Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы:
1. Проанализировать методы стимулирования и мотивации персонала в России как в общем, так и на примере ЗАО «Курский завод аккумулятор».
2. Изучить основные теории мотивации и основные методы стимулирования персонала.
3. Сделать выводы об экономическом эффекте при введении на производстве данных методов.
4. Рассмотреть основные недостатки мотивации и стимулирования персонала на предприятии ЗАО «Курский завод аккумулятор»
Введение
1. Теоретические аспекты стимулирования и мотивации труда
1.1 Понятие, сущность мотивации и стимулирования
1.2 Основные методы стимулирования и мотивации труда
1.3 Особенности современных теорий мотивации
2. Анализ стимулирования и мотивации труда в организации ЗАО «Курский завод аккумулятор»
2.1 Социально–экономическая характеристика ЗАО «Курский завод аккумулятор»
2.2 Анализ системы трудовой мотивации и стимулирования труда на предприятии ЗАО «Курский завод аккумулятор»
3. Совершенствование системы мотивации и стимулирования труда на предприятии ЗАО «Курский завод аккумулятор»
3.1 Совершенствование материальных методов стимулирования труда на предприятии ЗАО «Курский завод аккумулятор»
3.2 Добавление социально–психологических методов стимулирования и мотивации труда
3.3 Добавление новых организационно–производственных методов стимулирования труда
Заключение
Список используемой литературы
2.3. Развитие выплат материальной
помощи из прибыли с учетом
личности работника и
2.4. Наличие четкого положения о премировании
2. Ликвидация системы
2.1.Эпизодическое
2.2. Централизованное
2.3. Прекращение выплат
2.4. Отсутствие положения о премии
3. Развитие социального и
3.1. Создание негосударственного
пенсионного фонда или
3.2. Страхование работников за счет предприятия
3.3. Обеспечение работников
3. Игнорирование социального и медицинского обеспечения
3.1. Использование только
3.2. Ликвидация или отсутствие
страхования работников за
3.3. Ликвидация или отсутствие
обеспечения фирменной одеждой,
Экономические и социально-психологические
инструменты носят косвенный
характер управленческого воздействия.
Нельзя рассчитывать на автоматическое
действие этих методов и трудно определить
силу их воздействия на конечный результат.
Экономические методы осуществляют
материальное стимулирование коллективов
и отдельных работников, они основаны
на использовании экономического механизма.
Социально-психологические
Социально-психологические
Такое разделение достаточно условно, в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических инструментов.
Социологические методы играют важную
роль в управлении персоналом, они
позволяют установить назначение и
место сотрудников в
Значение социологических
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главная их особенность – обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека ан решение конкретных задач предприятия. [8]
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СИСТЕМ
2.1. Понятие стимулирования труда
С развитием предпринимательской
деятельности предприятия получили
свободу в решении вопросов организации
производства и оплаты труда работников.
Целью предоставления широких полномочий
предприятиям в решении этих вопросов
являлось создание предпосылок для
повышения производительности труда,
улучшения качества продукции и
совершенствования механизма
Понятие стимулирования связано с
понятием производственного коллектива.
Производственный коллектив и каждый
его член являются объектами стимулирования.
При управлении производственным коллективом
основное внимание должно уделяться
организации трудового процесса
и стимулированию работников. Организации
управления производственным коллективом
должно предшествовать четкое формулирование
стоящих перед ним задач, главными
из которых являются производство продукции,
работ, услуг и реализация на основе
полученной прибыли социальных и
экономических интересов
Стимулирование направлено на увеличение
объема, расширение ассортимента, повышение
технического уровня и качества выпускаемой
продукции с учетом достижений научно-технического
прогресса. В свою очередь, эффективная
и качественная работа влечет за собой
снижение себестоимости и повышение
рентабельности производства, что дает
возможность дополнительно
Говоря о стимулировании наемных работников, мы подразумеваем всех работников предприятия, а не только производственных рабочих. В связи с этим необходимо разделять понятия "эффективность труда" и "производительность труда" работников. Производительность труда работников определяется не только усилиями самого работника, но и зависит от других причин: ввода новой техники и технологии, применения новых видов сырья и материалов, внедрения более совершенных форм организации производства и труда. Эффективность же труда работников целиком зависит от них самих, от их личных качеств и способностей при прочих равных условиях.[9]
На сегодняшний день важно восстановить роль материального стимулирования на предприятии.
Таким образом, стимулирование наемных работников на предприятии тесно связано с научной организацией труда, в которую входит нормирование труда, представляющее из себя четкое определение круга трудовых обязанностей работника и тех качественных и количественных результатов труда, которые от него требуются.
Говоря о стимулировании работников,
надо учитывать и такое понятие
как мотивация труда. Мотивация
определяется двумя понятиями: потребность
и вознаграждение. Потребности бывают
первичные и вторичные. К первичным
относятся физиологические
Можно выделить следующие методы мотивации трудовой деятельности.
