Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:57, курсовая работа
ОМС призвано привлечь в здравоохранение дополнительные финансовые средства, повысить устойчивость системы здравоохранения и обеспечить всем гражданам РФ равные возможности в получении лечебно-профилактической помощи, предоставляемой за счет страховых взносов и платежей в объеме и на условиях соответствующих программ ОМС. Целью данной работы являлось изучение системы обязательного медицинского страхования, ее сущности и структуры, общих положений и принципов обязательного медицинского страхования, источников доходов бюджетов отдельных звеньев системы ОМС и основных направлений их использования. В процессе работы были использованы нормативные акты, учебные пособия, статьи из специальных медицинских журналов, автореферат диссертации.
Введение
Обязательное медицинское страхование - главное направление развития системы охраны здоровья населения Российской Федерации в условиях перехода России к рыночной экономике. Долгое время единственным источником финансирования отечественного здравоохранения был государственный бюджет. Сложное экономическое положение в России и растущая неспособность государства обеспечить за свой счет оплату медицинской помощи населению привели к новому этапу в развитии здравоохранения - созданию и развитию бюджетно-страховой медицины.
ОМС призвано привлечь в здравоохранение дополнительные финансовые средства, повысить устойчивость системы здравоохранения и обеспечить всем гражданам РФ равные возможности в получении лечебно-профилактической помощи, предоставляемой за счет страховых взносов и платежей в объеме и на условиях соответствующих программ ОМС.
Целью данной работы являлось изучение системы обязательного медицинского страхования, ее сущности и структуры, общих положений и принципов обязательного медицинского страхования, источников доходов бюджетов отдельных звеньев системы ОМС и основных направлений их использования. В процессе работы были использованы нормативные акты, учебные пособия, статьи из специальных медицинских журналов, автореферат диссертации.
1. Сущность и структура системы ОМС в России.
1.1. История развития страховой медицины в России, понятие медицинского страхования, обязательное медицинское страхование (ОМС).
«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Конституция Российской Федерации, раздел 2, ст. 41, п. 1.
Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще во второй половине XIX веке, когда, наряду с городской и земской медициной, существовало фабрично-заводское страхование, возникшее в связи с ростом рабочего движения, и общественное добровольное страхование ремесленников и наемных рабочих через систему больничных касс.
Начало XX века ознаменовано введением в царской России обязательного медицинского страхования. В 1912 году 3-я Государственная Дума приняла страховые законы об обеспечении рабочих по случаю болезни. Органом проведения страхования являлась больничная касса, учреждаемая на каждом предприятии с числом работающих не менее 200 человек (мелкие предприятия могли организовать общие больничные кассы). Общее собрание, которое управляло больничной кассой, должно было состоять на 2/3 из рабочих и 1/3 из представителей предпринимателя. Взнос со стороны рабочего в полтора раза превышал взнос со стороны предпринимателя и в общей сложности составлял 3,3% по отношению к зарплате работников предприятия. Основная функция кассы - выдача пособий в случае болезни, увечий, родов, смерти.
Первая мировая война прервала работу по реализации закона 1912 года. Надо отметить, несовершенен был и сам закон, это и послужило причиной включения вопросов социального страхования в программы многочисленных политических партий. В январе 1912 года на Пражской конференции РСДРП была принята программа социального страхования, реализация которой началась после революции 1917 года. Декретами 1917-18 годов больничным кассам были переданы все учреждения, оказывавшие медицинскую помощь рабочим. Финансирование всей деятельности кассы возлагалось на предпринимателя, а права управления деятельностью касс предоставлялись рабочим. Однако уже через 2 года "рабочая страховая медицина" была ликвидирована и утверждена единая "советская медицина".
Появление в период НЭПа различных видов собственности на средства производства потребовало новых подходов к социальному страхованию и медицинскому страхованию как одному из его видов. Постановлениями СНК 1921-23 годов были определены страховые взносы работодателей по отдельным видам социального страхования. Целевой взнос на медицинское страхование составлял в этот период, в зависимости от вредности производства, 5,5-7% от фонда оплаты труда. Для государственных учреждений - 3%, для государственных промышленных предприятий - 4,5%. Кроме того, существовали карательные и поощрительные тарифы на 25% выше или ниже нормальных. Они стимулировали работу по улучшению условий труда, уменьшению опасности и вредности производства. После ликвидации НЭПа произошло изменение системы социального страхования, которая стала исключительно государственной. При этом сохранились лишь отдельные элементы медицинского страхования в системе советского социального обеспечения под эгидой профсоюзов в форме санаторно-курортного лечения, диетического питания, финансирование санаториев-профилакториев и других профилактических мероприятий.
