Система страхования вкладов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование возникновения реального состояния и перспектив развития системы страхования вкладов в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить историю развития и функционирования системы страхования вкладов в Российской Федерации;
- исследовать теоретические основы организации и функционирования Агенства по страхованию вкладов;
- проанализировать современные тенденции развития системы страхования вкладов;
- выявить проблемы развития и функционирования системы страхования вкладов;
- исследовать возможные перспективы развития системы страхования вкладов населения в Российской Федерации.

Содержание

Введение....................................................................................................3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования и развития системы страхования вкладов
1.1 История развития системы страхования вкладов в России...............5
1.2 Классификация систем страхования вкладов.....................................8
1.3 Системы страхования вкладов в РФ: понятие и правовые основы.................................................................................................................11
Глава 2 Сравнительный анализ функционирования зарубежных и российской систем страхования вкладов
2.1 История становления зарубежной системы страхования вкладов...15
2.2 Анализ положительных и отрицательных сторон зарубежных и российской систем срахования вкладов.............................................................18
2.3 Анализ динамики банков, вступивших в систему страхования вкладов и банков банкротов.............................................................................................24
2.4 Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в России...................................................................................................................25
Заключение.................................................................................................29
Список использованных источников.........................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 глава.docx

— 65.10 Кб (Скачать файл)

5. По принципу определения ставки платежей:

- Фиксированная;

- Дифференцированная.

При фиксированном принципе определения платежей банки делают взносы по шкале, привязанной, как правило, к застрахованной базе. В случае дифференцированной ставки размер платежа меняется в зависимости от текущей достаточности фонда системы страхования вкладов, либо устанавливается шкала платежей, величина которых определяется для каждого банка индивидуально.

6. По степени государственного участия в финансовом обеспечении страховых выплат:

- С созданием дополнительных государственных гарантий;

- Без создания дополнительных государственных гарантий.

Государственные гарантии предполагают, что Центральный Банк открывает в пользу системы страхования вкладов кредитную линию, которой она может воспользоваться при недостаточности текущих средств фонда для осуществления своей основной деятельности. Если же дополнительные государственные гарантии отсутствуют, то финансовые ресурсы фонда системы страхования вкладов ограничены поступлениями от собственной деятельности[9].

 

1.3 Системы страхования вкладов в РФ: понятие и правовые основы

 

Страхование вкладов представляет собой комплекс мер, направленных на защиту вкладов и обеспечивающих их гарантийный возврат в полном или частичном объеме в случае банкротства финансового учреждения.

Агентство по страхованию вкладов является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. Целью Агентства по страхованию вкладов является обеспечение функционирования системы страхования вкладов.

Основными принципами системы страхования вкладов являются:

- обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

- сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

-  прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

- накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.

Участниками системы страхования вкладов являются:

- вкладчики, признаваемые выгодоприобретателями;

- банки, признаваемые страхователями;

- агентство, признаваемое страховщиком;

- банк России.

В соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков, имеющих лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц. Банк считается участником системы страхования вкладов со дня его постановки на учет до дня снятия его с учета в системе страхования вкладов.

Банки обязаны:

- уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов;

- представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

- размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

- вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать на любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, которая устанавливается Банком России по предложению Агентства;

- исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом[5].

Система страхования вкладов работает следующим образом. Если в отношении банка наступает страховой случай (у него отзывается лицензия на осуществление банковских операций или вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка), его вкладчику в короткие сроки выплачивается денежная компенсация: возмещение по вкладам в установленном размере. В случае ликвидации банка его расчеты с вкладчиком в части, превышающей указанную выплату, проводятся позднее - в ходе ликвидационных процедур в банке.

В соответствии Федеральным законом от 29.12.2014 № 451-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 1 400 000 рублей. Валютные вклады пересчитываются по курсу ЦБ на дату наступления страхового случая.

Сумма компенсации не может превышать 1 400 000 рублей, даже если вкладчик хранит деньги в одном банке на нескольких счетах. Однако если он имеет вклады в разных банках, в каждом из них ему гарантируются равные выплаты.

