Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:57, курсовая работа
ОМС призвано привлечь в здравоохранение дополнительные финансовые средства, повысить устойчивость системы здравоохранения и обеспечить всем гражданам РФ равные возможности в получении лечебно-профилактической помощи, предоставляемой за счет страховых взносов и платежей в объеме и на условиях соответствующих программ ОМС. Целью данной работы являлось изучение системы обязательного медицинского страхования, ее сущности и структуры, общих положений и принципов обязательного медицинского страхования, источников доходов бюджетов отдельных звеньев системы ОМС и основных направлений их использования. В процессе работы были использованы нормативные акты, учебные пособия, статьи из специальных медицинских журналов, автореферат диссертации.
Реформирование системы финансирования здравоохранения и социального страхования основано на переходе к подушевому принципу финансирования территориальных систем здравоохранения, который должен охватывать все стадии движения финансовых средств отрасли: формирование, распределение и расходование.
Реализация подушевого принципа на стадии формирования финансовых ресурсов здравоохранения предусматривает утверждение на всех уровнях (федеральном, субъектов РФ, местного самоуправления) подушевых нормативов финансирования здравоохранения. Бюджетные средства и средства ОМС будут распределяться между территориями страны и внутри регионов в зависимости от показателей потребности в медицинской помощи для реализации программы государственных гарантий, а не в зависимости от ресурсных показателей сети лечебно-профилактических учреждений.
В целом можно отметить, что переход к финансированию здравоохранения на основе подушевых нормативов предполагает разработку и внедрение действенного механизма необходимого выравнивания финансовых условий реализации программы государственных гарантий между субъектами РФ и между муниципальными образованиями в рамках каждого субъекта РФ.
Что касается модернизации непосредственно обязательного медицинского страхования, то её целью также является создание устойчивой финансовой основы для оказания населению бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. Необходимо решить такие проблемы, как нечёткость правовой базы (ряд положений Закона об ОМС 1993 года, оставшегося без изменений, расходится с законодательными актами, принятыми в более поздний период), отсутствие управления и контроля за основными финансовыми средствами ОМС со стороны федеральных ведомств и др. В связи с этим необходим поиск эволюционных, поэтапных механизмов реформирования ОМС.
Модернизация системы финансирования обязательного медицинского страхования должна включать задачу по расширению и укреплению финансовой базы ОМС. Одним из способов решения этой задачи, по мнению учёных, является дополнительная децентрализация источников страховых взносов на неработающее население путём расширения круга страхователей. Первым шагом в данном направлении может стать наделение Пенсионного фонда Российской Федерации как финансово-устойчивого субъекта, обладающего полной информацией о данной категории населения, основанной на учёте, наряду с уже существующими у него функциями страховщика по обязательному пенсионному страхованию, полномочиями страхователя по ОМС такой категории, как неработающие пенсионеры, что даёт возможность дополнительного привлечения финансовых средств для ОМС 28,8 млн. граждан.
Кроме того, многим исследователям в этой области (например, А. Решетникову) представляется целесообразным рассмотреть вопрос о выведении из структуры единого социального налога страховых взносов на обязательное медицинское страхование, так как данные фондов ОМС свидетельствуют о том, что темпы роста объёма собранных страховых взносов при передаче этой функции в органы налоговой службы стали отставать от темпов роста выплаченной заработной платы. Интересно также предложение объединить территориальные и федеральный фонды ОМС в единый Фонд РФ для обеспечения единства медицинского обслуживания и действия страхового полиса на всей территории РФ.
Таким образом, работа по совершенствованию финансирования системы обязательного медицинского страхования и в первую очередь оптимизации деятельности фондов обязательного медицинского страхования продолжает активно вестись как в научных кругах, где разрабатываются теоретические предложения и схемы, так и среди практиков, предлагающих свои варианты решения проблем на основе собственного опыта работы. И несомненная важность этих разработок объясняется важностью сферы, в области которой они ведутся, ведь от решения накопившихся в российской медицине проблем (и прежде всего финансовых) зависит, в конечном счёте, эффективность всей отечественной системы здравоохранения.
