Система контроля знаний учащихся по биологии как средство повышения качества обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 01:42, реферат

Краткое описание

Цель: показать возможность использования различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся в системе.
Задачи:
Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.
Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.
Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.

Содержание

Введение.

Сущность контроля и его место в учебном процессе ………… 3 – 4


Разнообразие методов, форм, приемов контроля
знаний учащихся……………………………………………………5 – 11

Современные методы диагностики знаний учащихся………… 12 – 15

Система применения разнообразных методов и приемов
контроля знаний учащихся ……………………………………….16 – 21

Результаты…………………………………………………………. 22

Список использованной литературы …………………………… 23

Вложенные файлы: 1 файл

diagnostikaznaniyuchashaixsya (1).doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

 Цели использования тестов:

    - текущий контроль (входной, для закрепления);

    - тематический;

    - итоговый контроль (за  четверть, полугодие, год, экзамены, соответствие знаний стандарту);

    - с целью диагностики (коррекция).

Преимущества тестового контроля:

   - объективность контроля;

   - развитие у учащихся  альтернативности мышления, интуиции,

     самоконтроля;

   - формирование положительной мотивации у детей;

   - возможность выстроить  рейтинг учащихся;

   - создается система подготовки  учащихся к урокам;

   - творческий рост учителя.

Недостатки:

    - страдает развитие устной  и письменной речи;

    - проверяется конкретность  знаний, а не глубина их;

    - большая трудоемкость  в составлении тестов;

    - значительный процент  угадывания правильных ответов.

Этапы создания тестов:

  1. Планирование или моделирование содержания тестов. Выделение в теме учебных элементов, из которых состоит тема и которые предполагается проверить (не более 6 УЭ даже в итоговом тесте).
  2. Создание тестовых заданий.
  3. Композиция теста (от легких к сложным).

Требования, предъявляемые к тестам:

  1. Количество слов в задании минимально (до 7 слов).
  2. Формулировка в форме утверждения, а не вопроса, при ответе они превращаются либо в истину, либо в ложное высказывание.
  3. Желательно, чтобы в вопросе и ответе не было одинаковых слов.
  4. Тестовые задания должны выполняться быстро (в биологии – 0,5 – 1 мин.)
  5. Ответы должны быть правдоподобны.

В настоящее время тесты находят очень широкое применение при контроле и оценке знаний учащихся, но, тем не менее,  увлекаться тестами и заменять ими все другие формы контроля не рекомендуется. Это должна быть всего лишь одна из форм контроля, используемых учителем.

 

Учебные портфолио.

Учебное портфолио  представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно – познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, общественных организаций и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшая коррекция процесса обучения.

 Отдельные авторы характеризуют  портфолио  как:

  - коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;

  - выставку учебных достижений  учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за  данный период обучения (четверть, полугодие, год);

  - форму систематической, целенаправленной  и непрерывной оценки самооценки учебных результатов учащегося;

  - антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие  в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.

 Основной смысл портфолио  – показать все, на что ты  способен.

Основная задача – проследить динамику учебного процесса. Исходя из целей создания портфолио, в него могут быть включены: 

    - работы самого учащегося  как классные самостоятельные, так  и домашние, прикладные проекты, решения сложных задач, рефераты, листы самоконтроля, записи выступлений учащегося  и т.д.

   - заметки учителя, одноклассников, родителей, содержащие описание  результатов наблюдений   учителя за данным учащимся, листы проверок учителя с комментариями, лист оценок учителя по работам учащегося и др.

  Опыт использования портфолио  в американских школах показывает, что целесообразно использовать  два вида портфолио для каждого  ученика: рабочее и оценочное.  В рабочее портфолио учащийся  складывает все продукты своей  учебно – познавательной деятельности по данной теме, а далее отбирает из него те элементы, которые являются либо обязательными в оценочном портфолио по требованию учителя, либо, на взгляд школьника, наиболее полно отражает его усилия и прогресс в обучении.

 Оценивается портфолио как  по качеству, так и по количеству. Важную роль в системе оценки учебных портфолио  играют критерии, которые непосредственно отражают основные цели обучения данному предмету. Это могут быть: развитость мышления, сформированность специальных умений, сформированность прикладных умений, развитость коммуникативных умений, сформированность умений самоконтроля и самооценки. Для более детальной оценки каждый критерий может быть разбит на подкритерии.

 Преимущества учебного портфолио:

  - органически интегрирует преподавание, учение и оценивание;

  - позволяет объединить количественную  и качественную оценку способностей  учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно – познавательной деятельности;

   - поощряется не только  оценка, но и самооценка, и взаимооценка, а также самоанализ и самоконтроль учащегося;

   - учебное портфолио направлено  на сотрудничество учителя и  учащегося с целью оценки достижений,  приложенных усилий и прогресса в обучении;

  - учебные портфолио легко  интегрируются в профессиональные и служебные системы оценивания, что дает возможность раннего формирования профессионально – значимых умений учащегося.

