Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 01:42, реферат
Цель: показать возможность использования различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся в системе.
Задачи:
Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.
Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.
Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.
Введение.
Сущность контроля и его место в учебном процессе ………… 3 – 4
Разнообразие методов, форм, приемов контроля
знаний учащихся……………………………………………………5 – 11
Современные методы диагностики знаний учащихся………… 12 – 15
Система применения разнообразных методов и приемов
контроля знаний учащихся ……………………………………….16 – 21
Результаты…………………………………………………………. 22
Список использованной литературы …………………………… 23
(можно в домашних условиях), «Рост корня в длину».
3. Составление опорных конспектов в тетрадях с выделением цветом
ведущих понятий темы.
4.Сочетание разнообразных методов на одном уроке – работа с
микроскопом, использование гербарных экземпляров и живых растений,
операции анализа и синтеза при обсуждении опытов, демонстрации
опытов.
6. Планируем тематический
Определяем, что будем контролировать (содержание контроля) и как будем контролировать (методы контроля), при определении содержания контроля опираемся на ведущие понятия темы и курса, проверяем не только биологические знания и умения, но и общеучебные, но при этом избегаем включения излишне детализированного материала.
Предварительный контроль (экспресс – опрос или беседа)
Цель: актуализировать знания учащихся.
Текущий контроль (устный опрос)
Промежуточный контроль.
Тест
1. Корень – это
А. вегететивный орган б. генеративный орган
2. Главный корень можно выделить
А. у мочковатой корневой системы
Б. у стержневой корневой системы
3. Мочковатую корневую систему имеют
А. одуванчик, ромашка, подсолнечник
Б. пшеница, рожь, лук
4. Стержневую корневую систему имеют
А. одуванчик, ромашка, подсолнечник
Б. пшеница, рожь, лук
5. Придаточные корни отрастают
А. от главного корня Б. от стебля
6. Какая ткань обеспечивает рост корня в длину
А. образовательная б. покровная
7. Корневой чехлик выполняет
А. двигательную функцию
8. Пикировка – это
А. удаление верхушки главного корня
Б. удаление боковых корней
9. Пикировка проводится с целью
А. усиления роста боковых корней
Б. обеспечения роста придаточных корней
10. Окучивание томатов проводится с целью
А. усиления роста боковых корней
Б. обеспечения роста придаточных корней
Программированное задание
Вопросы:
Ответы:
(для детей, которые плохо воспринимают на слух или медленно читают данное задание можно предложить на карточке)
Итоговая проверка
(письменная разноуровневая
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Система контроля разрабатывается в каждом классе для каждой темы при тематическом планировании материала. При этом учитываются возрастные особенности детей, сложность изучаемой темы, место темы в курсе. Поэтому в 7 классе формы контроля, по сравнению с 6 классом, будут несколько иными. В качестве примера рассмотрим систему контроля по теме: «Рыбы» в 7 классе.
Фрагмент тематического планирования по теме: «Рыбы».
№ урока |
Тема урока |
контроль |
1. |
Приспособленность рыб к среде обитания. |
1.Входной контроль – тест 2. Работа в группах по инструктивным карточкам. Выводы. 3. Коррекция теста. 4.Решение логических задач. |
2. |
Внутреннее строение рыб. |
1.Проверка знаний: - экспресс – опрос - логические задачи; 2. Усвоение и коррекция знаний: программированное задание с последующей взаимопроверкой и обсуждением результатов в парах. |
3. |
Размножение и развитие рыб. |
1.Проверка знаний: взаимоопрос. 2. Усвоение и коррекция знаний: - анализ таблиц и выводы по ним; - логические вопросы и задачи. |
4. |
Многообразие рыб. |
Обсуждение и коррекция в группах.
Систематическое положение рыб. Игра «Третий лишний». |
5. |
Рыбы Пермского края. |
|
6. |
Конференция «Проблемы охраны рыб в мире, России, Пермском крае». |
1. Индивидуальные выступления. |
7. |
Обобщение. |
|
8. |
Итоговый контроль по теме |
|
Правильно организованный, систематический, разнообразный контроль способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества знаний и умений учащихся.
При проведении контроля
необходимо учитывать
Практически каждый урок начинается с предварительного контроля, который призван определить уровень исходных знаний учащихся и правильно спланировать управление их деятельностью на уроке. В 5 – 6 классах наиболее эффективной формой предварительного контроля считаю фронтальную беседу, не менее эффективным приемом является постановка целей учащимися, при которой они сами или с помощью учителя определяют уровень своего незнания, неумения. В более старших классах можно использовать тесты, диктанты, решение познавательных задач и логических вопросов с последующим выходом на индивидуальное целеполагание.
Текущий контроль на этапах первичного усвоения и закрепления знаний.
Наиболее эффективным приемом является беседа. При этом можно проконтролировать усвоение знаний большого числа учащихся. Деятельность учащихся организуется с помощью вопросов, которые определяют последовательность раскрытия учебного материала, направляют на выделение наиболее существенного, помогают составить целостное представление об уровне усвоения знаний по данному вопросу. В ходе беседы есть возможность корректировать ответы учащихся, добиваться осознания изученного материала, преодолевать фрагментарность в знаниях.
Например, в 6 классе при изучении темы «Воздушное питание растений» целесообразно провести беседу, т.к. эта тема сложна для понимания и усвоения учащимися. Для беседы используются следующие вопросы:
Эта последовательность вопросов позволяет школьникам получить целостное представление о фотосинтезе, выделив при этом самое основное. После проведенной беседы один – два ученика без труда рассказывают о процессе фотосинтеза в целом.
Данный прием находит широкое применение и для контроля самостоятельного изучения материала.
На начальных этапах изучения
биологии использую
На этом же уроке «Воздушное питание растений», на этапе закрепления знаний предлагаю такие вопросы:
1.Комнатные растения не только украшают квартиру, но и улучшают в ней воздух, насыщая его кислородом. Отчего же в таком случае не рекомендуется ставить очень много растений на ночь в спальню?
2. На одном поле скосили на сено клевер в начале его цветения, а на другом - в конце цветения. С какого поля сено будет более питательным? Почему?
3. Почему Ч.Дарвин считал, что хлорофилл – это, может быть, самое интересное вещество на Земле?
4. Почему подмерзший картофель имеет сладковатый вкус?
5. Нужно ли летом собирать
колорадских жуков на картофеле
6. Хозяйка летом на своем
Для контроля усвоения темы использую индивидуальный опрос. Данный прием используется не часто, но при изучении темы все учащиеся обязательно опрашиваются индивидуально. При этом важно занять остальных учеников, с этой целью использую приемы:
- внимательно прослушай и задай дополняющий или уточняющий вопрос (ответ на поставленный вопрос не должен дублировать рассказанное);
- дополни ответ (не повторяясь);
- проанализируй и оцени ответ.
При устном фронтальном опросе использую приемы: беседа, узнавание, коллективное заполнение таблицы на доске (каждый вызванный ученик заполняет одну – две графы в таблице), составление группового рассказа по опорным словам, заполнение пропусков в тексте, составление рассказа по рисунку учебника, взаимоопрос по заранее составленному плану, рассказ по опорному конспекту, подготовка сообщений с использованием дополнительной литературы.