По вкладам в банке, в котором страховой случай наступил:

- до 9 августа 2006 г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 100 тысяч рублей;

- с 9 августа 2006 г. по 25 марта 2007 г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 190 тысяч рублей;

- с 26 марта 2007 г по 1 октября 2008 г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 400 тысяч рублей;

- с 1 октября 2008 г. по 29 декабря 2014г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 700 тысяч рублей;

- после 29 декабря 2014 г. - максимальная  сумма страхового возмещения  составляет 1 400 тысяч рублей.

Страхованию подлежат все денежные средства физических лиц в банках за исключением:

- средств на счетах физических лиц-предпринимателей без образования юридического лица, если они открыты в связи с указанной деятельностью;

- вкладов на предъявителя;

- средств, переданных банкам в доверительное управление;

- вкладов в зарубежных филиалах российских банков.

Для страхования вкладов вкладчику не требуется заключения отдельного договора страхования: оно осуществляется в силу закона. Специально созданная государством организация - Агентство по страхованию вкладов, возвращая за банк вкладчику сумму его накоплений, занимает его место в очереди кредиторов и в дальнейшем сама выясняет отношения с банком по возврату задолженности. Для получения возмещения по вкладам вкладчик должен представить в Агентство по страхованию вкладов (его уполномоченному банку-агенту) заявление и документы, удостоверяющие его личность. Сделать это можно в любое время со дня наступления страхового случая до завершения ликвидации банка, которая длится, как правило, до 2 лет. Страховое возмещение для «опоздавших» будет выплачиваться в исключительных случаях, например, при тяжелой болезни, длительной заграничной командировке.

Выплата возмещения по вкладам производится Агентством в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай, в течение трех дней со дня предоставления вкладчиком в Агентство документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая (этот период необходим для получения от банка информации о вкладах и организации расчетов). Возмещение по вкладам выплачивается в течение трех дней после получения от вкладчика согласия на перечисление ему конкретной суммы возмещения по его вкладам.

 

 

Глава 2 Сравнительный анализ функционирования зарубежных и российской систем страхования вкладов

2.1 История становления  зарубежной системы страхования  вкладов

 

В современном мире роль систем страхования вкладов усиливается, так как все чаще мы наблюдаем как претерпевает банковская сфера различные неблагоприятные ситуации, которые сказываются не самым лучшим образом на экономику в целом.

За последнее десятилетие обязательные системы страхования вкладов введены в большинстве бывших социалистических государств, в том числе в странах СНГ и Балтии: сегодня они функционируют во всех странах, вошедших в Европейское сообщество, а также в Белоруссии, на Украине, в России, Узбекистане, Армении, Молдове и Таджикистане.

Появление систем страхования вкладов в разных странах был связано, прежде всего, с финансовыми кризисами и банкротством многих банков, что подрывало не только доверие населения к банковской системе, но и разрушало саму эту систему.

Существенный урон стабильному функционированию кредитных организаций может нанести изъятие вкладов физическими лицами, причем этот процесс может приобрести стихийный характер и охватить большое число банков, вызвать остановку проведения ими расчетных операций, привести к спаду экономической активности.

Последствия таких потрясений наносят огромный вред экономике страны, причем затраты на восстановление платежеспособности не столь велики, как потеря доверия к банкам со стороны вкладчиков.

Поэтому правительства многих стран были вынуждены создать условия и выработать способы борьбы, связанные с массовым изъятием вкладов и кризисных ситуаций в банковской системе и экономике.

За последнее время большинство стран мира часто сталкивалось с кризисом банковской системы, что заставило их ввести страхование вкладов для стабилизации финансовой системы и предотвращения потенциальных банкротств отдельных банков в будущем.

Банковские кризисы поражали как развитые страны (США, Испанию, Норвегию, Финляндию, Швецию, Японию), так и развивающиеся, в основном страны Латинской Америки.

