Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 20:15, дипломная работа
В процессе работы выполнены следующие исследования: изучено экономическое содержание и назначение транспортного страхования грузов, проанализирован рынок страхования грузов в РБ, внесены предложения по его совершенствованию. Методом исследования является структурный анализ современного состояния рынка страхования грузов.
В процессе работы широко применялись общенаучные методы и приемы, а именно: анализ и группировка, экономика-статистические сравнения, системный подход и др.
По соглашению между страхователем и страховщиком в ЗАСО «Белнефтестрах» предусмотрено, что стороны могут оговорить размер собственного участия страхователя в возмещении ущерба - условную либо безусловную франшизу. В этом случае к страховому тарифу применяются соответствующие корректировочные коэффициенты.
При условной франшизе ЗАСО «Белнефтестрах» освобождается от ответственности за ущерб, не превышающий установленной суммы франшизы, и обязан возместить ущерб полностью, если его размер больше суммы франшизы. При безусловной франшизе из размера ущерба, подлежащего возмещению страховщиком, вычитается установленная договором франшиза.
Франшиза не
применяется в отношении
В период действия договора страхования страхователь обязан сообщать в страховую компанию о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, если эти изменения могут существенно повлиять на увеличение страхового риска. Значительными, во всяком случае, признаются изменения, указанные в договоре страхования и в переданных страхователю Правилах страхования. Страховщик в этом случае вправе потребовать изменения условий договора страхования или уплаты дополнительного страхового взноса соразмерно увеличению степени риска.
При страховании по Генеральному полису дополнительный страховой взнос рассчитывается по следующей формуле:
ДВ = (НСС * Т2 – ПСС * Т1) * n/t,
где ДВ – дополнительный страховой взнос;
ПСС – прежняя страховая сумма;
НСС – новая страховая сумма;
Т1 – страховой тариф на момент заключения договора страхования (Генерального полиса) с учетом корректировочных коэффициентов;
Т2 – страховой тариф на момент увеличения степени риска с учетом корректировочных коэффициентов;
n – количество дней, оставшихся до окончания срока действия договора страхования (Генерального полиса) с момента увеличения степени риска;
t – срок действия договора страхования (Генерального полиса) в днях.
Страхованием грузов ЗАСО «Белнефтестрах» занимается на протяжении всего периода своего существования. Единственной особенностью является то, что на протяжении всего этого периода времени это были грузы своих же учредителей. И выход на широкий рынок с данным страховым продуктом не осуществлялся. К сожалению, к настоящему моменту ситуация особо не изменилась. Все также продолжая страховать грузы своих учредителей, компания объемы страховых взносов в страховом портфеле не наращивает.
Договоры на страхование грузов своих учредителей страховая компания оформляет на основании заключения Генерального полиса. В нем указываются:
- объект страхования
- объем ответственности страховщика;
- способ транспортировки груза;
- страховая сумма;
- страховой тариф и страховой взнос;
- реестры застрахованных грузов;
- прекращение договора страхования;
- обязанности страхователя
при наступлении страхового
- документы на выплату страхового возмещения;
- определение ущерба;
- выплата страхового возмещения;
- срок действия генерального
полиса, порядок изменения и
- дополнительные условия;
- юридические адреса сторон;
Объектом страхования в основном являются нефть и горюче-смазочные материалы, перевозимые только железнодорожным транспортом. Что касается нефти в трубопроводе, то существует проблема. Она связана с тем, что теоретически нефть в трубах можно застраховать, но это достаточно сложная процедура, так как будет трудно выяснить, чья конкретно нефть из трубопровода вытекла при наступлении страхового случая. Кроме того, основной риск для этой группы грузов – недолив при перекачке из транспортных средств в терминалы, а для нефтепродуктов, кроме того, - загрязнение и разбавление водой, что практикуется при перевозке светлых нефтепродуктов.
Заявление о их страховании содержит маршрут следования груза, каким видом транспорта осуществляется перевозка, срок страхования, род упаковки и условия перевозки. Именно на основании этих условий и осуществляется расчет страхового тарифа. Наиболее распространенным вариантом страхования является страхование «с ответственностью за все риски».
Базовый страховой тариф
для страхования грузов в компании
установлен в размере 0,2%. В дальнейшем
он изменяется на основании применяемых
поправочных коэффициентов. Для
Генерального полиса применяется вспомогательный
поправочный коэффициент в
Уплата страхового взноса по действующему Генеральному полису происходит в рассрочку ежемесячно по принципу предоплаты. Первоначальный взнос уплачивается в белорусских рублях по курсу НБРБ на день заключения договора. Оставшаяся часть страхового взноса уплачивается равными долями не позднее последнего дня оплаченного месяца.