Заключение
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Медицинское страхование на территории РФ осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное страхование осуществляется в силу закона, а добровольное проводится на основе договора, заключенного между страхователем и страховщиком.
Субъектом медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества и иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования. Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются: средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления; средства государственных и общественных организаций, предприятий; личные средства граждан; безвозмездные и благотворительные взносы и другие источники. Из этих средств формируются самостоятельные фонды здравоохранения и фонды медицинского страхования.
Система медицинского страхования опирается на Федеральный Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». В нем прописаны субъекты, объекты, договор медицинского страхования, права граждан Российской Федерации в системе медицинского страхования и страхователя, тарифы взносов и т.д.
Обязательное медицинское страхование - составная часть государственной системы социальной защиты. Программу ОМС осуществляют фонды ОМС и страховые медицинские организации.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и других услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. ДМС является одним из наиболее перспективных сфер страхования, и активно развивается.
Сочетание ОМС и ДМС позволяет комплексно оценивать состояние застрахованного и более профессионально подходить к оказанию медицинской помощи. Оптимальное сочетание полисов ДМС и ОМС экономит деньги и время граждан.
Основными проблемами проблемы развития медицинского страхования является недостаточное финансирование и организация распределения финансовых ресурсов, так же не совсем точное нормативно-правовая база. Решение проблем возможно лишь точными целенаправленными действиями правительства РФ, создание продуманной реформы в сфере социальной защиты населения.
Список использованных источников
1. Авксентьев В.И. Возможные пути развития законодательства в сфере медицинского страхования // Юридическая и правовая работа в страховании. – 2010. - №4. – С. 72-75.
2. Бородин А.Ф. О медицинском страховании // Финансы. - 2011. - №12. - С.58-60.
3. Гришин В.В., Бутова В.Г., Резников А.А. Модели системы обязательного медицинского страхования // Финансы. – 2010. - №3. – С.14-15.
4. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 686 с.
5. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 280 с.
6. Дрошнев В.В. Развитие обязательного медицинского страхования в России: история и современность // Страховое дело. – 2004. – №2. – С.57-64.
7. Зибирова И.В. Обязательное медицинское страхование и его роль в решении экономических проблем здравоохранения // Вестник Московского Университета. Сер.6. Экономика. 2000. №1. – С. 3-6.
8. Ковалева А.М Финансы: учебное пособие. / А.М.Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева. - М.: Финансы и статистика. 2006. - 108 с.
9. Конституция Российской Федерации. – М.: Зерцало. 2012. – 76 с.
10. Кузнецова Т.В. Проблемы и перспективы развития систем обязательного и добровольного медицинского страхования в России // Страхование. – 2011. №7. – С. 40-44.
11. Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2007: закон Воронежской области от 04.06.08 N 45-ОЗ // "Собрание законодательства Воронежской области", - 24.07.2008, - №6, - С. 206
12. Прокофьева Т.А. Государственное управление развитием здравоохранения региона и его совершенствование: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. / Прокофьева Т.А. – Воронеж, 2007. - 24 с.
13. Решетников А.В. Экономика здравоохранения: Учебное пособие для вузов. / А.В. Решетников, В.М. Алексеева, Е.Б. Галкин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 271 с.
14. Семенков А.В., Чернов А.Ю. Медицинское страхование. - М.: БЕК, 2012. - 364 с
15. Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 2010. - С.31-48.
16. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 801 с.
17. Шишкин С.В. Перспективы сочетания обязательного и добровольного медицинского и социального страхования в России / С.В. Шишкин, А.А. Гудков, Л.Д. Попович. - М.: МГУ, 2011. - 85 с.
Информация о работе Система обязательного медицинского страхования