Эффективность функционирования системы защиты вкладов зависит от многих факторов. Как показывает мировой опыт, деятельность институтов страхования вкладов и ее совершенствование осуществляется с учетом реформирования специальных институтов надзора и реструктуризации банковской системы, а также усиления аудита банковской деятельности. Только благодаря тесной координации этих институтов позволяет поддерживать стабильность банковской системы.

Для того, чтобы хотя бы как-то минимизировать потери клиентов собственных накопленных средств и как можно меньше подрывать доверия к кредитным организациям начали придумать пути решения данной проблемы. Ведь она никогда не решиться полностью, потому что все будет происходит естественный отбор на рынке банковских услуг, где не каждая организация сможет удержаться. страны имеют системы гарантирования страхования банковских вкладов.

Первая в мире система страхования вкладов появилась в США. Ее предшественницей можно считать систему страхования облигаций, действовавшей в США с 1829 г.

О необходимости страхования банковских вкладов начали говорить еще в 60-х гг. XIX в., и большинство предложений, поступивших на рассмотрение Конгресса, представляли собой идею создания специального страхового фонда, из которого должны были проводиться выплаты вкладчикам разорившихся банков.

Но реальные сдвиги в этом направлении произошли только в ходе Великой Депрессии, когда в стране один за другим разорились около 9000 банков, и население перестало доверять им свои сбережения, предпочитая держать их в чулках. Зимой 1932–1933 гг. ситуация в банковской сфере ухудшалась с каждым днем. Банки прекращали выплачивать вклады, что привело к всеобщей панике.

Чтобы исправить ситуацию и восстановить доверие населения к банкам, в 1933 г. Конгрессом был подписан Акт о создании Федеральной корпорации по страхованию вкладов (FDIC). Одновременно был учрежден Временный федеральный фонд страхования вкладов.

Второй страной, где была реализована такая система, стала почти через 30 лет Индия. Здесь в 1962 г. была создана Корпорация по страхованию вкладов (FIC). Поводом для ее создания стало также банкротство двух крупнейших банков страны — Laxmi Bank и Palai Central Bank. В 1978 г. эта организация объединилась с Корпорацией по гарантированию кредитов, в результате чего появилась Корпорация по страхованию вкладов и гарантированию кредитов (DICGC), действующая и сегодня. В 1974 г. страхование банковских вкладов охватывало 12 стран, к 1980 г. таких стран стало 20.

В Европе с 30 мая 1994 года действует Директива Европейского парламента и Совета (изменениями от 16 апреля 2014 г.) «О системах гарантирования депозитов». В соответствии с этим документом каждое государство - член ЕС осуществляет контроль за созданием и развитием на своей территории одной или нескольких систем гарантирования депозитов. При этом ни одно кредитно-финансовое учреждение, получившее разрешение на банковскую деятельность, не может принимать вклады, не будучи членом одной из таких систем.

Директива предусматривает уровень гарантирования вкладов в размере от 100 000 до 300 000 евро на одного вкладчика. Таким образом, можно сказать, что все экономически развитые страны имеют сейчас систему защиты банковских вкладов В октябре 2002 г. было образовано две международные организации, объединяющие страховщиков вкладов. В Вене двадцать пять европейских организаций создали Европейский форум страхователей вкладов (EFDI), 22 июня 2007 г. он получил статус международной некоммерческой организации, членами которой на сегодняшний день являются 57 организаций из 44 европейских стран[8].

Обязательным условием нормальной работы банков является наличие систем поддержки их функционирования. Такие системы имеются практически во всех зарубежных странах с исторически сложившейся рыночной экономикой и выполняют две взаимосвязанные функции:

1. обеспечивают финансовую поддержку  банков, оказывающихся в трудных  финансовых ситуациях, на грани  неплатежеспособности;

2. защищают вкладчиков от полной  потери их сбережений путем  выплаты страхового возмещения  по вкладам.

Таким образом, удается избежать массового изъятия вкладов населением.

 

2.2 Анализ положительных и отрицательных сторон зарубежных и российской систем срахования вкладов

Информация о работе Система страхования вкладов в Российской Федерации