Ежемесячно после окончания оплаченного месяца на основании предоставленных за этот период сведений о фактически отправленных грузах, подпадающих под действие Генерального полиса, страховщик пересчитывает страховой взнос за истекший месяц на основании фактического объема (стоимости) грузов, заявленных к перевозке. Если уплаченный страховой взнос за этот месяц менее рассчитанного, страховщик выставляет счет предприятию для доплаты разницы страхового взноса. Перерасчет страхового взноса, его доплата или возврат производится до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Отличительной особенностью
страхования грузов страховой
компанией «Белнефтестрах»
Анализируя деятельность ЗАСО «Белнефтестрах» в области страхования грузов необходимо обратить внимание на то, какой удельный вес занимает данный вид страхования в страховом портфеле компании (таблица 4).
На основе информации, представленной в таблице 6, можно видеть, что по сравнению с 2004 и 2005 годами количество действующих договоров в 2006 и 2007 годах по страхованию грузов уменьшилось.
Так в 2004г. было заключено 12 952 договоров по страхованию грузов, а уже 2007г. всего 4 025, то есть количество выписанных страховых полисов сократилось в 3,2 раза. Сумма ответственности при этом тоже уменьшается, но не в таких пропорциях: 2004г. – 564 052 816,6 тыс.р., 2005г. – 445 002 893,1 тыс.р.[51], это связано с тем, что хотя договоров заключено и меньше, но стоимость груза все также велика и его страхование также важно.
Кроме того, в страховом портфеле «Белнефтестраха» с каждым годом происходит уменьшение удельного веса данного вида страхования, а это гораздо серьезнее.
Таблица 4. Данные по договорам, заключенным на начало года и договорам, по которым выплачено страховое возмещение за период 2004-2008г.
Год |
По договорам, заключенным и вступившим в силу в отчетном периоде |
Выплачено за отчетный период | ||||
Кол-во догово-ров, шт. |
Уд. вес от всех взносов, % |
Сумма взносов, тыс. руб. |
Сумма ответствен-ности, тыс. руб. |
Кол-во догово-ров шт. |
Сумма выплат, тыс. руб. | |
2004 |
12952 |
42,2 |
1 059 620,3 |
564 052 816,6 |
1 |
10 488,5 |
2005 |
10378 |
20,8 |
1 237 016,5 |
484 917 979,7 |
2 |
3 475,9 |
2006 |
3540 |
2,9 |
468 750,4 |
312 772 407,2 |
4 |
6 383,7 |
2007 |
4025 |
2,8 |
639 083,5 |
445 002 893,1 |
4 |
4 295,8 |
2008 |
4078 |
2,8 |
789 089 |
545 005 876 |
4 |
5 678,9 |
Примечание. Источник: собственная разработка [44]
В 2004 году страхование грузов занимало наибольший удельный вес в страховом портфеле компании 0,42 или 42%, в 2005 году – 0,21 или 21% страхового портфеля принадлежал страхованию карго, а за прошедший год уже всего лишь 0,028 [51].
Особенно сильный скачок произошел в 2006 году, после того как расходы на страхование компании-учредители были обязаны уплачивать из прибыли, а может быть и из-за уменьшения прибыли самих компаний. Тем не менее, складывающуюся в компании ситуацию по страхованию грузов можно назвать стабильной, хотя и не сильно перспективной.
С другой стороны, резкое уменьшение взносов можно охарактеризовать как смену основной стратегии самой компании. В 2006 году ЗАСО «Белнефтестрах» была дана лицензия на осуществление обязательного страхования владельцев автотранспортных средств. И компания просто резко перешла на формирование большей части своих доходов за счет этого вида услуг. Кроме этого все отлично осознавали, что страхование грузов более хлопотное дело, чем ОСАГО.
Резюмируя вышеизложенное можно представить в виде диаграммы.
Рисунок 3. Динамика удельного веса договоров по добровольному страхованию грузов в портфеле ЗАСО «Белнефтестрах» за период 2004-2008г.
Примечание. Источник: собственная разработка [44]
Действующая практика ЗАСО «Белнефтестрах» показывает, что для развития данного вида страхования требуется масса усилий со стороны страховых компаний. Даже имея подспорье в виде страхования грузов своих учредителей, ЗАСО «Белнефтестрах» работает над предоставлением заинтересованным лицам наиболее выгодных условий страхования, с тем чтобы данный вид не был полностью потерян ею. Страхование карго имеет массу привлекательных сторон, которые при должном представлении привлекут в эту сферу множество заинтересованных компаний, занимающихся перевозками грузов. Ведь данная страховая услуга не только наиболее цивилизованный способ покрытия всевозможных убытков, но и экономически более правильный.
Информация о работе Страхование грузов и пути его развития (на примере ЗАСО «Белнефтестрах»)