от 25 до 44 лет. 23% опрошенных
заявили, что пользуются услугой
пенсионного страхования за счет
предприятия, на котором работают. Коммерческое
страхование недвижимости оказалось
популярным только у каждого десятого
опрошенного (10%), почти также было
востребовано добровольное медицинское
страхование (9%). В целом, как распределились
ответы на вопрос: «Какими страховыми
услугами Вы или члены Вашей семьи
пользуетесь в настоящее время?
Учитывая тот факт, что 61% граждан не пользуются услугами страховых компаний, социологи задали респондентам следующий вопрос: «Что Вам мешает более активно пользоваться услугами страховых компаний?» Ответы на вопрос распределились, как показано на рисунке 3.
Рис. 3 - Социальный опрос на тему: «Что Вам мешает более активно пользоваться услугами страховых компаний?»
Как видно из рисунка 000, процент тех, кто не верит в страхование как таковое значительно выше среди людей, которые не прибегают к этим услугам (42%). На дороговизну услуг страховых компаний сетуют 35% среди тех, кто пользуется страховыми услугами и 21% среди тех, кто данными услугами не пользуется. Для 21% «непользователей» основной причиной отсутствия интереса к услугам страховых компаний является то, что в ближайшие годы страхование им не понадобится. 15% «пользователей» плохо понимают, как работает система страхования, а 8% граждан именно по этой причине вообще не пользуются страховыми услугами. Недостаток информации об услугах и предложениях отмечают почти равное количество «пользователей» и «непользователей»: 9% и 10% соответственно. Тем не менее, почти треть (30%) опрошенных «пользователей» ни на что не жалуются и активно пользуются услугами страховых компаний.
Так же, одним из факторов, создающим
проблемы для полноценного функционирования
рынка страховых услуг можно
считать то, что страховые компании
не являются активными заказчиками
маркетинговых исследований. И заказывают
они, в основном, исследования на тему
известности брендов и
страховой услуга рынок опыт
Рис. 4 - Источники информации о страховой компании %.
Приведенные выше данные, косвенно подтверждают, что потребитель недостаточно реагирует на рекламные усилия страховщиков при выборе компании. Слабость маркетинговой работы страховщиков в значительной степени связана с тем, между ними пока что нет настоящей конкуренции, рынок еще не насыщен, необходимо время на развитие. В зависимости от того, как страховщики выполняют взятые на себя обязательства, будет зависеть рост востребованности их услуг.
Если же приблизиться к нашему времени, то достаточно актуальными будут данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на сентябрь 2009года. В них отмечено что, доля граждан, которые не пользуются страхованием, возросла за 5 лет с 47% до 53%. Самой распространенной страховой услугой остается ОСАГО - им пользуются 23% россиян. Пять лет назад полис обязательного автогражданского страхования был у 17% жителей страны. А доля тех, кто обеспечен добровольным медицинским страхованием, напротив, снизилась за этот период в 3,5 раза - с 21 до 6%.
13% опрошенных ВЦИОМ пользуются
добровольным пенсионным
36% тех, кто не пользуется
19% тех, кто обращается к
Инициативный всероссийский
Таким образом, можно сделать вывод,
что основным барьером отделяющим рынок
страховых услуг России от слаженного
«европейского» функционирования является
недостаточная маркетинговая
Таким образом, ясно, что пока страховые компании, в силу отсутствия конкуренции и слабого насыщения рынка могут позволить себе вести себя «расслабленно», обращения за крупными исследованиями к исследовательским компаниям будут оставаться единичными. Но по мере того, как будет усиливаться конкуренция, страховые компании поймут, что в эпоху информатизации старые методы работы уже не годятся. Просто подтолкнуть их к этому должны не пустые слова, а ситуация, где есть угроза бизнесу.
3. Тенденции развития рынка страховых услуг в России
3.1 Совершенствование рынка страховых услуг в России
По данным аналитических организаций сложившаяся модель российского страхового рынка не соответствует потребностям российской экономики и только частично выполняет основные функции страхования, такие как:
- возмещение убытков,
- обеспечение непрерывности
процесса производства и
Целевая модель страхового рынка предполагает, что к 2020 году национальная система страхования должна достигнуть уровня развития, позволяющего ей эффективно выполнять все основные функции страхования. К 2020 году уровень страховой защиты рисков, традиционно подлежащих страхованию в развитых странах, должен приблизиться к 100%. Совокупный объем рынка к 2020 году должен достигнуть 3 трлн рублей ($122,2 млрд) или 4% от ВВП. Высокая доля тяжелой промышленности в ВВП, значительный износ активов промышленных предприятий, неблагоприятные природные условия и ряд других специфических для России факторов дают основания предполагать, что оптимальное соотношение взносов по видам иным, чем страхование жизни, в ВВП должно превышать среднемировой уровень.
Приоритетными направлениями развития российского страхового рынка должны стать:
- построение эффективной
системы медицинского
- реорганизация системы
субсидирования
- стимулирование страхования
имущества в зонах с
- совершенствование
- замена лицензирования
ряда видов деятельности
- развитие экологического
страхования и страхования
Чтобы принять возрастающий объем рисков, страховые компании должны значительно увеличить размер собственного удержания за счет роста собственных средств. Совокупный уставной капитал российских страховых компаний к 2020 году должен достигнуть как минимум 750 млрд рублей в ценах 2007 года ($30,6 млрд), то есть вырасти в 4,4 раза. Величина совокупных активов отрасли в 2020 году должна составлять не менее 3,3 трлн рублей в ценах 2007 года (или $134,4 млрд).
Развитие собственного перестраховочного рынка должно происходить в основном за счет специализированных перестраховщиков. Российский перестраховочный рынок к 2020 году должен стать перестраховочным центром стран СНГ. Взносы по входящему перестрахованию должны расти опережающими темпами, прогноз на 2020 год - 750 млрд рублей ($30,6 млрд).
Рост количественных показателей
рынка должен сопровождаться развитием
его инфраструктуры, повышением его
надежности и, совершенствованием регулирования
и законодательной базы. Активизация
борьбы с демпингом должна происходить
на фоне нейтрализации
Еще одной важной частью совершенствования страхового рынка, является модернизация государственного надзора за страховой деятельностью. Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации осуществляется на принципах законности, гласности, организационного единства надзора и обеспечивает проведение единой государственной политики в области страхования. В сферу государственного надзора за страховой деятельностью должны входить разработка планов развития страхового бизнеса, анализ финансового положения учредителей (акционеров, участников, аффилированных лиц) и их долей в уставном капитале страховой организации, порядок реорганизации и ликвидации страховых организаций, их платежеспособность и финансовая устойчивость. Указанные положения в полной мере отвечают международному опыту и стандартам страхового надзора.
В целях совершенствования
государственного страхового надзора
за деятельностью страховых
- повышение надежности
системы страхования
- установление правил, нормативов
и показателей
- финансовое оздоровление
страховой компании, включая обязательное
увеличение капитала и
- установление для