Рисунок 2.1 Методы мотивации труда работников
При стимулировании труда как предоставлении работнику вознаграждения за труд, которое он использует для удовлетворения своих потребностей, необходимо учитывать, что разные люди по-разному подходят к этому вопросу, определяя для себя различные ценности. Так, для человека высокого материального достатка лишнее время для отдыха может быть более значимо, чем дополнительный заработок, который он получил бы за сверхурочную работу. Для многих людей, например, работников, занимающихся интеллектуальным трудом, более значимыми будут уважение со стороны коллег и интересная работа, чем дополнительные деньги, которые он мог бы получить, займись торговлей или став коммерческим агентом.
Поэтому вознаграждение за труд может быть двух типов: внутреннее и внешнее.
Внутреннее вознаграждение – это удовольствие, получаемое человеком от работы, от уважения со стороны коллег, от причастности к коллективу.
Внешнее вознаграждение – это материальные выгоды, продвижение по служебной лестнице, повышение социального статуса.
Поэтому при стимулировании работников,
не только материальном, руководителю
необходимо выявлять потребности работников,
чтобы потребности более
К сожалению, в современных российских
условиях во многом утрачены стимулы
в работе, формирующие у сотрудника
ощущение внутреннего вознаграждения.
Как показывают исследования, абсолютное
большинство работников ставит во главу
угла материальный фактор и лишь незначительное
их число (в основном руководители)
говорит о необходимости
Поэтому, безусловно, одной из целей стимулирования наемных работников должно быть возвращение интереса к труду, воспитание сопричастности к общему делу в коллективе.
При решении вопросов стимулирования
работников необходимо исходить из приоритетов
в мотивации труда у
Так, в России около 60% работников придерживаются мнения, что основной стимул к труду – это получение необходимых средств к существованию. И только около 20% на первое место ставят удовлетворение от работы, от ее социальной значимости независимо от размера оплаты. Соответственно, при создании системы стимулирования на предприятии в основу ее создания должны быть положены превалирующие над остальными типы трудовых мотиваций. В сегодняшней российской ситуации это материальный фактор как средство для существования.
Помимо этого, важно знать, как распределяются трудовые мотивации по отдельным группам работников. Именно исходя из этого, необходимо устанавливать разные системы оплаты труда и стимулирования его эффективности и качества в целом по группам работников.
Так, руководители предприятий большее
значение придают важности выполняемой
работы, получению удовлетворения от
трудовой деятельности (около 40%) и меньшая
часть (около 35%) – материальному
фактору. Остальные группы работников
на первое место ставят мотивацию
получения средств к
Например, среди руководителей
структурных подразделений
Подобного рода различия в типах трудовых мотивов легко объяснимы: руководители предприятий, руководители среднего звена, как правило, хорошо материально обеспечены, у них не бывает задержек в заработной плате, они не думают, как прокормить себя и семью. Этим и объясняются их потребности в удовлетворении от труда. Тогда как у служащих и рабочих проблемы иного уровня – они рассматривают заработную плату и, соответственно, работу только как источник средств для существования.
Все эти данные говорят о том, что при стимулировании работников нужен индивидуальный подход как к работникам разного социального и должностного статуса, так и к отдельным работникам в пределах различных групп.
Таким образом, невозможно правильное стимулирование наемных работников без учета их трудовых мотиваций. Именно на этом принципе и должна строиться система стимулирования, которая должна быть гибкой, легко изменяющейся по отношению к разным категориям персонала, а не костной, не позволяющей правильно оплатить труд в соответствии с его эффективностью и качеством и учесть все нематериальные стимулы к труду.[10]
В современной практике многие фирмы используют дополнительные методы стимулирования (см. рис. 2). К дополнительным методам стимулирования можно отнести:
-ценные подарки;
моральные поощрения;
-отгулы, дополнительные отпуска;
-привлеченные средства
-долевое участие персонала в прибыли;
-продажа акций компании.
Рисунок. 2.2. Дополнительные методы стимулирования
Наряду с дополнительными
-оплата жилья;
-организация отдыха (льготный проезд, оплата бензина и т .д.);
-обучение за счет компании;
-страхование;
-предоставление ссуд;
-оплата общественного
Рисунок. 2.3. Льготы
2.2. Роль и значение процесса стимулирования труда
На сегодняшний день в ведущих западных фирмах стимулирование персонала рассматривается как элемент общей системы работы с персоналом, который неразрывно связан с нею и со всеми другими элементами системы. Этот подход предполагает, что человеческий фактор является одним из определяющих в успехе организации в условиях конкурентной борьбы на рынке. Поэтому в программу работы с персоналом помимо определения форм и методов стимулирования наемных работников входят планирование кадрового состава, качественная подготовка персонала, формирование показателей оценки как рабочих мест, так и результатов труда, тренинги по специальности и по менеджменту для руководящих кадров и другие направления работы с персоналом.[11]