Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 01:42, реферат
Цель: показать возможность использования различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся в системе.
Задачи:
Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.
Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.
Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.
Введение.
Сущность контроля и его место в учебном процессе ………… 3 – 4
Разнообразие методов, форм, приемов контроля
знаний учащихся……………………………………………………5 – 11
Современные методы диагностики знаний учащихся………… 12 – 15
Система применения разнообразных методов и приемов
контроля знаний учащихся ……………………………………….16 – 21
Результаты…………………………………………………………. 22
Список использованной литературы …………………………… 23
Методы контроля – это
способы с помощью которых
определяется результативность
учебно – познавательной
Классификация методов контроля знаний учащихся по биологии
- информационно
– сообщающий и
- объяснительно
– иллюстративный и
- инструктивно – практический и продуктивно – практический;
- информационно – побуждающий и частично – поисковый;
- побуждающий и поисковый (исследовательский).
2. По источнику знаний и
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- моторные.
3. По логическим операциям с понятиями:
- определение;
- анализ, синтез;
- сравнение;
- обобщение;
- конкретизация;
- классификация;
- доказательство.
4. По уровню учебно –
- репродуктивные:
- проблемно – поисковые (продуктивные);
- творческие (исследовательские).
5. По степени самостоятельности выполнения заданий (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер):
- объяснительно – иллюстративные;
- инструктивно – репродуктивные;
- проблемные;
- частично – поисковые (исследовательские).
6. По специфике усвоения
- воспроизведение
знаний в способах
- описание объекта (процесса);
- определение объекта;
- наблюдение;
- иллюстративный показ;
- лабораторно – практическая работа;
- упражнение;
- моделирование;
- эксперимент.
7. По организации управления процессом контроля знаний:
- исполнительские;
- самоконтролирующие;
- оценочные.
Для построения системы
Номенклатура форм контроля знаний учащихся по биологии также чрезвычайно широка.
Классификация форм контроля знаний учащихся по биологии
- эпизодический, периодический, систематический;
2. По количественному составу учащихся (Е.И.Перовский, В.Ф.Шалаев):
- индивидуальный, групповой, фронтальный, классно –
обобщающий;
- письменный, устный, самоконтроль, взаимоконтроль, семинар,
ролевая игра, деловая игра, практическая работа, экзамен,
домашняя самостоятельная работа, реферат;
- графический, программированный, автоматический,
дифференцированная работа по карточкам, тестирование,
машинный, безмашинный;
- зачет, уплотненный опрос, комбинированный;
5. По уровню познавательной
- репродуктивная воспроизводящая работа,
самостоятельная работа с
самостоятельные практические
эвристическая беседа.
В целях рационального использования форм контроля знаний рекомендуется соблюдать ряд требований:
- реализация личностно – ориенти
- возможность использования
проверки знаний в целях
- получение учителем за возможно короткий срок большого
количества обратной
- адаптивность форм к
учащихся;
- организация быстрого, четкого, краткого ответа учащегося на
конкретный вопрос учителя с компактной формулировкой
контролирующих заданий и
- возможность учителя быстро оценивать ответ ученика как на
конкретный вопрос, так и на проверочную работу в целом;
- достижение каждым учеником на конкретном этапе проверки
реально возможного уровня в соответствии с нормами
оценивания.
Самой распространенной формой контроля до сих пор остается устная проверка знаний. Она позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий. Устный ответ может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Обычно на уроке проверяют знания одного – трех учеников. При этом важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характер работы «с одним учеником». Учащиеся могут дополнять ответ, исправлять ошибки, задавать дополнительные вопросы по теме ответа, оценивать, анализировать и комментировать ответ ученика. Но для этого необходимо обучать школьников анализу ответа, обсудить на какие качества ответа следует обратить внимание, можно записать в тетрадь план рецензии ответа. Мотивом к проведению анализа ответа учащегося служит его оценка учителем.
При устном ответе учитель
выявляет не только объем и
уровень усвоения материала, но
и умение осознанно
Устный ответ может иметь
исключительное значение для
развития учащихся, а это во
многом зависит от умения
Учитель должен быть заинтересован в ответе ученика, в его успехе.