 Недостатки:

  - требует большой систематической  работы по повышению квалификации  учителей;

  - требует от учителя и  учащихся новых организационных и познавательных умений;

  -  требует больше времени  для организации,  чем традиционная  система оценки.

 Данная инновация только  начинает внедряться в учебный  процесс и, безусловно,  существуют  реальные трудности. Но вместе  с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы, и, в конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения. 

  Рейтинг учебных  достижений.

Рейтинг – это бальная система оценки учебной деятельности, при изучении конкретной темы. Учебная деятельность может включать:

       - ответы на  вопросы;

       - выступление  по обязательной или дополнительной  литературе;

       - постановку вопросов;

       - решение задачи;

       - выполнение теста;

       - терминологический диктант;

       - изготовление  карточек и заданий;

       - дополнения к  ответу;

       - ассестирование  учителю и другие приемы.

Каждый вид деятельности оценивается определенным количеством баллов. В сумме все эти баллы образуют рейтинг по учебной теме, в журнал выставляется единственная итоговая оценка по теме. Данная система способствует активизации индивидуальной работы школьника, делает учебный процесс открытым. В этом видится большой плюс использования данной системы контроля знаний учащихся.

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

Система применения разнообразных методов и приемов контроля знаний учащихся.

Контроль знаний и умений учащихся – обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке обязательного учебного материала.

Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета:

  1. учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов, формируется системное мышление. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделять проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами  разного уровня организации, а также с окружающей их средой.
  2. Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения, эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и др. Следовательно, при проверке знаний и умений следует учитывать оценку не только теоретических знаний, но  практических умений.

 Все многообразие учебной деятельности учащихся на уроках биологии ставит перед необходимостью разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, «добытые им разными  путями», с учетом его индивидуальных особенностей.

  Система тематического учета знаний и умений позволяет:

  1. подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы;
  2. учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени; выполнения заданий разного уровня сложности

Прежде чем проводить контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверить те знания и умения, которые изучались в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний.

  Исходя из всего выше сказанного  следует, что система контроля  знаний должна включать  в себя  следующие этапы:

  1. Определение целей изучения темы, указывающих те знания и умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения
  2. Разработка содержания контрольных заданий.
  3. Выбор организационных форм контроля, адекватных его целям и содержанию.
  4. Разработка  порядка и процедуры предъявления учащимся контрольных заданий и их выполнения (выбор методов контроля).
  5. Разработка критериев оценок результатов выполнения контрольных заданий.
  6. Предъявление учащимся заданий и выполнение их.
  7. Анализ и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

  Все выше перечисленные этапы должны быть взаимоувязаны между собой. Указанные в целях знания и умения учащихся должны соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому предмету.

 

Примерная схема планирования тематического контроля

Тема     предварительный контроль       поурочный контроль    промежуточный контроль        итоговая проверка по теме

    В качестве примера  рассмотрим тематический контроль  по теме «Корень» в 6 классе.

 

Примерное планирование контроля по теме «Корень»

   1.По окончании изучения темы учащиеся должны знать:

 что такое корень, типы корневых  систем, виды корней, зоны корня, значение корня в жизни растения, видоизменения корней, рост корня в длину, связь строения и функций клеток корня;

уметь:

распознавать виды корней и типы корневых систем, сравнивать их между собой, устанавливать взаимосвязь между типом корневой системы растения и условиями его выращивания, закладывать опыты, проводить прищипку главного корня при пересадке растения.

  2.Общебиологические понятия, которые позволяет отрабатывать тема «Корень»:

  1. Связь между строением и функциями на разных уровнях организации: клетка, ткань, орган, организм.
  2. Понятие о круговороте веществ в природе.
  3. Понятие об обмене веществ.
  4. Понятие о взаимосвязи организма с окружающей средой.

3.На основе общебиологических понятий группируем частные биологические понятия, отрабатываемые в данной теме и необходимые для последующих тем курса ботаники:

  1. Функции корня как части растения.
  2. Взаимосвязь функций корня и побега.
  3. Функции клеток и тканей корня.
  4. Влияние условий окружающей среды на развитие корневой системы.

4. Вычленяем необходимые опорные  знания для изучения темы:

    1. признаки живого организма: питание, дыхание, рост и др.

    2. органы растения.

    3. строение клетки.

    4. виды тканей, особенности их строения и функции.

    5. почва и ее состав.

    6. корнеплоды

    7. сосуды

5. Планируем методику работы для реализации задач 1- 4 этапов:

    1. Лабораторная работа «Строение корня у проростка тыквы».

   2. Закладка и проведение опытов «Отрастание придаточных корней»

Информация о работе Система контроля знаний учащихся по биологии как средство повышения качества обучения