Совершенствование системы мотивации и стимулирования труда на предприятии ЗАО «Курский завод аккумулятор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной курсовой работы:
1. Проанализировать методы стимулирования и мотивации персонала в России как в общем, так и на примере ЗАО «Курский завод аккумулятор».
2. Изучить основные теории мотивации и основные методы стимулирования персонала.
3. Сделать выводы об экономическом эффекте при введении на производстве данных методов.
4. Рассмотреть основные недостатки мотивации и стимулирования персонала на предприятии ЗАО «Курский завод аккумулятор»

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты стимулирования и мотивации труда
1.1 Понятие, сущность мотивации и стимулирования
1.2 Основные методы стимулирования и мотивации труда
1.3 Особенности современных теорий мотивации
2. Анализ стимулирования и мотивации труда в организации ЗАО «Курский завод аккумулятор»
2.1 Социально–экономическая характеристика ЗАО «Курский завод аккумулятор»
2.2 Анализ системы трудовой мотивации и стимулирования труда на предприятии ЗАО «Курский завод аккумулятор»
3. Совершенствование системы мотивации и стимулирования труда на предприятии ЗАО «Курский завод аккумулятор»
3.1 Совершенствование материальных методов стимулирования труда на предприятии ЗАО «Курский завод аккумулятор»
3.2 Добавление социально–психологических методов стимулирования и мотивации труда
3.3 Добавление новых организационно–производственных методов стимулирования труда
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 207.94 Кб (Скачать файл)

Формы оплаты труда

Вовлечение работников в управление

на низовом уровне

Мотивация труда работников и творческая инициатива

Условия найма и увольнения

Пути повышения производительности труда

Рабочие бригады и их функции

Организационная культура фирмы

Обучение и повышение квалификации

Поощрительные системы оплаты труда

Взаимоотношения в коллективе

Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и ее организацию

Оценка персонала и его деятельности

 

Взаимоотношения с профсоюзами

 

 

 

Результатом эффективного управления персоналом является сосредоточение усилий работников на выполнении задач, намеченных стратегией организации, обеспечение  эффективного использования интеллектуальных и физических возможностей занятых  работников, реализацию их потенциала, повышение качества жизни, укрепление трудовых отношений в духе сотрудничества и улучшение морального климата, достижение взаимной выгоды индивидов, профессиональных и социальных групп  персонала организации, формирование у работников необходимых организации  интересов и поведения с целью  интеграции ожиданий организации с  их интересами. Конечная цель работы с  персоналом - обеспечение максимального  сближения ожиданий организации  и интересов работника, связанных  с профессиональной деятельностью.

Появление в России в сложившейся  экономической ситуации самостоятельного вида деятельности специалистов-менеджеров по управлению персоналом означает отказ  от минимальных вложений в человеческие ресурсы, затрагивающих лишь внешние  производственно-бытовые стороны  труда. Новая концепция исходит  из экономических критериев деятельности работников, ориентируется на инвестиции, необходимые для обучения и тренинга персонала, максимального раскрытия  возможностей и способностей, как  отдельной личности, так и профессиональных и социальных групп.

Принцип соотнесения денежных затрат на развитие персонала и получаемых результатов в виде прибыли становится не только общепризнанным, но и первостепенным для менеджмента в России. Такой  подход базируется на долгосрочной стратегии  бизнеса, полностью соответствует  ей и способствует видоизменению  деятельности персонала в производственно-технической  и социально-экономической сферах. Систему управления персоналом можно  разделить на две подсистемы: тактическую  и стратегическую. На первую возложены  такие функции, как организация  набора рабочей силы (поиск, собеседование, тестирование, оформление документов); подготовка, переподготовка и повышение  квалификации кадров; организация распределения, перемещения, продвижения, увольнения работников, оценка и выработка рекомендаций об их дальнейшей судьбе; текущий учет и планирование потребностей в кадрах в рамках года на основе анализа их состояния.

Стратегическая подсистема ориентируется  на разработку перспективной кадровой политики на основе трудового законодательства, анализа структуры персонала, эффективности  использования рабочего времени, прогнозов  развития производства, занятости.[2]

1.1.1. Состав персонала

Персонал или кадры - это основной штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные  функции. Он характеризуется прежде всего своей численностью, которая  определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.

