Система страхования вкладов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование возникновения реального состояния и перспектив развития системы страхования вкладов в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить историю развития и функционирования системы страхования вкладов в Российской Федерации;
- исследовать теоретические основы организации и функционирования Агенства по страхованию вкладов;
- проанализировать современные тенденции развития системы страхования вкладов;
- выявить проблемы развития и функционирования системы страхования вкладов;
- исследовать возможные перспективы развития системы страхования вкладов населения в Российской Федерации.

Содержание

Введение....................................................................................................3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования и развития системы страхования вкладов
1.1 История развития системы страхования вкладов в России...............5
1.2 Классификация систем страхования вкладов.....................................8
1.3 Системы страхования вкладов в РФ: понятие и правовые основы.................................................................................................................11
Глава 2 Сравнительный анализ функционирования зарубежных и российской систем страхования вкладов
2.1 История становления зарубежной системы страхования вкладов...15
2.2 Анализ положительных и отрицательных сторон зарубежных и российской систем срахования вкладов.............................................................18
2.3 Анализ динамики банков, вступивших в систему страхования вкладов и банков банкротов.............................................................................................24
2.4 Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в России...................................................................................................................25
Заключение.................................................................................................29
Список использованных источников.........................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 глава.docx

— 65.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение....................................................................................................3

Глава 1 Теоретические аспекты функционирования и развития системы страхования вкладов

1.1 История развития системы  страхования вкладов в России...............5

1.2 Классификация систем  страхования вкладов.....................................8

1.3 Системы страхования вкладов в РФ: понятие и правовые основы.................................................................................................................11

Глава 2 Сравнительный анализ функционирования зарубежных и российской систем страхования вкладов

2.1 История становления зарубежной системы страхования вкладов...15

2.2 Анализ положительных и отрицательных сторон зарубежных и российской систем срахования вкладов.............................................................18

2.3 Анализ динамики банков, вступивших в систему страхования  вкладов и банков банкротов.............................................................................................24

2.4 Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в России...................................................................................................................25

Заключение.................................................................................................29

Список использованных источников.........................................................32

Приложения...............................................................................................34

 

 

Введение

 

В сегодняшнее время все чаще можно наблюдать тенденцию к росту накоплений населения, что характеризует рыночную экономику с положительной стороны. Но периодические банковские и финансовые кризисы, имеющие место в России, а также недавно выдвинутые санкции против нашей страны повлекли за собой массовые банкротства кредитных организаций и резкое ухудшение финансового положения банков, устоявших в кризисной ситуации. Одной из главных причин банковских кризисов и финансовой нестабильности банков в пост кризисный период являлся отток денежных средств вкладчиков в результате подрыва доверия к банкам. По мнению ведущих отечественных и зарубежных экспертов, до недавнего времени главным фактором, препятствующим успешному привлечению средств частных вкладчиков в коммерческие банки, выступал низкий уровень доверия граждан к банковской системе. Создание системы страхования вкладов должно было решить данную проблему.

Система страхования вкладов физических лиц была создана в России в 2004 году в целях защиты прав и законных интересов вкладчиков банков, а также укрепления доверия и привлечения сбережения населения в национальную банковскую систему.

Актуальность данной темы состоит в том, что даже если в стране экономика в целом сильно «шатается», население было бы безоговорочно уверено в том, что их денежные накопления будут целыми и начало доверять проверенным коммерческим банкам на рынке банковских услуг. 

Объектом нашего исследования является система страхования вкладов в Российской Федерации, а предметом нашего исследования стал процесс функционирования системы страхования вкладов.

Выбранная тема предопределила цели и задачи курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является исследование возникновения реального состояния и перспектив развития системы страхования вкладов в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проследить историю развития и функционирования системы страхования вкладов в Российской Федерации;

- исследовать теоретические основы организации и функционирования Агенства по страхованию вкладов;

- проанализировать современные тенденции развития системы страхования вкладов;

- выявить проблемы развития и функционирования системы страхования вкладов;

- исследовать возможные перспективы развития системы страхования вкладов населения в Российской Федерации.

Для написания данной курсовой работы были использованы следующие методы научного познания: метод абстракции, синтез и анализ, дедукция и индукция, философские методы, общенаучные методы

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты функционирования и развития системы страхования вкладов

1.1 История развития системы  страхования вкладов в России

 

Становление и развитие российской системы страхования вкладов происходило поэтапно. Первая попытка введения института страхования вкладов была связана с вступлением в силу указания Банка России от 30 апреля 1991 г. «О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках, фонда страхования коммерческих банков от банкротств, фонда страхования депозитов в коммерческих банках», определяющего создание указанных фондов. Средства в фонды перечислялись банками в 1991-1993 гг., за все время их существования расходы из фондов не производились.

В начале 1994 г. было прекращено формирование фонда страхования депозитов в коммерческих банках и фонда страхования коммерческих банков от банкротств. Ранее перечисленные в эти фонды средства подлежали возврату банкам на основании их письменных заявлений. Это объяснялось тем, что в соответствии с законодательством страхование вкладов и банков от банкротств не является функцией Банка России.

Дальнейшее развитие института страхования вкладов связано с принятием Указа Президента России от 28 марта 1993 г. № 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации», которым признавалось целесообразным создание федерального фонда страхования активов банковских учреждений, привлекающих вклады граждан. Банку России в соответствии с указом было рекомендовано перечисленные банками в 1992-1993 гг. отчисления передать в федеральный фонд страхования депозитов в коммерческих банках.