С началом перехода страны к рыночной экономике и плюрализму форм собственности на средства производства возникла необходимость реформы социального страхования и возрождения системы медицинского страхования. Важнейшим нормативным правовым актом стал принятый в 1991 году Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», регулирующий медицинское страхование в нашей стране и в настоящее время. Согласно ему, медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: закон от 28.06.1991 №1499-1 (ред. от 29.12.2006) // - Ст. 1. - С. 1.
В основе ОМС лежат следующие основные организационно-экономические и правовые принципы:
1. Всеобщность. Все граждане
РФ независимо от пола, возраста,
состояния здоровья, места жительства,
уровня личного дохода имеют
право на получение
2. Государственность. Средства
обязательного медицинского
3. Некоммерческий характер.
Вся получаемая прибыль от
операций по ОМС направляется
на пополнение финансовых
4. Обязательность. Местные
органы исполнительной власти
и юридические лица (предприятия,
учреждения, организации и т.д.) обязаны
производить отчисления по
5. Общественная солидарность
и социальная справедливость. Все
граждане имеют равные права
на получение медицинской
В качестве субъектов медицинского страхования выступают:
1. Застрахованные. Все граждане
Российской Федерации, а также
граждане иностранных
2. Страхователь. Это юридическое
или физическое лицо, вносящее
в фонд медицинского
- для неработающего населения
- органы государственного
- для работающего населения
- предприятия, учреждения, лица, занимающиеся
индивидуальной трудовой
3. Страховая медицинская
организация или страховщик. Это
специальная организация (
4. Медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, включенной в программу ОМС.
Объектами обязательного медицинского страхования являются медицинские услуги, предусмотренные программами ОМС.
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между сторонами медицинского страхования. Условия договора медицинского страхования регулируются ст.4 Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ».
Договор медицинского страхования должен содержать:
1. наименование сторон;
2. сроки действия договора;
3. численность застрахованных;
4. размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;
5. перечень медицинских
услуг, соответствующих
6. права, обязанности,
ответственность сторон и иные
не противоречащие
Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного. Форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Советом Министров Российской Федерации. Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российской Федерации имеет соглашения о медицинском страховании граждан О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: закон от 28.06.1991 №1499-1 (ред. от 29.12.2006) // - Ст. 5. - С. 2..
1.2. Структура системы ОМС, типы организационных схем системы ОМС.
Структура системы обязательного медицинского страхования представлена:
а). Фондами обязательного медицинского страхования
- Федеральным фондом
- Территориальными фондами
обязательного медицинского
б). Страховыми медицинскими организациями;
в). Медицинскими учреждениями.
В зависимости
от административно-
I тип - на территориях 21 субъекта Российской Федерации функционируют все законодательно предусмотренные участники системы ОМС: территориальный фонд ОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщика, страховые медицинские организации (см. Рис 1).
Рис. 1 Организационная схема системы ОМС I типа.
II тип - в 22 субъектах Российской Федерации система ОМС представлена территориальным фондом ОМС, филиалами ТФОМС (без прав страховщика) и страховыми медицинскими организациями (см. Рис. 2).
Рис. 2 Организационная схема системы ОМС II типа.
III тип - в 19 субъектах Российской Федерации имеются только территориальный фонд ОМС и СМО (см. Рис 3).
Рис. 3 Организационная схема системы ОМС III типа.
IV тип - представлен без участия страховых медицинских организаций на территориях 29 субъектов Российской Федерации. Из них на территориях 16 субъектов РФ действуют ТФОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщиков; на территориях 4 субъектов РФ - территориальный фонд и филиалы ТФОМС; на территориях 9 субъектов РФ - территориальный фонд ОМС (см. Рис. 4).
Рис. 4 Организационная схема системы ОМС IV типа. Вариант 1, 2 и 3.
Рассмотрим более подробно каждый из структурных элементов системы ОМС. Фонды обязательного медицинского страхования - неотъемлемая часть системы, созданной в 1993 году. Фонды обязательного медицинского страхования - это самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Нормативным документом, регулирующим деятельность ФФОМС, является Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 №857 (ред. от 30.12.2006) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования».
Информация о работе Система обязательного медицинского страхования