Фронтальная устная проверка знаний (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью. Эта форма сводится к ответам на ряд последовательных вопросов перед классом. Учащиеся, как правило, активизируются, так как учитель может поднять с места любого ученика. Данная форма проверки знаний позволяет за короткий промежуток времени проконтролировать большое число учеников.
Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью. Задаваемые учителем вопросы формулируются так, чтобы они не требовали длительного обдумывания, были понятны настолько, чтобы не пришлось тратить время на их дополнительное «толкование». Одни учащиеся устно поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, другие -отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, допущенные другими учениками, иногда практикуется выполнение письменных заданий некоторыми учащимися.
Самой объективной формой проверки знаний до настоящего времени остается письменная работа.
Во- первых, ее результаты свидетельствуют
об объективном уровне
Письменная самостоятельная работа.
При ее проведении преследуются две цели: 1) дать возможность ученику проверить уровень своих знаний и умений; 2) способствовать более глубокому развитию умений применять свои знания. Поэтому к самостоятельной работе, ее организации, форме проведения предъявляется ряд требований:
- работа должна содержать
максимально большое число
- задания дифференцируются в соответствии с возможностями учащихся;
- для выполнения работы ученик
может использовать любую
- при выполнении работы
Контрольная работа.
Контрольная работа часто порождает у учащихся определенную неуверенность, боязнь получить двойку и т.д. такое психологическое напряжение приводит порой к заметному искажению истинной картины их знаний. Поэтому контрольными работами предпочтительно заканчивать фундаментальные темы, а остальных случаях целесообразнее провести самостоятельную работу или зачет. Контрольная работа должна быть одинаковой трудности для всех. Сильным ученикам можно заготовить дополнительное, необязательное задание. После каждой контрольной работы проводится тщательный анализ, который позволит выявить, какие вопросы не усвоены учащимися и наметить реальный план их ликвидации.
Много дают наблюдения за выполнением упражнений за партой. За короткое время можно составить представление о знаниях большинства учащихся класса. Такой контроль при надлежащем опыте может успешно сочетаться с индивидуальным обучением.
Зачеты.
Особое место в системе контроля знаний занимают зачеты. Зачет позволяет в спокойной обстановке поговорить с учеником по многим вопросам курса, обстоятельно проверить его знания. Программа зачета, являющаяся обобщением ряда тем, заранее доводится до сведения учащихся. Контроль и оценка знаний лишь одна из сторон зачета, при подготовке к зачету ученики систематизируют и закрепляют свои знания по теме или темам. Формы проведения зачета могут быть разнообразны: индивидуальная устная беседа с учащимися, беседа с группой учащихся, фронтальная беседа, письменная работа по теории с ответом на качественные вопросы. Хорошо успевающие ученики, систематически выполняющие текущие задания, могут поощряться освобождением от сдачи зачета. Разнообразие такого контроля позволяет сделать его частым, что хорошо отражается на знаниях учащихся.
Общественный смотр знаний.
Данная форма контроля проводится в присутствии представителей администрации, родителей, гостей. Такой опрос готовят заранее, ученикам недели за две сообщается программа смотра – опроса, раздаются приблизительные вопросы. Большое значение имеет распределение заданий на уроке: каждому ученику надо определить наиболее оптимальное (устное, письменное, практическое и т.д.)
В системе проверки знаний
учащихся по биологии
Практическая работа – это
форма применения полученных
знаний через сформированные
умения и навыки учащихся
Все перечисленные формы контроля являются традиционными, ими пользуются учителя уже на протяжении многих десятков или даже сотен лет. Наряду с традиционными формами в современной школе широко используются современные методы диагностики знаний учащихся.
Современные методы диагностики знаний учащихся.
Тестирование (от англ. – проба, испытание) является объективным инструментом для выявления уровня усвоения знаний.
Педагогический тест – система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, создаваемая с целью объективно оценить структуру и измерить уровень подготовленности учащихся. В настоящее время тестирование занимает ведущее место среди всех форм контроля деятельности школьников, особенно при итоговой аттестации (централизованное тестирование, единый государственный экзамен). Тесты, созданные внутри школы (одним учителем или группой учителей) или вне школы (научными центрами) и прошедшие экспертную оценку, называются стандартизированными. Разработанные тесты проверяются на валидность (адекватность, соответствие) и надежность (степень доверия к данной форме).