Эти факторы задают нормативную  численность работников, которую  на практике почти никогда не удается  обеспечить, поэтому кадровый потенциал  более объективно характеризуется  списочной численностью, то есть теми сотрудниками, которые официально работают в организации в данный момент. В условиях дефицита кадров списочная  численность может существенно  отличаться от нормативной.

К списочной численности относятся  все категории работников: постоянные, сезонные, временные, оформленные не менее чем на пять дней.

Так как не все работники по тем  или иным причинам ежедневно бывают на рабочем месте, истинную величину персонала в каждый данный момент характеризует его явочная численность. Персонал не является чем-то застывшим: он находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних  и увольнения других.

Поскольку списочная и явочная  численность персонала постоянно  меняются, на практике принято определять их среднюю величину. Для этого  суммируются соответствующие каждодневные показатели, в том числе за праздничные  и выходные дни, которые приравниваются к предшествующим рабочим дням, и  полученный результат делится на количество дней за период.

Число принятых или выбывших работников за соответствующий период времени  есть оборот персонала. Он может быть необходимым, то есть который составляют те, кто уволился или был уволен по объективным причинам (призыв на военную службу, сокращение штатов вследствие изменения масштаба деятельности, структуры организации, системы  управления ею, выход на пенсию и  так далее), и излишним, связанным  с субъективными причинами (уход по собственному желанию, увольнения за нарушения трудовой дисциплины). Излишний оборот характеризует текучесть  кадров. Движение персонала можно  охарактеризовать с помощью ряда показателей, таких как интенсивность  оборота, коэффициент постоянства, коэффициент текучести и так  далее. 

Состав персонала любой организации  неоднороден, так как люди различаются  по естественным и приобретенным  признакам - полу, возрасту, образованию, стажу работы, профессии, специальности, квалификации, занимаемой должности.

На их основе выделяют группы работников, которые образуют структуру персонала. По-другому ее называют социальной структурой. Она может быть статистической и аналитической.

Статистическая структура персонала  отражает его распределение и  движение в разрезе категорий  и групп должностей. Например, можно  выделить персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских  подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг  или осуществляющие обслуживание этих процессов), и неосновных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального  хозяйства, подразделения социальной сферы). Все они в своих подразделениях занимают должности руководителей, специалистов, инженерно-технических  работников, служащих, рабочих.

Аналитическая структура определяется на основе специальных исследований и расчетов и подразделяется на общую  и частную. В отношении общей  структуры персонал рассматривается  по таким признакам, как стаж работы, образование, профессия; частная же структура отражает соотношение  отдельных категорий работников; например, "занятые простейшим трудом с помощью простейших приспособлений и без них", "выполняющие работу вручную, не при машинах", "выполняющие ручную работу по обслуживанию машин и механизмов" и так далее.[3]

Остановимся подробнее на составе  персонала торгового предприятия.

Понятие персонала торгового предприятия  характеризуется численностью и  составом  занятых  на  нем  работников.  В  целях  эффективного   управления процессом формирования и использования персонала  на  предприятиях  торговли применяется классификация работников по следующим основным  признакам:

1. По категориям. В составе персонала  предприятий  торговли выделяют три категории работников:

а) персонал управления;

б) торгово-оперативный персонал;

в) вспомогательный персонал.

Деление  персонала  торгового  предприятия  по  категориям  работников представляет  собой  наиболее  общую  форму  функционального  разделения  их труда.

2. По должностям и профессиям. На предприятиях  торговли в  составе   персонала   управления   выделяются   должности   руководителей (менеджеров), специалистов и т.п.

3. По специальностям. В составе  должностей  специалистов  выделяют экономистов,  финансистов,  товароведов,  бухгалтеров  и  т.п.

4. По уровню квалификации. Работники  основных должностей, профессий  и специальностей в зависимости от уровня знаний,  умения  и  трудовых  навыков подразделены на ряд квалификационных категорий.

5. По полу и возрасту. В соответствии  с действующим порядком  учета на предприятиях торговли выделяются мужчины в возрасте до 30 лет; от  30  до 60 лет; свыше 60 лет; а женщины соответственно до 30 лет; от 30 до  55  лет; свыше 55  лет. 

6. По  стажу  работы  в  торговле.  Действующей  практикой   учета предусматривается группировка  работников  торговых  предприятий  со  стажем работы в торговле до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10  лет;  свыше  10 лет. В конкретных целях управления персоналом эта  группировка  также  может быть детализирована.