К 1994 г. стало понятно, что необходимо принятие отдельного законодательного акта о защите мелких вкладчиков. В результате был предложен законопроект «О гарантировании вкладов граждан в банках», в соответствии с которым предполагалось создать некоммерческую организацию, гарантирующую каждому вкладчику выплату возмещения по его вкладам. Но после длительного рассмотрения так и не был принят Советом Федерации.

В 1998 г. для преодоления последствий системного кризиса было создана государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО). Под управление АРКО передавались проблемные банки и выплата вкладчикам указанных банков возмещения по вкладам.

Несмотря на решение проблем, поставленных перед АРКО, и повышение деловой активности в российском банковском секторе, отказаться от института страхования вкладов было бы нецелесообразно.

Введение АРКО системы гарантирования вкладов в отдельных банках рассматривалось лишь в качестве локального эксперимента по проверке эффективности подобного механизма, его полномасштабное применение в банковском секторе планировалось только после принятия соответствующей законодательной базы.

Действуя в рамках закона о реструктуризации, АРКО фактически выполняло функции организации, ответственной за страхование вкладов, а также функции корпоративного ликвидатора. В результате мелкие вклады возвращались так, как если бы они были застрахованы: выплаты осуществлялись достаточно быстро и в полном объеме. Тем не менее, именно на Банк России возлагались функции надзора и контроля. 

До принятия закона о страховании вкладов правовую основу гарантий возврата привлекаемых банками денежных средств граждан составляли следующие нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ. К 1998 г. фонд обязательного страхования вкладов так и не был создан, в результате системного кризиса обанкротилось большое количество банков, не удовлетворив требований вкладчиков. Следующим этапом становления российской системы страхования вкладов стала реализация положений закона о страховании вкладов. Был разработан и принят целый комплекс законодательных и нормативных актов: Федеральный закон «О выплатах Банка России по вкладам при банкротстве банков, не учитывающих в системе страхования физических лиц в банках Российской Федерации». На основании сформированной нормативной базы надзорным органом было проведено два этапа широкомасштабного обследования российского банковского сектора с целью оценки финансовой устойчивости банков, имеющих разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц.

Но 23 декабря 2003 года все-таки был найден выход из ситуации, и был создан Федеральный закон Российской Федерации №177-ФЗ «О страховании вкладов физических  лиц в банках Российской Федерации». Этот закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках[5].

На основе данного закона был создан орган, который мог обеспечить выплаты физическим лицам в случае банкротства коммерческого банка. Этот орган был создан в январе 2004 года и был назван Агенством по страхованию вкладов. В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая, ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов, контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков, управляет средствами фонда страхования вкладов. 

Число банков-участников – 859 (данные на 11 февраля 2015 г.), размер фонда — 77,7 (данные на 2 февраля 2015 г.) млрд., страховых случаев — 220 (данные на 1 февраля 2015 г.) [14].

С принятием Федерального закона от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков, функции которого возложены на Агентство. Количество ликвидационных процедур в отношении банков - 395, количество завершенных ликвидационных процедур - 211.

27 октября 2008 года был принят  Федеральный закон № 175-Ф3 «О дополнительных  мерах для укрепления стабильности  банковской системы в период  до 31 декабря 2014 года», согласно которому  Агентство было наделено еще  и функциями по финансовому оздоровлению банков. Количество проектов санации банков, в которых Агентство приняло участие - 27.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», вступившим в силу с 1 января 2014 года, создается система гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. Администратором системы назначено Агентство по страхованию вкладов[7].

 

1.2 Классификация систем страхования вкладов

 

Существует несколько классификаций систем страхования вкладов. Рассмотрим их основные критерии и применимость таковых в России.

1. По характеру требований к участию коммерческих банков:

- Добровольное;

- Обязательное.

Основные аргументы в пользу обязательности участия в системе защиты вкладов состоят в том, что только такой подход обеспечивает распределение рисков по всей банковской системе и позволяет избежать опасности негативного отбора.

Добровольность может вызвать нежелание участвовать в системе защиты вкладов у устойчивых и благополучных финансовых учреждений, которые не захотят платить отчисления в фонд гарантирования вкладов

2. По характеру правового регулирования:

- Императивный (на основании специального законодательного акта);

- Диспозитивный (договорной).

При императивной системе процедуры страхования депозитов и банкротства банков осуществляются в законодательно оговоренных рамках, но при этом ограничена гибкость взаимоотношений системы страхования вкладов с банками и их клиентами.

Диспозитивный характер системы страхования вкладов обеспечивает гибкость и индивидуализацию форм страхования, порождая в то же время неясность гарантий клиентам.

3. По широте охвата объекта защиты:

- Полная;

-  Ограниченная;

-  Дискреционная.

Полная система страхования вкладов предполагает защиту всех депозитов, внесенных в банки. В этом случае повышается доверие к банкам, предотвращается возможность массового изъятия вкладов в период банковских кризисов.

При ограниченной системе страхования вкладов осуществляется страховая защита депозитов мелких вкладчиков (население). Недостатком является невозможность полного страхования депозитов. К тому же она трудно реализуема в период инфляции из-за проблем с порядком расчета минимального покрытия.

Дискреционная система страхования вкладов в обычные периоды действует как ограниченная, в период кризиса банковской системы объект страхования расширяется.

4. По форме собственности на функциональные органы:

- Государственная;

- Частная;

- Смешанная.

При государственной системе страхования вкладов учредителями ее являются органы государственного управления и регулирования; при частной - частные коммерческие структуры, при смешанной - государство и коммерческие структуры совместно.

Информация о работе Система страхования вкладов в Российской Федерации