7. По отношению к собственности.  В зависимости от этого признака  на предприятиях торговли выделяют  работников — собственников  его  имущества  и наемных работников.

8. По характеру трудовых отношений.  По  этому  признаку  работники торговых предприятий подразделяются на постоянных и временных.

С  учетом  изложенных   принципов   классификации   строится   процесс управления персоналом торгового предприятия.

Главная цель управления персоналом состоит в формировании  численности и состава работников, отвечающих специфике  деятельности  данного  торгового предприятия  и  способных  обеспечивать  основные  задачи  его  развития   в предстоящем периоде.[4]  

 

 

 

1.1.2. Эффективность  использования персонала

Результатом эффективного управления персоналом является сосредоточение усилий работников на выполнении задач, намеченных стратегией организации, обеспечение  эффективного использования интеллектуальных и физических возможностей занятых, реализация их потенциала, повышение качества жизни, укрепление трудовых отношений в духе сотрудничества и улучшение морального климата, достижение взаимной выгоды индивидов, профессиональных и социальных групп персонала организации, формирование у работников необходимых организации интересов и поведения с целью интеграции ожиданий организации с их  интересами. Конечная цель работы с персоналом обеспечение максимального сближения ожиданий организации и интересов работника, связанных с профессиональной деятельностью.

Появление в России в сложившейся  экономической ситуации самостоятельного вида деятельности специалистов-менеджеров по управлению персоналом означает отказ  от минимальных вложений в человеческие ресурсы, затрагивающих лишь внешние  производственно-бытовые стороны  труда. Новая концепция исходит  из экономических критериев деятельности работников, ориентируется на инвестиции, необходимые для обучения, и тренинга персонала, максимального раскрытия  возможностей и способностей как  отдельной личности, так и профессиональных и социальных групп.

Принцип соотнесения денежных затрат на развитие персонала и получаемых результатов в виде прибыли становится не только общепризнанным, но и первостепенным для менеджмента в России. Такой  подход базируется на долгосрочной стратегии  бизнеса, полностью соответствует  ей и способствует видоизменению  деятельности персонала в производственно-технической  и социально-экономической сферах. Систему управления персоналом можно  разделить на две подсистемы: тактическую  и стратегическую. На первую возложены  такие функции, как организация  набора рабочей силы (поиск, собеседование, тестирование, оформление документов); подготовка, переподготовка и повышение  квалификации кадров; организация распределения, перемещения, продвижения, увольнения работников, оценка и выработка рекомендаций об их дальней судьбе; текущий учет и планирование потребностей кадрах в рамках года на основе анализа  их состояния.[5]

Стратегическая подсистема ориентируется  на разработку перспективной кадровой политики на основе анализа структуры  персонала, эффективности использования  рабочего времени, прогнозов развития производства, занятости. Работа с персоналом превратилась в последние годы в  одну из основных обязанности руководителей  всех уровней и направлений, которые  должны придерживаться определенных правил. Основные из них следующие:

-безусловная ориентация на требования  законодательства о труде;

-учет не только текущих, но  и перспективных потребностей  организации в персонале, исходящих  из задач ее развития, прогноза  рыночной конъюнктуры и тенденций  естественного движения рабочей  силы;

-соблюдение баланса интересов  организаций и е работников;

-создание условий для сокращения  числа увольнений и сохранения  занятости;

-максимальная забота о каждом  человеке, уважение его прав, свобод, достоинств.

Результативное управление персоналом основывается на социальном партнерстве, под которым понимаются взаимосвязанные  действия администрации трудового  коллектива, профсоюзов и иногда представителей государства. Стороны обязаны выполнять  некоторые требования.

Трудовой коллектив — наращивать производительность труда, повышать качество работы, соблюдав сроки выполнения заданий, производственную и другие дисциплины, материально и морально отвечать за результаты труда.

Администрация — обеспечивать занятость  и предотвращать массовые увольнения, материально стимулировать работников, индексировать заработную плату  в соответствии с ростом цен, обеспечивать работников социальными пособиями  при временной нетрудоспособности и потере работы.

Информация о работе Совершенствование системы мотивации и стимулирования труда на предприятии ЗАО «Курский завод аккумулятор»